Введение
Глава 1 Современное состояние проблемы исследования личности с помощью конструктивистских подходов: нарративного интервью и дискурсивного анализа
1.1. Понятие личности
1.2. Конструктивизм в исследовании личности
1.3. Нарративное интервью
1.4. Дискурсивный анализ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном мире существует несколько понятий личности. В древнем Риме слово «Личность» отождествлялась со словом «Личина» т.е. «маска». В психологическом словаре слово «личность» обозначает человеческого индивида как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности. Другое значение – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности.
Личность представляет интерес не только для психологии, но и для социологии, педагогики, истории и других наук, которые стремятся изучать ее с разных сторон, в разных связях и отношениях.
Так как личность является наиболее сложным психическим конструктом, в ней тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности — различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.
В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей. В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме, разнообразием интересов исследователей и направленностью на различные проявления личности. В этой курсовой работе мы рассмотрим два метода исследования личности конструктивистского подхода.
Цель: Изучение современных методов исследования личности: нарративного интервью и дискурсивного анализа
Глава 1 Современное состояние проблемы исследования личности с помощью конструктивистских подходов: нарративного интервью и дискурсивного анализа
1.1. Понятие личности
Человек рождается на свет человеком. У новорожденного конфигурация тела предусматривает возможность ходить прямо, структура мозга позволяет развивать интеллект, строение руки позволяет в будущем использовать орудия труда. Факт принадлежности ребенка к человеческому роду фиксируется понятием индивид. Появившись на свет как индивид, человек включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает его как личность.[7]
Существует несколько трактовок понятия личность.
С древних времен человека занимал вопрос о своем месте в этом мире. Кардинально изменяя окружающую реальность, человек изменял и себя, он становился не только субъектом, но и объектом собственного познания.
Однако проблема человека поднимается только в античной философии. Изначально личность отождевлялась с «душой» - той нематериальной субстанцией, что предположительно находиться в теле человека. В Средние века изучение личности являлось прерогативой философии и религии. А в Новое время объяснение личности затрагивает больше сторон психических явлений таких как, самосознание и сознание. Сейчас психологи трактуют понятие личности по-разному.
Так, А.В. Петровский говорит о становлении личности как о приобретении как о приобретении индивидом особого социального качество. Такое социальное качество является системным, а приобретается в предметной деятельности и общении. Оно характеризует представленность в индивиде общественных отношений.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены два метода исследования личности: нарративное интервью и дискурсивный анализ.
В ходе исследования было установлено, что нарративное интервью - представляет собой свободное повествование о жизни интервьюируемого без вмешательства со стороны интервьюера. Возникновение нарративного подхода в терапии принято связывать с именами Майкла Уайта и Дэвида Эпстона и публикацией в 1990 году их книги «Нарративные средства достижения терапевтических целей».
В основе нарративного подхода лежит представление о том, что реальность не существует объективно, а непрерывно конструируется во взаимодействии людей друг с другом. В результате этого взаимодействия отдельными сообществами людей создаются убеждения, ценности, законы, представления, которые находят выражение в языке. Сквозь призму этих представлений члены сообществ интерпретируют мир, наделяют смыслом те или иные явления, события, процессы их жизни.
Нарративное интервью является одним из самых эффективных способов по изучению личности. Именно через рассказ психолог получает информацию о проблеме пациента. Не участвуя активно в процессе рассказа, но ненавязчиво вытаскивает проблему наружу, затем помогает составить план решения проблемы. На таком рода интервью пациент чувствует себя свободно, решая самостоятельно, что нужно говорить психологу.
Второй метод исследования личности, изученный в данной курсовой работе, является дискурсивный анализ. Дискурсивный анализ - совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Тематическую, предметную и методическую специфику таких исследований призвано подчеркнуть само понятие дискурса, под которым понимается социально обусловленная и культурно закрепленная система
1. Burman, E. and Parker, I. Discourse Analytic Research: Repertoires and Readings of Texts in Action. - London and New York: Routledge
2. J. Freeman, D. Epston, D. Lobovits Playful approaches to serious problems: narrative therapy for children and their families – WW Noriton and Company, 1997
3. Potter & Wetherell Discourse and Social Psychology, 1987
4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа — М.: Изд-во МГУ, 1990.
5. Белановская О.В.Психология личности. – Минск, 2001. – 187 с.
6. Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. – 420с.
7. Дыгун М.А. Конспект лекций по общей психологии – Минск: «Жаскон», 2005
8. Крукович В.И. Нарративное интервью
9. Кутузова Д. А. Нарративный подход в работе психолога образования - Вестник практической психологии образования. 2007. № 3
10. Маклаков А.Г. Общая психология – Питер: Питер Пресс, 2008
11. Марищук Л.В. Психология Пособие – Минск: Тесей, 2011
12. Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ :Транзиткнига, 2006.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
14. Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.
15. ШапарьВ.Б. Словарь практического психолога.- М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005
16. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию – Минск: Асар, 2005
17. Сайт http://yaideti.ru/moyasemya/narrativnaya-psixoterapiya.html