ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Функции практических (лабораторных) занятий
1.2 Организация практических и лабораторных занятия
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
2.1 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия
2.2 Занятие по теме: «Ощущение и восприятие»
2.3 Обработка и анализ результатов занятия
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Организация и методика преподавания психологии является особой учебной дисциплиной, так как психологию следует трактовать как науку социально-историческую, но и содержащую естественно-научные методы исследования. Ведущую роль в психологии играют методы социальных наук и гуманитарного познания.
В процессе овладения психологическими знаниями целью обучения психологии является освоение студентами методов взаимодействия и общения при совместном решении многообразия жизненных ситуаций.
Особенность преподавания психологии заключается именно в том, что преподаватель организует со студентами ситуации продуктивных взаимодействий и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию имеющегося у студентов опыта и создания перспективного развития.
Одним из творческих подходов преподавания психологии является проект сценария лекции или практических (лаборанторных) занятий, который выражатся в методической разработке. Тема сценария лекции или практического занятия выбирается самим студентом, однако ему задается план, в рамках которого выполняется самостоятельно разрабатываемый сценарий. Уже само планирование занятия является для студента практической деятельностью, которой можно овладеть с помощью сокурсников и преподавателя. Деятельность по написанию плана занятия – также творческая, поскольку носит продуктивный характер: создается оригинальный конспект урока, который фиксируется с помощью письменной речи. Таким образом, в процессе обучения организации и методики по дисциплине психология происходит интеграция знаний преподавателя и студентов, рождается творческая лаборатория.
Цель работы организация практического занятия по психологии
Объект исследования практические (лабораторные) занятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
Психология сравнительно новая наука, которая имеет ряд особенностей.
Эта наука изучает одни из самых сложных явлений, которые известны человечеству. Ее особенность в уникальных практических следствиях.
Психология, одна из перспективных наук, и имеет связи с разными областями науки (в ней мы выделяем биологический аспект, общественно-политический, математический).
Цели обучения психологии определяются особенностями ее содержания как гуманитарной дисциплины.
Гуманитарное познание - особый тип научного познания, предполагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания. Кроме того, психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, художественное, наглядно-действенное и так далее. Таким образом, к целям обучения психологии можно отнести: теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности (то есть единство теории и практики); умение преобразовать не только других людей, но и себя. [6].
Существовавшее до XIX века отношение учителя к ученикам, при котором учитель лишь передавал готовые знания, в миниатюре воспроизводило отношение духовной элиты к обществу.
К началу XIX века становление духовного производства, обучение в высшей школе приобретает массовый характер. Привилегированное положение интеллектуала как «приобщенного к Истине» ставится под сомнение. И эта утрата интеллектуалом «учительской» позиции означала то, что отныне преподаватель и ученик находятся в равной позиции по отношению к истине, и
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
2.1 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия
Цель нашего занятия: актуализация психических и познавательных процессов ощущения и восприятия.
Задачи занятия: закрепить понятия ощущения и восприятия как сенсорных процессов; определить взаимосвязь и различие ощущения и восприятия; исследовать особенности нормального процесса восприятия и его искажения; а также исследовать ведущий канал восприятия.
Перед выполнением заданий преподаватель с помощью мультимедиа, восстанавливает в памяти обучающихся материала лекции, который относится к данному занятию. После того, как преподаватель убедился, что все обучающиеся правильно поняли инструкции и знают, что и в какой последовательности делать, преподаватель приступает к выполнению упражнений [9, с.36].
Занятие рассчитано на два академических часа.
Материально-техническое обеспечение: доска и мел; тетрадь для практических работ, принадлежности; плоский предмет (один предмет на двух учащихся); компьютер; мультимедийное проекционное оборудование;
Раздаточный материал: карточка с заданиями (каждому участнику); анкета обратной связи, (Приложение 1).
2.2 Занятие по теме: «Ощущение и восприятие»
С помощью проектора преподаватель показывает кадры, которые изучались на предыдущем лекционном занятии, восстанавливая тем самым в памяти студентов пройденный материал. Этот момент очень важен, так как
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы, изложим полученные результаты. Цель работы состояла в организации практического занятия по психологи.
Поставленная цель была достигнута через решение следующих задач:
Изучив литературу, мы определили, что основной задачей дисциплины является формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях.
Практическим (лабораторным) занятиям отводится важная роль. Данные занятия обучают студентов применять теоретические знания на практике. На таких занятиях студенты отрабатывают фрагменты будущей деятельности в виде учебных задач. С помощью задач они изучают различные действия по применению соответствующих психологических знаний.
Также они способствуют тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной жизни.
Далее было разработано практическое занятие по теме «Ощущение и восприятие», состоящее из заданий, направленных на актуализацию знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия.
Как наиболее эффективными образовательными технологиями, способствующими обучению студентов, мы определили технологии интерактивного обучения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, обязательной обратной связи, создавая тем самым среду образовательного общения.
Цель занятия: актуализация психических и познавательных процессов ощущения и восприятия.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2000. – 304 с.
2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва – Ростов-на-Дону, 2004. – 334 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 671 с.
4. Григорович Л.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов по специальности 031000 «Педагогика и психология». – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
5. Гиперцинский В.И. Введение в методику преподавания психологии.-Л., 1982.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
7. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении, - М., 1987.
8. Маклаков А.Г. Психология Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
9. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. - М., 1971.
10. Национальная философская энциклопедия. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.
11. Педагогика и психология высшей школы. /под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.
12. Самыгин С.И. Психология и педагогика: для студентов вузов. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 248 с.
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
14. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд.; перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
15. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. [Текст] Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. – 349с.