ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности усвоения знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система работы по формированию знаний о беспозвоночных животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Методические рекомендации по формированию знаний о беспозвоночных животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Процесс развития специального образования основан на социально-экономических и политических изменениях, которые происходят в стране. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду нормально развивающихся сверстников является ведущим направлением работы по развитию специальной педагогики и психологии.
Основной целью преподавания биологии в коррекционной школе является формирование у учащихся биологических понятий и концепций, демонстрация взаимосвязи между природными явлениями, формирование представления о целостной картине мира. Общение с природой способствует развитию у учащихся с нарушениями интеллекта интереса к окружающей действительности, обогащает их жизненный опыт. Знания о природе, полученные студентами на уроках биологии, во время экскурсий и практических занятий, являются основой для формирования элементов научного мировоззрения.
Исследованиями в области изучения биологических понятий учащимися с нарушениями интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых необходимо выделить таких как И.В. Кабелка, А.Н. Гамаюнова, Е.А. Ковалева, С.С. Кручинина, Т.М. Лифанова, М.П. Мирончик и т.д.
Данные исследователи ссылаются на трудности морфологической характеристики биологического объекта, которые связаны в большинстве случаев с недостаточным пониманием и усвоением биологической терминологии; учащиеся не дают полного описания, опускают органы, не поддающиеся чувственному восприятию, нарушают последовательность описаний.
Слабо владеет методами индукции, классификации, анализа, синтеза и сравнения. Ученики испытывают трудности с определением причин для понимания скрытых процессов, происходящих в организме, и закономерности совокупности научных знаний о мире природы. Им трудно перенести свой опыт на реальные ситуации.
Эти трудности обусловлены, с одной стороны, спецификой психического и психологического развития детей с нарушениями интеллекта, а с другой - несовершенством применяемых в классе методов и приемов, которые не в полной мере используют коррекционные и психологические возможности предмета биологии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Для современной системы обучения характерными являются такие особенности как формирование специфических требований к процессу обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Общий закон для учащихся с нарушениями интеллекта основан на проблемном подходе. Проблемное обучение учащихся в популярных школах было предметом внимания ученых и не утратило своего значения в современных системах образования. Поэтому одни исследователи (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) рассматривали его в широком смысле и определяли как новый тип обучения, другие (Л.М. Панчешникова, В. Кон) - как метод обучения, третьи (Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов) - как метод или принцип обучения. Некоторые авторы (Г.Ю. Ксенозова, Н.Г. Савина) рассматривают проблемное обучение как новую педагогическую технологию. Несмотря на различные взгляды, общим для всех ученых является то, что в проблемно-ориентированном обучении учащиеся постоянно вовлечены в проблемные ситуации и решают учебные задачи [3, с.25].
По мнению И.А. Кабелки, следует подчеркнуть, что в настоящее время разрабатываются и активно внедряются новые технологии в обучение учащихся с нарушениями интеллекта. Однако использование терминов «проблемно-ориентированное обучение» и тем более «методы проблемно-ориентированного обучения», мягко говоря, некорректно. По известным причинам учебная программа в дополнительных школах не может быть основана исключительно на решении учащимися познавательной задачи. Как правило, традиционное обучение (воспроизведение и объяснительное изложение материала, формирование умений на основе моделей и т.д.) сочетается с проблемными элементами разного уровня, включая несложные учебные задачи.
Проблемно-ориентированный подход к обучению включает в себя несколько этапов. На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию в классе. На втором этапе учитель ставит перед классом проблему. На третьем этапе, под непосредственным руководством учителя, учащиеся ищут пути решения проблемы. Четвертый этап предполагает совместное решение когнитивной задачи, а затем проверку ее правильности.
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1 Система работы по формированию знаний о беспозвоночных животных у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Тема урока: «Речной рак. Место обитания и образ жизни»
Цель урока: формирование знаний о особенностях строения речного рака в связи с средой обитания.
Задачи урока:
Образовательные: познакомиться с особенностями внешнего строения класса Ракообразных в связи с образом жизни и средой обитания.
Развивающие: работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия. Развивать речь, обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.
Оборудование: вербально-информационный (учебник, рабочая тетрадь, презентация).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин)
2. Актуализация знаний: фронтальный опрос.
1) Членистоногие это…?
2)Тело членистоногих состоит из…?
3)Какой процент членистоногие занимают на земном шаре?
4)Назовите основные классы членистоногих?
5)Чем покрыто тело членистоногих?
6)Хитин это?
3. Изучение нового материала:
Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой рак в аквариуме.
Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что при формировании процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью педагоги чаще всего проблемный подход в обучении, которому характерны многие модификации и происходит формирование совершенно нового представления о том, какие потребности учащихся необходимо удовлетворять. Также крайне важен дифференцированный подход и деятельностный.
Мы определили основные особенности усвоения информации и знаний учащимися с интеллектуальной недостаточностью на примере биологических знаний. Нами было определено, что основными сложностями являются такие как понимание терминологического языка, понимание причинно-следственных связей, усвоение понятий и формирование понимания определенных морфологических особенностей.
Все эти аспекты формируют необходимость в определении работы, которая будет способствовать повышению уровня усвоения знаний детьми с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе исследования нами было отмечено, что построение работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью представляет собой системный процесс, который направлен на формирование знаний детей о беспозвоночных животных.
Работа по ознакомлению детей с беспозвоночными животными длительная и требует соблюдения многих правил и аспектов деятельности. Для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью применяются такие формы работы как демонстрация, показ, проведение дидактических игр, проведение беседы и т.д.
Основные этапы работы педагога над ознакомлением учащихся с беспозвоночными животными:
1. Организуя наблюдение за детьми, учитель продумывает систему вопросов и ответов на конкретные темы.
2. Опираясь на наглядные средства, школьники под непосредственным руководством учителя вычленяют наиболее существенные признаки, которые характерны для определенной группы.
3. Выяснение несущественных признаков происходит посредством модификации наглядных условий.
4. Проведение работы по разграничению существенных и несущественных признаков посредством проведения биологических диктантов и специальных карточек.
1. Гамаюнова, А. Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А. Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20–31.
2. Кабелка, И. В. Проблемный подход в обучении биологии учащихся вспомогательной школы / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5.– С. 48–52.
3. Кабелка, И. В. Работа с терминами на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. В. Кабелка. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 24–29.
4. Кабелка, И. В. Формирование приемов умственной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 5. – С. 43–49.
5. Кабелка, И. В. Умственное развитие учащихся школы VIII вида в процессе обучения естествознанию / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 42–49.
6. Кабелка, И. В. Обучение биологии учащихся вспомогательной школы: учеб-метод. пособие / И. В. Кабелка. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2013. – 180 с.
7. Кабелка, И. В. Формирование знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии / И. В. Кабелка // Спецыяльная адукацыя. – 2017. – № 3. – С. 22–29.
8. Ковалева, Е. А. Усвоение биологических знаний и применение их на практике учащимися вспомогательной школы / Е. А. Ковалева // Дефектология. – 1969.– № 5. – C. 41–46.
9. Кручинина, С. С. Активные приемы работы на уроках естествознания во вспомогательной школе: метод. рекомендации / С. С. Кручинина, О. Г. Деркачева, И. П. Макарчик / М-во народного образования БССР, Респуб. ин-т усовер. учителей. – Мн. : РИУУ, 1990. – 53 с.
10. Кручинина, С. С. Использование карточек инструкций на уроках естествознания в 5-6 классах вспомогательной школы: в помощь слушателем курсов / С. С. Кручинина, О. Х. Серединская / М-во народного образования БССР, Респуб. ин-т усовер. учителей.– Мн. : РИУУ,1982. – 16 с.
11. Кручинина, С. С. К проблеме активизации познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы при изучении естествознания / С. С. Кручинина, С. В. Курская // Особенности формирования психологических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т. А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1987. – С. 85–92.
12. Кручинина, С. С. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе: учеб.-метод. пособие. / С. С. Кручинина, И. В. Кабелка. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2002. – 102 с.
13. Кручинина, С. С. Особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы / С. С. Кручинина, И. В. Татаркина // Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением умственного и физического развития: cб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т.А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1985. – С. 56–60.
14. Кручинина, С. С. Преодоление трудностей при формировании понятий на уроках естествознания во вспомогательной школе / С. С. Кручинина // Дэфекталогiя. – 1998. – № 1. – С. 20–25.
15. Кручинина, С. С. Формирование познавательной самостоятельности умственно отсталых учащихся при усвоении естествоведческого материала / С. С. Кручинина, О. Х. Серединская // Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями умственного и физического развития и ее совершенствование в учебно-воспитательном процессе: сб. науч. тр. / М-во просвещения БССР, Мин. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького; редсовет: Т. А. Григорьева (от. ред.) [и др.]. – Мн. : МГПИ, 1986. – С. 31–36.
16. Леванович, О. А. Формирование знаний о растительном мире у детей с психической субнормальностью / О. А. Леванович // Дэфекталогiя. – 1995. – № 1. – С. 24–30.
17. Лифанова, Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания / Т. М. Лифанова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 80 с.
18. Матвеева, П. В. Состояние представлений о животном мире у умственно отсталых школьников / П. В. Матвеева // Дефектология. – 1994. – № 4. – С. 28–32.
19. Мирончик, М. П. Элементы программирования в обучении естествознанию во вспомогательной школе/ М. П. Мирончик // Дефектология. – 1986. – № 6. – С. 65–68.
20. Серединская, О. Х. Обновление содержания обучения природоведению и биологии в специальной общеобразовательной вспомогательной школе I отделения / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2004. – № 1. – С. 10–15.
21. Серединская, О. Х. Обучение биологии в 7-10 классах 1-го отделения вспомогательной школы / О. Х. Серединская. – Мн. : Адукацыя і выхаванне, 2009. – 182 с.
22. Серединская, О. Х. Учебно-методические комплексы – средство повышения качества обучения природоведению и биологии в I отделении вспомогательной школы / О. Х. Серединская // Дэфекталогія. – 2005. – № 3. – С. 21–27.
23. Синев, В. Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе / В. Н. Синев, Л. С. Стожок. – Киев: Рад. школа, 1977. – 86 с.
24. Соломина, Е. Н. Формирование естественнонаучных знаний в специальной школе / Е.Н. Соломина // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин [и др.]; под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – С. 152–171.
25. Худенко, Е. Д. Естествознание во вспомогательной школе / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: Б. П. Пузанов (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1987.– С. 65–69.
26. Худенко, Е. Д. Изучение курса «Растения» в 6 классе вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М. : МГПИ, 1986. – С. 49–55.
27. Худенко, Е. Д. Состояние естествоведческих знаний учащихся вспомогательной школы / Е. Д. Худенко // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др]. – М.: МГПИ, 1984. – С. 77–82.
28. Худенко, Е. Д. Урок естествознания во вспомогательной школе / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др]. – М. : МГПИ, 1985. – С. 75–86.
29. Худенко, Е. Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания / Е. Д. Худенко // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: межвузовский сб. науч. тр. / М-во просвещения РСФСР, Мос. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; редколлегия: М. Н. Перова (от. ред.) [и др.]. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72–77.
30. Шарапова, И. А. Методика преподавания биологии: курс лекций / И. А. Шарапова, Ж. П. Чобот, И. Н. Гладкая, О. А. Дубовец. – Витебск : ВГУ, 2018. – 228 с.