ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
1.1. Аналитический обзор литературы по теме исследования
1.2. Специфика досуговой деятельности молодежи
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ КАК СФЕРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕРМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Возможности сети Интернет в сфере досуга
2.2. Особенности организации досуга молодежи в Интернете
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальное действо – это вовлечение различных аудиторий в процесс ее освоения. Культура, как известно, имеет способности в преодолении тех или иных нравственно-духовных и моральных проблем общества.
Исследования ученых подтверждают тот факт, что культурная среда в наибольшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям.
Досуг в настоящее время является составной основой функционирования всего социума и имеет смысловые и эмоциональные воздействия на личность. Колоссальное многообразие форм, средств и методов позволяет донести до людей идеи духовного богатства общества. Насыщенность и содержательность досуговой деятельности обуславливается потребностями общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей, а в особенности молодежи, продуктивным проведением ее досуга.
Начало XXI века характеризуется существенными изменения социального времени. Данное явление обуславливается, в первую очередь, быстрым распространением в массы инновационных информационных технологий. В частности сети Интернет, которая «встраивается» в разные жизненные стороны людей, в том числе в досуговую деятельность.
Сеть Интернет – это развивающая перспективная среда общения, предлагающая для индивида инновационные перспективы самореализации.
Культурно-досуговую деятельность изучали такие ученые как С.В. Конова, Л.А. Дубеко, Е. Рудакова, Е.А. Белецкая, И.М. Асанова, С.О. Дерябина, Г.А. Аванесова, И.Л. Смаргович.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПОТРЕБНОСТЕЙ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
1.1. Аналитический обзор литературы по теме исследования
Сегодня досуговая деятельность преимущественно рассматривается как средство развития личности (Е.П. Бодренкова, В.Г. Бочарова, Е.И. Добринская, Е.М. Могалюк, Н.В. Самерсова и др.), как условие реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями (Т.А. Зрелова, С.Б. Мойсейчук и др.), как фактор социально-педагогического коррекционного влияния (Г.Ф. Бедулина, А.А. Корбут и др.).
Слово «досуг» в русском языке появилось в ХV в. [11, с.73], современное значение приобрело в Х1Х в., когда его начали рассматривать как свободное от работы (основного занятия) время.
Тенденции развития социальных и экономических процессов на рубеже ХХ и ХХI вв. свидетельствуют, что объем этого времени неуклонно возрастает и влечет за собой проблему его использования как «серьезного» фактора в социальном и личностном развитии (М.А. Ариарский, Я.Д. Григорович, А.Д. Жарков, Л.И. Козловская, Дж. Робинсон, Э.В. Соколов, В.Е. Триодин и др.). В трудах отечественных и зарубежных исследователей с достаточной широтой раскрывается сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время и обеспечивающей его рекреацию и дальнейшее духовное и физическое развитие.
Одним из способов модернизации досуга населения является интенсификации процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщении его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения.
И.Л. Смаргович – доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и
ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ КАК СФЕРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕРМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Возможности сети Интернет в сфере досуга
Современная нарастающая компьютеризация общества поспособствовала тому, что сеть Интернет плотно вошел в жизнь каждого человека, а особенно молодого поколения.
Возросла роль глобальной сети Интернет как источника информации, определяющего поведение и сознание людей. Интернет оказывает все большее влияние на общественную и культурную жизнь. Содержание, форма и динамика информации, размещенная на интернет-сайтах, оказывает определенное воздействие на формирование политических установок, убеждений и стереотипов поведения масс, и в первую очередь подростков и молодежи. При этом уровень развития в современном мире информационных технологий предоставляет широчайший спектр возможностей для взаимодействия с молодежной аудиторией, для активного вовлечения ее в культурную и общественную жизнь.
Досуговая самореализация молодежи обусловлена следующими факторами: разрыв связи «человек – природа», замена живого общения общением посредством телефонов и сети Internet, подавление биологической сущности человека и смещение половых функций, воздействие телевидения [19, c. 74].
Интернет является специфическим местом для проведения досуга. Сеть предоставляет возможности для получения различной информации, ознакомления с происшествиями в мире, осуществления трудовой деятельности, общения и т.д. [22, c. 9].
Интернетный досуг, проявляющийся в культурном пространстве городской среды, необходимо рассматривать в нескольких формах: увлеченность компьютерными играми и самореализация в Интернет-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
1. Анализируя все имеющиеся литературные источники по данной теме, можно отметить, что культурно-досуговая деятельность – это деятельность, по удовлетворению основных социально-культурных потребностей людей в свободное время. Культурно-досуговая деятельность – это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п., которые создаются с помощью определенных технологий.
2. Молодежь – это крайне специфическая группа, которой необходимо постоянно развиваться, творить что-то новое, находить новые способы самовыражения и самореализации своих творческих способностей.
В настоящее время спрос на инновационные формы досуга значительно превышает предложения учреждений, специализирующихся на его организации. Традиционные формы отстают от запросов молодежи, устаревают. Молодежная аудитория постоянно требует чего-то нового, необычного, интересного. Именно поэтому специалистам в сфере культуры необходимо находить инновационные формы работы с данной категорией населения, или трансформировать старые, уже имеющиеся.
Досуг приобретает все большую ценность для молодежи, поскольку обладает широкими возможностями для самореализации личности, удовлетворения ее различных потребностей и интересов.
3. Интернет имеет определенный ряд возможностей. Она умело изменила и продолжает изменять социальную реальность. Негативное или позитивное использование сети Интернет – для себя выбирает исключительно каждый пользователь.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Бабков, В.А. Градообразующий проект: город как сцена качества жизни / В.А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7). – С. 2-7.
4. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
5. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2. – С.164-166.
6. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
7. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
8. Иванова, В. Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
9. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.: ил.
10. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России [Текст]: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: Г. А. Аванесова, И. А. Купцова]. – М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
12. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
13. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
14. Молодежь Беларуси на современном этапе : состояние, проблемы и пути их решения : книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Н. С. Шпак [и др.] ; ред. С. Д. Лаптенок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск : ИСПИ, 2004. – 342 с.
15. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
16. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
17. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
18. Самелюк, М.М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: дисс. ... канд. социол. наук: 22.00.01 / М.М. Самелюк. – М., 2006. – 164 с.
19. Смаргович, И.Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И.Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiёнау: матэрыял навук-практ. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006. – С. 73-76.
20. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
21. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
22. Солдатова, Г. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М.: Google, 2013. – 165 с.
23. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь, 2003. – 378 с.
24. Суртаев, В.Я. Молодежь и искусство / В. Я. Суртаев. – СПб.: Изд-во С.-Петрб. ун-та, 2002. – 352 с.
25. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
26. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод.пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
27. Фаблинова, О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О.Н. Фаблинова // Социологический альманах, 2012. – №3. – С.345-355.
28. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис …. канд. пед. наук: 13.00.05 / А.В. Фатов. – М., 2007. – 23 с.
29. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
30. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.