ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
1.2 Общая психологическая характеристика детей поступающих в школу
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методы исследования готовности к школьному обучению
2.2 Результаты исследования готовности к школьному обучению
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.
В отечественных психолого-педагогических литературных источниках данная проблема рассматривалась А.В. Запорожцем, Н.А. Коротковой, Е.Е. Кравцовой и другими. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер; А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасел, и др.).
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения»[8, с.104].
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Очень важно правильно определить готов ребенок к школьному обучению или нет, так как от этого зависит дальнейшее развитие ребенка.
Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности школе:
1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, то есть это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [12, с.37]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.
Л. И Божович [20, с.108].указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника.
Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец [11, с.250 – 257], отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Организация и методы исследования готовности к школьному обучению
Целью эмпирического исследования является изучение готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимало участие 41 ребенок из двух старших групп детского сада.
Для проведения исследования были подобраны диагностические методики, наиболее полно позволяющие нам оценить готовность к школьному обучению у детей старших групп. Все данные методики отвечают требованиям валидности и надежности, которая отражает точность и устойчивость результатов, соответствуют психодиагностическим требованиям.
1. «Общая осведомленность» (А. Л. Венгер) [4, с.193].
Методика направлена на выявление общего запаса простых знаний, сформированности положительного отношения к школе, установление контакта с ребенком.
Проводится в форме беседы. Для установления контакта, создания для ребенка безопасной атмосферы, целесообразно строить беседу неофициально, доверительно, вопросы нежелательно зачитывать. В случае если ребенок испытывает затруднения, его необходимо поддержать, не следует торопить, проявлять недовольство.
По результатам беседы заполнялсясоответствующий пункт протокола обследования (приложение А).
2. «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) [7, с.93].
Данная методика позволяет оценить состояние памяти, утомляемость, активность внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование на тему «Диагностика готовности ребенка к обучению в школе» было направлено на:
1. Определение понятие готовности к школьному обучению, школьной зрелости, ее компонентов на основе анализа зарубежной и отечественной психологической литературы;
2. Экспериментальное изучение готовности к школьному обучению у детей отдельного дошкольного учреждения;
В работе было установлено соответствие между теоретическими положениями и собранным эмпирическим материалом по исследуемой проблеме. В исследовании принимал участие 41 воспитанник старших групп детского сада.
В ходе написания данной курсовой работы на основе анализа психологической литературы по теме исследования было определено что понятие «готовность к школьному обучению», которое рассматривается как сложное образование, включающее в себя:
1. Личностную готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интелектуальную готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально- психологическую готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевую готовность, она считается сформированной, если ребенок умент ставить цель, принимать решения, намичать план действий и принимать усилия и его реализации.
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 210с.
2. Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994. – 118 с.
3. Венгер, А. Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина / А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 20.
4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М., 2001. – 264 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пер.учеб. заведений / сост. Дубровина И.В., Зацепин В.В., Прихожан А.М. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 320с.
6. Выготский, Л.С. Детская психология / Выготский Л.С. – собр. соч.: в.6 т – М.: Педагогика, 1984. – Т.4 – 432с.
7. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. В.В. Слободчикова. – М., 1992. – 236с.
8. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 104.
9. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология» / Салима Н.Г., Филимонова О.Г. – М.: МГППУ, 2002. – 71с.
10. Журавлева, Е.Н. Психологическая подготовка детей к школе / Е.Н. Журавлева. – Мозырь : Белый ветер, 2011. – 73с.
11. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М. 1990. – С. 250-257.
12. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 1991. – 145 с.
13. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3 / Р.С. Немов. – М., 1995. – 496 с.
14. Марциновская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. – М., 1997. – 273 с.
15. Локалова, Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования / Н.П. Локалова // Вопросы психологии . – 2003. – №1. – С. 27-40.
16. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. / Л.Ф. Обухова. – М., 1996. – С. 264- 270.
17. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1998 – 136 с.
18. Педагог-психолог в дошкольном учреждении : пособие для педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Белинская. Мозырь : белый Ветер, 2011. – 87 с.
19. Прихожан, А.М. Интересная психология: Л. С. Выготский и Л. И. Божович / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. 1996, № 5. – С. 63 – 72.
20. Рогов, Н. И. Настольная книга практического психолога / Н.И. Рогов. – М. 1999 – кн.1, – 214 с.
21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
22. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М.1999 – С. 31 – 65.
23. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / под редакцией Дубровиной И.В. – М.: Изд. центр « Академия», 1995. – 128 с.
24. Сапогова, Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 1986. – №4. – С. 36 – 43.
25. Семего, Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста / Н.Я. Семего // Журнал практического психолога. – 1999. – №4. – С. – 53 – 73.
26. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Тоновин. – Минск: Харвест, 1997. – 205 с.