Формирование кросс-культурной компетенции у будущих преподавателей иностранного языка в университете как педагогическая проблема
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование кросс-культурной компетенции у будущих преподавателей иностранного языка в университете как педагогическая проблема»
по дисциплине: «Педагогика высшей школы»
2021
45.00 BYN
Формирование кросс-культурной компетенции у будущих преподавателей иностранного языка в университете как педагогическая проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика высшей школы
Организация: Белорусский государственный университет
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интегративный опросник межкультурной компетентности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие «кросс-культурной компетенции»
1.2 Особенности формирования кросс-культурной компетенции у будущих преподавателей иностранного языка в университете
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Критерии и показатели сформированности кросс-культурной компетенции преподавателя иностранного языка
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
3.1 Основные средства и направления формирования кросс-культурной компетенции будущих преподавателей иностранного языка
3.2 Потенциальные возможности применения электронных образовательных ресурсов в рамках формирования межкультурной компетенции будущих преподавателей иностранного языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные процессы глобализации предъявляют целый ряд требований, которые относятся к проблемам подготовки преподавателей иностранных языков и культур. Современные процессы интеграции построения открытого демократического общества направлены на формирование человека с общепланетарным мышлением, которое помогает сформировать свои особенности как представителя определенной национальной культуры в рамках мирового сообщества.
Процесс формирования успешной адаптации современного образовательного пространства основан на изучении иностранных языков. Обучение иностранному языку является одним из наиболее важных инструментов в рамках воспитания и развития современного человека.
Акцентирование внимания на процессе формирования межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранным языкам формирует перед педагогами совершенно новые требования в рамках овладения педагогами определенных диалогов культур.
Формирование успешности в процессе преподавания иностранного языка в различных этапах обучения основаны на успешности обучения в рамках высшего учебного заведения. Преобразования в рамках процесса обучения иностранных языков на основе кросс-культурной коммуникации, основаны в большей степени на определенных особенностях создания культурной системы обучения. И на основе данных показателей есть необходимость в том, чтобы переосмыслить содержание, формы и методы подготовки будущих педагогов иностранного языка на основе диалога культур [1, с.17].
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
1.1 Понятие «кросс-культурной компетенции»
В современном мире большое внимание уделяется процессам личностного роста. Кросс-культурная компетенция (грамотность) — область психологии, отвечающая за формирование у человека понимания культуры других. [2, с.11].
О.Е. Богданова утверждает: «Важно отметить, что «кросс-культурная компетентность» как научная проблема изучалась многими учеными, но интерпретировалась не как «межкультурная компетентность», а как «мультикультурная компетентность», «компетенция разнообразия», «межкультурная компетентность» и «межкультурная грамотность»» [3, с.11].
Понятие кросс-культурной компетенции включает в себя понятие кросс-культурной грамотности, которая понимается в русле специфики культур и людей на основе сознания, определенных различий между национальной и зарубежной культурой.
Основные показатели:
– формирование высокого уровня готовности к пониманию определенных личностных качеств, таких как эмпатия и терпимость;
– формирование навыков проявления уважения и терпимости в рамках вкусов, привычек и нормам жизни в другой стране [4, с.103].
По мнению В.А. Зайцевой:«мультикультурная компетентность– это процесс, в ходе которого индивиды приобретают объективные знания и опыт в области этнографии и межэтнического взаимодействия, способствуя национальному единству разных народов»[7, с.249]
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ
2.1 Критерии и показатели сформированности кросс-культурной компетенции преподавателя иностранного языка
База исследования: Белорусский государственный университет (БГУ). В исследовании приняли участие 50 студентов данного учреждения. Выборка составила 20 (40%) юношей и 30 (60%) девушек. В связи с преобладающим количеством девушек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Также в исследовании приняли участие 20 педагогов данного учреждения образования.
Диагностика включала в себя следующие этапы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведена сама диагностика и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: определить уровень развития кросс-культурной компетенции у студентов педагогических специальностей по специальности «Иностранный язык».
ГЛАВА 3. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
3.1 Основные средства и направления формирования кросс-культурной компетенции будущих преподавателей иностранного языка
Проблема развития кросс-культурной компетенции в настоящее время приобретает особую социальную значимость. Это связано с такими социальными процессами, как интеграция нашей страны в международное сообщество, открытие границ, политические и социальные изменения в Республике Беларусь, изменение отношения к иностранным культурам, культурные обмены и возрастающая роль иностранных языков в жизни современного современного общества. Эти изменения должны найти отражение и в системе образования: в плане обучения и воспитания.
Можно выделить следующие основные элементы межкультурной компетенции:
1) Когнитивные (включая знания о других культурах/группах и когнитивные способности более высокого уровня).
2) внутриличностные (связанные с внутренними состояниями и развитием самости или самоопределением личности)
3) Межличностные (относятся к способности ладить и вести себя должным образом в межкультурном взаимодействии) [3, с.55].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что кросс-культурная компетенция представляет собой понимание специфики культур и людей – их носителей на уровне сознания, различий между национальной и зарубежной культурами. Основными задачами являются такие как воспитание доброжелательного отношения к другим культурам, формирование оптимальной личностной позиции и т.д.
Процесс сформированности кросс-культурной компетенции включает в себя определенные характеристики самооценки, направленной на формирование определенной культурной особенности студентов и педагогов.
С целью формирования представления о уровне развития кросс-культурной компетенции у студентов, обучающихся по специальности «иностранные языки». В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты:
Для студентов, которые обучаются по специальности «Иностранный язык», характерными являются такие показатели как низкий уровень кросскультурной компетенции, в то время как сами педагоги на более высоком уровне определяют особенности развития у себя данных качеств.
Мы определили основные средства и направления формирования кросс-культурной компетенции студентов. Нами было выявлено, что основными средствами являются такие как информационные, рекламные тексты и применение наглядности. Основными направлениями является формирование рефлексии собственной и чужой культуры, приобретение знаний о чужой культуре и формирование способов аккультурации.
1. Алехина, А. А. Выбор технологии процесса обучения иностранному языку при формировании кросс-культурной компетентности обучающихся / А. А. Алехина // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 12 (16). – С. 17–22.
2. Алмазова, Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. И. Алмазова ; Росс. гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2003. – 49 с.
3. Богданова, О. Е. Образовательная деятельность как условие развития когнитивных оснований межкультурной компетентности личности: на материале лингвистического образования :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Е. Богданова ; Томск. гос. ун-т. – Томск, 2009. – 25 с.
4. Быхтина, Н.В. Актуальность проблемы межкультурнойкоммуникативной компетенции в современной педагогике высшей школы и в методике обучения иностранным языкам / Н.В. Быхтина // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2016. – № 2(24). – С. 103-107.
5. Ваганова, О. И. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / О. И. Ваганова, И. Р. Воронина, А. А. Коростелев, О. Г. Шагалова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – № 2 (31). – С. 203–207.
6. Воронина, И. В. Методика использования электронных образовательных ресурсов как средства формирования коммуникативных умений у будущих учителей при изучении мультимедиа и интернет-технологий :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / И. В. Воронина ; Волгоград. гос. соц.-пед. ун-т. – Волгоград, 2018. – 29 с.
7. Зайцева, В.А. Кросскультурная компетенция как условие успешного межкультурного общения / В.А. Зайцева // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: Материлы VIII Международной научно-практической конференции, Минск, 14-16 мая 2015 г. – Минск: Международный университет «МИТСО», 2015. – С. 249-252.
8. Ибрагимова, А. Н. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе интерпретации иноязычного художественного текста :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Н. Ибрагимова ; Татарский гос. гум.-пед. ун-т. – Казань, 2008. – 24 с.
9. Ивашковская, Т. К. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения эффективности обучения иностранных студентов / Т. К. Ивашковская, С. И. Моднов // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – С. 251–255.
10. Изместьева, И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка :дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. А. Изместьева. – Якутск, 2002. – 149 с.
11. Колосовская, Т. А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих учителей :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. А. Колосовская ; Челябинский гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2006. – 29 с.
12. Костина, Е. А. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза на основе кросс-культурного подхода :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. А. Костина ; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала, 2021. – 45 с.
13. Литвиненко, Е. Ю. Формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе / Е. Ю. Литвиненко // Известия Южного федерального университета. – 2013.– С. 243–247.
14. Лиханова, В. В. Формирование межкультурной компетентности студентов неязыковых вузов средствами краеведческого материала :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Лиханова ; Бурят. гос. ун-т. – Улан-Удэ, 2010. – 25 с.
15. Миронова, Л. И. Электронные образовательные ресурсы как средство формирования личностных особенностей конкурентоспособного выпускника вуза / Л. И. Миронова // Омский научный вестник. – 2010. – № 4. – С. 172–176.
16. Михеева, С. А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих специалистов курортного сервиса: на материале английского языка :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / С. А. Михеева ; Санкт-Петербург. гос. политех. ун-т. – Санкт-Петербург, 2011. – 22 с.
17. Переходько, И. В. Формирование межкультурной компетентности студентов-лингвистов :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / И. В. Переходько ; Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2005. – 25 с.
18. Садохин, А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования :автореф. дис. … д-ра культурол. наук : 24.00.01 / А. П. Садохин ; Росс. академия гос. службы при Президенте Российской Федерации. – М, 2009. – 44 с.
19. Стребуль, Л. А. Кросс-культурная компетенция при обучении студентов-иностранцев / Л. А. Стребуль // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – 2012. – № 1. – С. 170–174.
20. Ткаченко, Н. А. Формирование межкультурной компетентности будущих переводчиков в процессе профессиональной подготовки в вузе :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. А. Ткаченко ; Челябинский гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2011. – 30 с.
21. Циборева, И. Н. Профессиональная кросскультурная подготовка студентов туристского вуза :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Н. Циборева ; Росс. междунар. академия туризма. – Химки, 2011. – 26 с.
22. Чигарькова, С. В. Личностные предикторы формирования межкультурной компетентности :автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.01 / С. В. Чигарькова ; Моск. гос. ун-т. им. М. В. Ломоносова. – Москва, 2021. – 35 с.
23. Юрьева, Т. В. Проблема кросс-культурных коммуникаций в аспекте практико-ориентированных педагогических технологий / Т. В. Юрьева // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 5. – С. 104–107.
24. Ягудина, М. С. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / М. С. Ягудина, Л. Н. Тернова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. – 2021. – С. 394–398.
25. Янкина, Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. В. Янкина ; Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2006. – 43 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интегративный опросник межкультурной компетентности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты