Введение
1 Историография и источники
2 Развитие транспорта БССР в 1920-1930-е гг.
2.1 Железная дорога
2.2 Городской транспорт
2.2.1 Трамвайное сообщение
2.2.2 Минская конка
2.2.3 Автобусное сообщение
3 Развитие сети учебных заведений по подготовке кадров для транспорта
4 Численность, уровень грамотности и образования рабочих и служащих
Заключение
Список использованных источников
Введение
31 июля 1920 произошло второе провозглашение ССРБ. В 1922 году ССРБ (с этого времени — Белорусская Социалистическая Советская Республика, БССР) вошла в состав СССР.
В марте 1924 решение о передаче 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Гомельской и Смоленской губерний к БССР было принято ЦИК СССР и утверждено VI чрезвычайным съездом советов БССР. Однако согласно первоначальному плану 1923 года, в БССР должны были войти также Гомельский и Речицкий уезды Гомельской губернии и Велижский, Невельский и Себежский уезды Витебской губернии, однако границы были пересмотрены комиссией ЦИК СССР с участием её секретаря и начальника комиссии по районированию Тимофея Сапронова. Территория БССР увеличилась до 110 584 км², население — до 4,2 млн человек. 70,4 % населения составляли белорусы.
В середине 1920-х в БССР активно проводилась белорусизация — комплекс мер по расширению сферы применения белорусского языка и развитию белорусской культуры.
После переворота Ю. Пилсудского в Польше 12 мая 1926 интерес к присоединению Гомельского и Речицкого уездов к БССР проявил НКИД СССР. Планировалось, что воссоединение всех восточнобелорусских земель в рамках БССР не позволит польскому руководству заигрывать с национальными меньшинствами. Уже 4 декабря 1926 секретарь ЦК ВКП(б) Николай Шверник проинформировал Гомельские губернский и городской комитеты КП(б) о присоединении Гомельского и Речицкого уездов к БССР. Таким образом, решения о расширении границ БССР и присоединении к ней восточных белорусских земель принимались в Москве. Территория БССР увеличилась на 15 727 км², а население — на 649 тысяч человек.
В 1920—1930-е гг. в Советской Белоруссии активно шли процессы индустриализации, сформировались новые отрасли промышленности и сельского хозяйства.
К началу индустриализации в БССР проживало 3,4 % населения и производилось всего 1,6 % промышленной продукции СССР. Развивались преимущественно лёгкая, пищевая, деревообрабатывающая и химическая промышленность, а начиная со второй пятилетки — машиностроение и производство строительных материалов. Значительное внимание уделялось такой трудоёмкой отрасли, как текстильная, поскольку её развитие позволяло быстро решить проблему безработицы и аграрного перенаселения. Во время первых двух пятилеток были открыты Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш», швейная фабрика «Знамя индустриализации» и фабрика КИМ в Витебске, Оршанский льнокомбинат, Кричевский цементный завод, Могилёвский авторемонтный завод, Гомельский стеклянный завод, две очереди БелГРЭС. Было построено 11 крупных торфозаводов. За три пятилетки промышленное производство в БССР
1 Историография и источники
Источниками по изучению особенностей подготовки кадров для транспортной отросли БССР могут служить многочисленные периодические издания того времени. Примером могут служить статьи размещенные в газетах «Звезда», «За рулем» и т.п.
Интерес пользователей документов Национального архива Республики Беларусь к фонду «Государственный комитет БССР по статистике» стал проявляться в последнее время в связи с увеличением количества обращений генеалогического характера. Сегодня есть еще и информационный повод обратиться к документам этого фонда – в нашей стране прошла очередная перепись населения. Таким образом, в фонде сконцентрировано огромное количество сведений, главным образом в виде сводных статистических показателей, касающихся экономического и социального развития БССР. Первичные материалы статистических обследований в силу сложившихся в СССР традиций не были объектом длительного хранения. Исключение составляют материалы некоторых первых всероссийских и советских переписей. Переписи населения представляют собой процессы сбора демографических, экономических и социальных сведений, которые характеризуют в определенный момент каждого жителя страны, а также процессы сведения, обработки и публикации этих данных. Они необходимы для организации социально-экономической жизни страны. В той или иной степени фонд « Министерство статистики и анализа Республики Беларусь » дает представление о переписях населения начиная с 1920 г. по 1989 г. Так по Всероссийской переписи населения 1920 г. более полно представлены сведения о численности и возрастном составе населения по волостям и уездам Беларуси, сведения о естественном движении населения по Борисовскому, Игуменскому, Минскому, Мозырскому и Слуцкому уездам. По Всероссийской городской переписи населения 1923 г. в фонде отложились отчетные листы регистраторов демографической переписки; сведения о роде занятий глав семей и численном составе семей, о населении по месту рождения и родному языку, об участниках войн 1914-1920 гг. по Гомельскому уезду. Интерес вызывают семейные карточки жителей г. Могилева, из которых именно и можно получить сведения генеалогического характера. В документах 1-й всеобщей всесоюзной переписи населения на территории БССР 1926 г. сохранились подготовительные списки населенных мест на 1924-1925 гг., поселенные списки домохозяев и личные листки опроса населения, владенные ведомости (учет и описание государственных и частных владений ) по некоторым районам и округам. Комплекс документов этой переписи почти в полторы тысячи дел позволяет сделать вывод, что первая в советский период истории перепись была хорошо подготовлена и обработана, по-видимому, еще специалистами царской России. Материалы переписи 1937 г. не сохранились. Как известно, ее итоги забраковали из-за расхождения с теми данными,
2 Развитие транспорта БССР в 1920-1930-е гг.
Транспартная система БССР в начале 20-х гг. Находилась в кризисном состоянии. Основной вид отношений перемещений – железная дорога – находилась плачевном состоянии. Да полного развала практически дашел городской транспорт. Лишь к средине 20-х гг. Постепенно вводились автобусные маршруты как в городах, так и междугородние.
Постепенное востановление транспортной системы привело к развитию железнодорожного транспорта, который нес на себе основную нагрузку транспортных перевозок, т.е. более 50%. Второе место – до 10-15% - в перевозках принадлежало речному транспорту. Некоторые порты были реконструированы, возводились новые, а так же проводился ремонт плавучих средств. Налаживался автомобильный транспорт. В 1928 году в республике имелось около 200 автомашин, в том числе 50 грузовых. В связи с чем в хозяйственной деятельности большое значение придовалась гужевому транспорту [6, с. 166].
Несмотря на то что в восстановительный период в городах республики самым распространенным и оправдавшим себя видом грузового транспорта был гужевой, а для перевозки пассажиров с успехом использовались конка и трамвай (в Витебске), постепенно стало входить в жизнь новое транспортное средство.
Еще на втором году Советской власти в стране была создана Центральная автомобильная секция. В Белоруссии первое такое формирование с 9 автомобилями иностранных марок появилось в Новобелице. Понятно, что о серьезном использовании автотран¬спорта на тот момент говорить не приходилось. Но вот в 1923 году комиссариатами путей сообщения, внутренней и внешней торговли и ВСНХ учреждается Автотранспортное и торгово-промышленное акционерное общество (Автопромторг СССР) и параллельно соз¬даются его организации на территорий союзных республик. Белавто- промторг (или БелАПТ) занимался перевозками грузов и пассажи¬ров. Имел конторы, склады, гаражи и мастерские в Минске, Гомеле, Могилеве, Бобруйске. Конечно, при тогдашних экономических и до¬рожных условиях Белоруссии эксплуатация автотранспорта, требо¬вавшая крупных средств, возврат которых ожидался только через несколько лет, была убыточной. Именно поэтому программа БелАПТа строилась с некоторым уклоном в сторону торговых зпераций. Как бы то ни было, автомобильное дело становилось на ноги [9, c. 22].
3 Развитие сети учебных заведений по подготовке кадров для транспорта
Окончание Первой мировой войны и Гражданской войны позволили населению Беларуси перейти к мирному труду. Одновременно с восстановлением промышленности, сельского хозяйства началось национально-культурное строительство, первоочередными задачами которого стало развитие образования на родном языке, ликвидация неграмотности, создание системы квалифицированных кадров.
Повышение общеобразовательного уровня населения имело важное значение для успешного развития республики, но не решала проблему обеспечения ее экономики и культуры квалифицированными кадрами. В БССР имелась небольшое количество дореволюционной интеллигенции и только часть ее советская власть посчитала возможной использовать в строительстве новой жизни. В итоге была поставлена задача формирования новой интеллигенции, воспитанной в идеях руководящей большевицкой партии. Руководители БССР понимали, что эта задача решалась только через создание системы высшего и средне специального образования.
Уже в декабре 1920 г. на базе Минского политехнического училища открылся Белорусский политехнический институт, который через два года был реорганизован в Белорусский государственный институт сельского хозяйства. На территориях, которые временно находились в составе РСФСР, имелись педагогические институты в Витебске и Могилеве. В 1919 году возобновил свою работу Горецкий земледельческий институт.
30 октября 1921 года в Минске был открыт Белорусский государственный университет с факультетами: рабочим, медицинским и общественных наук. В 1922 году БГУ пополнился педагогическим факультетом, а в 1925 году факультет общественных наук был реорганизован в факультет права и хозяйства. Уже в первом 1921/22 учебном году в БГУ вместе с рабфакам занималось 1390 студентов, работал 81 преподаватель.
Для первой половины 20-х гг. характерна интенсивная реорганизация учреждений высшего образования. Отсутствие необходимых финансовых средств вело к сокращению количества открытых в начале восстановления хозяйства путем их объединения либо закрытия. Приводилась к единой системе и специальное образование на тех территориях Витебской, Могилевской и Гомельской губерний, которые были возвращены в состав БССР в 1924 и 1926 гг. Однако эта работа осуществлялась без предварительной подготовки, учета потребностей республики в кадрах с высшим образованием, особенно для промышленности, которая быстро развивалась. В итоге после сокращения Белорусского государственного политехнического института до 1933 года в БССР имелось своего технического учреждения образования. Подготовка инженерно-технических кадров производилась в учреждениях Москвы, Ленинграда и др. городов [6, с. 145 - 147].
4 Численность, уровень грамотности и образования рабочих и служащих
Кроме создания системы всеобщего образования для подрастающего поколения решалась задача неграмотности взрослого населения.
Задачи хозяйственного и культурного строительства, подготовки квалифицированных кадров требовали всеобщей грамотности. В Беларуси была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В городах и деревнях организовывались и работали школы и пункты по ликвидации безграмотности, школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения взрослых. В этой работе принимали участие коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений, учителя, студенты, школьники, все грамотные люди. В результате грамотность населения БССР в возрасте девяти лет и старше (без учета западных областей) повысилась с 53 % в 1926 г. до почти 79 % в 1939 г. Таким образом, массовая безграмотность в БССР была ликвидирована. Но полностью преодолеть безграмотность до конца 1930-х гг. не удалось. Значительная часть взрослого населения (особенно сельских жителей, преимущественно женщин) не училась. В 1939 г. Совнарком БССР принял специальное постановление, в котором была поставлена задача завершения ликвидации безграмотности и малограмотности в республике. Одной из центральных проблем культурного строительства стала организация всеобщего обязательного обучения детей. В 1926 г. ЦИК и СНК БССР приняли постановление «О введении всеобщего обязательного обучения детей от 8 до 11 лет». В 1931/32 учебном году в БССР почти 98 % всех детей в возрасте 8—11 лет учились в 1—4-й группах (классах) единой трудовой школы. В городах, промышленных центрах и 17 районах республики в 5-й группе (классе) обучалось 96 % детей соответствующего возраста. В конце первой пятилетки был завершен переход ко всеобщему обязательному начальному обучению и продолжалась работа по постепенному введению всеобщего обучения на базе семилетней школы. В годы второй пятилетки (1933—1937) Белорусская ССР сделала большой шаг вперед в осуществлении всеобщего семилетнего обучения и в развитии среднего образования. В конце пятилетки всего работало 7 тыс. школ, в которых училось более 1 млн человек. XVIII съезд ВКП(б) в 1939 г. поставил задачу осуществления всеобщего среднего обучения в городе и завершения перехода ко всеобщему семилетнему обучению в деревне и во всех национальных республиках. Это была задача, рассчитанная на перспективу [6, c. 238].
Основным источником по уровню, численности и грамотности рабочих и служащих служат материалы переписи населения.
На протяжении своей истории Беларусь пережила не одну перепись. Впервые беларусы были «переписаны» в 1897 г., когда в Российской империи проводилась первая всеобщая перепись населения. В пяти западных губерниях
Заключение
Развитие транспорта БССР имело несколько направлений. Наиболее значимым для республики стало восстановление и развитие железнодорожного транспорта. Восстанавливалось ранее разрушенное полотно, расширялась сеть маршрутов, за счет строительства новых дорог, в том числе узкоколейных.
Развитие автобусного транспорта было связано с улучшением состояния дорожного полотна и увеличением таксопарка. Первоначально в республике развитие автобусного транспорта было связано исключительно с городскими маршрутами, расширение таксопарка привело к освоению междугородних, а затем международных маршрутов.
Развитие городского транспорта было связано с конным сообщением, которое осталось в наследство от разрушенной империи. Но со временем данный вид транспорта полностью был вытеснен трамвайным сообщением.
Вопросы состояния кадров и подготовки специалистов для транспорта республики все время находились в сфере внимания ее органов власти. Основные центры по подготовке авиаторов и сотрудников речного флота находились за пределами БССР. Обеспечение подготовки кадров для автотранспорта и железной дороги было налажено в самой республике.
В основном обучение специалистов проводилось в многочисленных техникумах и училищах. Высшие учебные заведения по подготовке кадров для транспорты в 20-30 гг. находились за пределами республики. В приделах БССР подобные ВУЗы были открыты лишь после окончания Великой отечественной войны. Так же в республике существовали автошколы по подготовке водителей, а так же школы по подготовке слесарей и др. необходимых рабочих специальностей практически без отрыва от праизводства.
Первоночально в учебных зоведениях республики выпоскали небольшое число специалистов. Изменить данную ситуацию позволила реорганизация системы образования и расширение материальной базы учереждений.
В 20 годы в БССР остро стояла проблема ликвидации неграмотности. В городах и деревнях организовывались и работали школы и пункты по ликвидации безграмотности, школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения взрослых. В этой работе принимали участие коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений, учителя, студенты, школьники, все грамотные люди. В результате грамотность населения БССР в возрасте девяти лет и старше (без учета западных областей) повысилась с 53 % в 1926 г. до почти 79 % в 1939 г., что подтверждают данные всесоюзных переписей населения.
1. Белорусская железная дорога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.150let.rw.by. – Дата доступа: 14.02.2016.
2. Бобруйский государственный автотранспортный колледж [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bgak.unibel.by/kolledge/history.htm. – Дата доступа: 23.02.2016.
3. Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки / изд. ЦСУ Союза ССР. - М, 1927-1929. - 10 т. - Вып. 5 : Возраст и грамотность. Европейская часть РСФСР. Белорусская ССР / В надзаг. : Центр. статист. упр. СССР. Отд. Переписи, 1928. – 61 с.
4. Всесоюзная перепись населения 1939 года : основные итоги / Рос. акад. наук, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии [и др. ; сост. Ю. А. Поляков и др. ; редкол.: чл.-кор. РАН Ю. А. Поляков и др.]. - Москва : Наука, 1992. – 254 c.
5. Вся Белорусия. Настольная книга. - Минск, 1927. - 296 с.
6. Гісторыя Беларусі ў 6 тамах. Т.5 / пад рэд. Каструк. – Мінск: Экоперспектыва, 2006. — 613 с.
7. Гомельский колледж – филиал УО «БГУТ» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ggkjt.by/istoriya. – Дата доступа: 09.02.2016.
8. Гордин Н. Автодор в республике рек и озер // «За рулем». – 1929. – №3(12). – С. 11
9. Етчик Л.И. Минск от конки до метро / Мн.: Полымя, 1991. – 134 с.
10. Забелло Л.А. История витебского трамвая / Витебск, 1998. – 129 с.
11. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т.2: 1917-1945 гг. / под ред В.Е. Павлова. – СПб., 1997. – 416 с.
12. Минск-новости. Информационный городской портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minsknews.by. – Дата доступа: 25.01.2016.
13. НАРБ ф. 133 оп. 1 л. 4-32
14. НАРБ ф. 30 оп. 6 л. 14-21
15. Нарысы па гісторыі Беларусі. Ч.2 / М. П. Касцюк, І. М. Ігнаценка, У. І. Вышынскі і інш. –Мн.: Беларусь, 1995. – 560 с.
16. Раманава І.М. Фарміраванне савецкай сістэмы адукацыі ў БССР. 1920 – 1930 гг.. / Дыс. Канд. Гіст. Навук Мн., 1999.
17. Раманаў, С. Падрыхтоўка квалiфiкаваных кадраў чыгуначнiкаў / С. Раманаў // Звязда. - 1948. - 19 снежня. - С. 3.
18. Филиал «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ggdst.gomel.by/about.html. – Дата доступа: 12.01.2016.