Взаимосвязь семейного воспитания с формированием агрессивности в общении со сверстниками
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь семейного воспитания с формированием агрессивности в общении со сверстниками»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь семейного воспитания с формированием агрессивности в общении со сверстниками
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стили семейного воспитания (опросник С. Степанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики стилей семейного воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляции между стилями семейного воспитания и готовностью к проявлению агрессии у детей.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Агрессия и агрессивное поведение: психолого-педагогический аспект
1.2 Стили семейного воспитания
1.3 Стиль семейного воспитания как фактор и причина проявления агрессии у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
К сожалению, общей тенденцией для многих стран в ХХI веке является наличие серьезных изменений в области семейных отношений: падение рождаемости, ухудшение физического и психического усложнение межличностных отношений, семейное насилие. Одной из самых острых социальных проблем является проблема агрессии. Проявления агрессивности в человеке рассматривались представителями философии, религии, литературы на протяжении многих веков. Однако предметом систематического научного изучения агрессия стала лишь в ХХ веке. В последнее время исследование вопроса агрессивного поведения человека является одним из самых популярных направлений деятельности психологов всего мира. Во многих странах регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по данной проблематике. Пристальное внимание к проблеме агрессивности вызвано беспрецедентным ростом насилия в современном мире.
Систематизацией и обобщением теоретических и практических данных, полученных в результате многочисленных исследований феномена агрессии, занимались такие ученые, как И.А. Фурманов, С.Н. Ениколопов, Ю.Б. Можгинский, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Изучением семьи как малой группы в социальной психологии занимались А.Н. Волкова, Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова. Проблеме детско-родительских отношений посвящали свои труды многие великие педагоги, психологи, социологи: Ю.Л. Кузмицкая, В.С. Мухина, Л.Н. Коган, А.И. Захаров, И.С. Кон и другие. Изучением личностных особенностей детей в проблемных семьях занимались Л.И. Захарова, И.О. Смирнова, И. Лангмейер. Вопрос о родительских установках разрабатывался такими учеными как Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова.
Дошкольный возраст представляет собой период становления личности и является самым трудным и сложным из всех детских возрастов. Вместе с тем это и самый ответственный период, так как в это время формируются социальные установки, закладываются основы нравственности, отношения к себе, к людям, к обществу.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Агрессия и агрессивное поведение: психолого-педагогический аспект
Некоторые исследователи утверждают, что термин «агрессия» (от лат. aggressio – нападение) уместно использовать лишь в тех случаях, когда жертва стремится избежать направленного на нее физического или морального насилия [6; 8]. Агрессивное поведение редставляет собой социально-психологический феномен, который возникает в ситуации социального взаимодействия [14, с. 219]. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что агрессией является только поведение, которое включает в себя намеренное причинение вреда живым существам (Л. Берковиц, С. Фешбах). Данный критерий лежит в основе практически всех определений агрессивности. Вместе с тем, вред живому существу (человеку) можно нанести и косвенно, посредством причинения вреда неживым объектам, от которых зависит физическое или моральное благополучие их обладателя.
И.А. Фурманов отмечает, что агрессия представляет собой разнообразные модели поведения, которые обеспечивают выполнение различных адаптивных функций: сексуальной, родительской, защитной, территориальной, доминантной и др. Исследователь заключает, что с учетом биопсихсоциальной природы человека агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации). При этом агрессивность надо рассматривать как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения. Принципиальным различием между этими феноменами является то, что первый проявляется как релевантная реакция только на ситуацию провокации агрессии и исчезает после окончания действия стимула, а второй – как нерелевантная реакция агрессии вне зависимости от ситуации и может наблюдаться достаточно длительное время и обнаруживаться во враждебном, мстительном, завистливом, ревнивом отношении к объекту [28, с. 8].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ФОРМИРОВАНИЕМ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Организация и методы исследования
Обзор современной научной психологической литературы позволил установить недостаточную степень разработанности проблемы влияния стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста. В связи с этим было организовано и проведено исследование.
Цель исследования: изучить взаимосвязь семейного воспитания с формированием агрессивности в общении со сверстниками.
Описание процедуры исследования:
– определить стили семейного воспитания;
– выявить особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста;
– провести корреляционный анализ между стилями семенного воспитания и проявлением агрессии у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между стилями семенного воспитания и проявлением агрессии у детей дошкольного возраста.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 6 детей дошкольного возраста (5-6 лет) и один из родителей (6 человек).
Методы исследования: наблюдение; тестирование; количественный анализ данных; статистическая обработка данных с использованием критерия ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Психодиагностические методики.
1. Методика «Стили семейного воспитания», разработанная С.С. Степановым. Цель методики: выявить типичные стили семейного воспитания. Опросник содержит ряд вопросов, которые характеризуют то или иной стиль воспитания. Родителю необходимо выбрать наиболее подходящий ему вариант. В результате могут быть выявлены следующие стили семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, индифферентный (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и закрепление агрессии как качества личности может происходить различными способами, например, посредством восприятия реальных жизненных ситуаций, и так же в процессе просмотра кинофильмов, телепередач и даже чтения соответствующей литературы. Примеры того, что случаи агрессии являются безнаказанными или встречают одобрение, могут вдохновить другого человека на подобные поступки. Дети, достигнувшие поставленных целей в ходе агрессивных действий по отношению к родным, отличаются агрессивностью и в отношениях со сверстниками. Черты, закрепленные в детском возрасте, проявляются и во взрослой жизни, причем часто в более выраженных формах.
В ходе работы нами были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный и их промежуточные проявления. Стиль семейного воспитания зависит от множества факторов: психологический климата семьи, содержания и особенностей проявления выполняемых старшими членами семьи формальных и неформальных ролей, субъективных взглядов родителей, их личных убеждений относительно целей и методов воспитания детей. Убеждения и взгляды взрослых воплощаются в образе жизни семьи и способах коммуникации родителей с ребенком, образуя тем самым характерный для конкретной семьи стиль воспитания.
На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи.
Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни. Семья представляет собой некое социально-культурное образование, в котором ребенок получает первые впечатления от различных проявлений жизнедеятельности семьи, приобретает навыки поведения и повседневного общения, усваивает нормы и эталоны культуры, а также представления о жизненных целях и их критериях. В кругу семьи воспитательный процесс протекает непреднамеренно, хотя и включает в себя определенную систему поощрений и наказаний, требований и запретов.
1. Аликина, Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения: учебное пособие / Н.В. Аликина – М.: Академия, 2002. – 140 с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 198 с.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – Изд-е 2-е. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 458 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 398 с.
6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – С ПБ.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
7. Бреслов, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслов. – М., 2001. – 107 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – 2-е междунар. изд. – Серия «Мастера психологии». – СПб.: Издательский дом «Питер», 2001. – 330 с.
9. Довгая, Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника / Н. А. Довгая // Психолог в дет. саду. – 2006. – № 4. – С. 66–76.
10. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1996. – 368 с.
11. Зарубанян, Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня / Н.М Зарубанян // Профессиональное образование. – 2009. – № 2. – С. 28–29.
12. Ениколопов, С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности / С.Н. Еникополов – М.: Владос, 2002. – 127 с.
13. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
14. Кузмицкая, Ю.Л. Агрессивное поведение как форма социально-психологического взаимодействия, складывающаяся в ситуации дисциплинирования / Ю.Л. Кузмицкая // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: социализация субъекта на разных этапах онтогенеза: материалы IV Междунар. науч. конф., Минск, 21-22 мая 2015 г. / И.А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2015. – С. 219 – 221.
15. Кузмицкая, Ю.Л. Дисциплинарные воздействия в семье как фактор социализации агрессивного поведения / Ю.Л. Кузмицкая // Философия и социальные науки. – 2015. – №4. – С. 75–79.
16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М., Издательский центр «Академия», 2007. – 376 с.
17. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 2003. – 388с.
18. Литвинова, А. В. Влияние образов родителей на формирование субъективных позиций у старших дошкольников / А. В. Литвинова // Психолог в дет. саду. – 2004. – № 1. – С. 103–108.
19. Можгинский, Ю.Б Эмоциональные основы агрессии / Ю.Б. Можгинский // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2006. – №1. – С. 44–49.
20. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 256 с.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
22. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с.
23. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – М.: Просвещение, 2002. – 154 с.
24. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 3–18.
25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М., 2004. – 254 с.
26. Смирнова, Н.В. Семья и супружеское взаимодействие / Н.В. Смирнова // Здаровы лад жыцця. – 2002. – №9. – С. 37–40.
27. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. – М.: Пресс, 2000. – 464 с.
28. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.
29. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
30. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд. – СПб.: Питер. – 2008. – 672 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стили семейного воспитания (опросник С. Степанова).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики стилей семейного воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляции между стилями семейного воспитания и готовностью к проявлению агрессии у детей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты