Организация профориентационной работы средствами социокультурной деятельности
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация профориентационной работы средствами социокультурной деятельности»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической деятельности»
2021
45.00 BYN
Организация профориентационной работы средствами социокультурной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической деятельности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы диагностики учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примеры занятий в рамках реализации программы профориентационной работы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и содержание профориентационной работы
1.2 Понятие и средства социокультурной деятельности
1.3 Возможности социокультурной деятельности в проведении профориентационной работы
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика показателей профессионального самоопределения учащихся
2.2 Программа профориентационной работы средствами социокультурной деятельности
2.3 Рекомендации по применению средств социокультурной деятельности в проведении профориентационной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы профориентационной работы с учащимися заключается в необходимости устранения противоречий между имеющимися потребностями рынка труда в структуре кадров и стремлениями молодых людей в выборе своей будущей профессии, которые субъективно складываются и не соответствуют запросам общества. Изучение вопросов подготовки к выбору профессии также актуальна еще и потому, что данная проблема позволяет рассматривать развитие личности в единстве и взаимодействии с трудовым, интеллектуальным, и физическим совершенствованием личности учащегося. Ключевое место в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 отведено совершенствованию системы профессионального самоопределения молодежи на уровень, соответствующий мировым стандартам [15].
Актуальной проблемой является изучение потенциала социокультурной деятельности в проведении профориентационной работы с учащимися. Во-первых, социокультурная деятельность привлекательна для учащихся, так как предоставляет им возможность проявить себя в качестве субъекта социально значимой деятельности, ощутить себя творцом, получить непосредственное признание результата своей деятельности. Это область самовыражения, социального признания и самоутверждения личности, обеспечивающая саморазвитие, реализацию социально значимых качеств, формирование общественно активной личности, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений (ценностных ориентации) и служат ведущими регуляторами поведения, социально - культурная деятельность рассматривается в качестве ключевой сферы социализации подростков. Во-вторых, социально-культурная деятельность обеспечивает вовлечение учащегося в мир культуры.
Развитие теоретических основ профессиональной ориентации \ молодежи в последние десятилетия осуществлено рядом ученых, таких как Е.А. Климов, Ю.Е. Забродин (раскрыл теоретические и методические аспекты проведения профконсультации); Б.А. Федоришин (описал систему профориентации, которая обеспечивает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий); В.Д. Шадриков (разработал диагностические методики для анализа структуры личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи при выборе профессии); К.М. Гуревич, В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов (провели анализ взаимосвязи профессиональной пригодности и индивидуальных особенностей основных свойств нервной системы); Н.С. Пряжников (изучал профессиональное и личностное самоопределение). Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси следует указать на научные труды по проблемам психологической готовности к деятельности (Л.А. Кандыбович); психологию трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф.И. Иващенко); профессиональную пригодность (А.Г. Ростунов) и др. Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, профориентационная работа в современных условиях не в полной мере раскрывает основные аспекты реализации социокультурной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность и содержание профориентационной работы
Термин «профессиональная ориентация» трактуется как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленная на принятие решений по приобретению той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оптанта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности - с другой [17, с. 9].
Психологический словарь определяет, профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики: профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
Профориентация предполагает учет основных компонентов, позволяющих обеспечить ее эффективность:
1. Мотивационно-целевой компонент, который ориентирован на профессиональное самоопределение и включает в себя профессиональные интересы, мотивы самоутверждения, достижения целей и познавательный интерес.
2. Интеллектуально-содержательный компонент, включающий в себя знания о профессиях, состояние самосознания, знание методов познавательной деятельности, личный опыт.
3. Рефлексивно-оценочный (самооценочный, познавательно-личностный) компонент, характеризующийся способностью к самоконтролю, умением видеть цель, прилагать усилия для ее достижения, самокритикой [21, с. 58].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика показателей профессионального самоопределения учащихся
Цель констатирующего этапа исследования: выявить показатели профессионального самоопределения учащихся 8 классов.
Описание процедуры исследования:
1. Провести диагностику показателей профессионального самоопределения учащихся.
2. Разработать программу профориентационной работы средствами социокультурной деятельности.
3. Разработать рекомендации специалистам СППС и педагогам по организации поддержки в профессиональном самоопределении учащихся.
Описание выборки: в исследовании приняли участие 25 учащихся 8 классов.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение, психодиагностические методы, методы количественной обработки данных.
1 Опросник профессиональных установок (И.М. Кондаков) [9].
Цель методики: данная методика предназначена для выявления различных аспектов учебно-профессиональных установок учащихся. На основании анализа данных по отдельным шкалам можно сделать вывод о потребности учащегося в социально-педагогической поддержке профессионального самоопределения. Оценка производится по пяти шкалам:
Шкала 1 Нерешительность профессионального выбора
Шкала 2 Рационализм профессионального выбора
Шкала 3 Оптимизм в отношении профессионального будущего
Шкала 4 Самооценка
Шкала 5 Зависимость в профессиональном выборе
Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет выявить различные аспекты профессиональных установок учащихся, является доступной для учащихся и проста в обработке данных.
2. Методика изучения профессиональной направленности (Дж. Холланд, модификация и адаптация А.А. Азбель) [11].
Цель методики: выявить тип профессиональной направленности у учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании полученных данных можно сформулировать следующие выводы, согласно поставленным задачам. Сущность профориентационной работы состоит в том, чтобы помочь учащемуся сделать первоначально правильный выбор. Ведь иначе учащиеся, находясь в состоянии неопределенности, делают свой сомнительный и примитивный выбор. В свою очередь, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Социально-культурная деятельность – взаимодействие людей в создании, освоении, сохранности и распространении общественно значимых ценностей культуры, в процессе которого удовлетворяются их духовные интересы. Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, тиражирование культурных ценностей и культурных объектов. Средства культурно-досуговой деятельности - это инструменты идейно-эмоционального воздействия, которые используются в процессе социокультурной деятельности. Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.
Потенциал социально-культурной деятельности велик, потому что с помощью личностного подхода, ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культурной и творческой деятельности, профилактической направленности. Основываясь на ведущих функциях, основополагающих социально-культурных и педагогических принципах, средствах и формах социально-культурной деятельности, возможно, добиться положительных результатов, изменив поведение подростков.
Проведение диагностики показателей профессионального самоопределения учащихся позволило выявить, что учебно-профессиональные установки большинства учащихся характеризуются нерешительностью, неуверенностью, трудностью начала деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий; неосновательностью профессионального выбора, идеализацией выбранной профессии; пессимизмом в отношении профессионального будущего, опасениях неудач и трудностей.
1. Брюшенков И.Е. Организационно-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников средствами социально-культурной деятельности: дис. канд. пед. наук : 13.00.05 / И.Е. Брюшенков, 1009. - Омск, 2017. – 171 с.
2. Бычковский, Д.А. Профессиональное самоопределение школьников на современном этапе / Д.А. Бычковский // Технологическое образование. – 2011. – № 3. – С.46-52.
3. Гинсбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинсбург // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С.43-52.
4. Иванова, Н.Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования / Н.Л. Иванова, С.А. Котова // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 3-10.
5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
6. Ковалевич М.С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности / М.С.Ковалевич // Адукацыя і выхаванне. – 2012. – № 2. – С. 14–22.
7. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон – М. : Приори, 2013. – 176 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
9. Кухарчук, А.М.. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М. Кухарчук. – Минск: Тэсей, 2014. – 320 с.
10. Кыштымова, Т.В. Сущность и специфика организации профориентации старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности Т.В. Кыштымова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Символ науки. – 2015. – №10. – С.171-174.
11. Методы практической психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 456 с.
13. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении / Л.Никитина // Воспитание школьников. – 2011. - №1. – С.33-36.
14. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность учащихся / Ю.А.Полещук // Психология. – 2010. – № 3. – С.23-26.
15. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс] / Национальный образовательный портал. – Режим доступа : https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf.
16. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 400 с.
17. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М.Митиной. – Минск : Соврем. Слово, 2010. – 544 с.
18. Расчетина, С.А. Социальная педагогика / С.А. Расчетина. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с.
19. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2004. – 156 с.
20. Родевич, Т.Н. Социокультурная ситуация развития личности в юношеском возрасте / Т.Н. Родевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2003. - № 2. – с.27-36.
21. Семеняка, О.Н. Особенности профессиональной направленности в структуре личности профессионала / О.Н. Семеняка // Психологический журнал (РБ). – 2007. - № 3. – С.57-67.
22. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
23. Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / З.С. Тинькова. - Орел, 1011. - 60 с.
24. Тумакова, С.Г. Психологические основы психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и профессии / С.Г. Тумакова. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 180 с.
25. Трифонюк, А.Ф. Особенности психологической подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / А.Ф.Трифонюк. – Минск, 2015. – 20 с.
26. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики [Электронный ресурс] / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3-1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-i-kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kak-samostoyatelnaya-oblast-obschestvennoy-praktiki.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные таблицы диагностики учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примеры занятий в рамках реализации программы профориентационной работы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты