Совладающее поведение у медицинских работников во время пандемии COVID-19
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совладающее поведение у медицинских работников во время пандемии COVID-19»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Совладающее поведение у медицинских работников во время пандемии COVID-19
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Городская станция скорой медицинской помощи, УЗ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
1.1 Подходы к изучению совладающего поведения в психологии
1.2 Особенности профессиональной деятельности медицинских работников во время пандемии COVID-19
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования совладающего поведения у медицинских работников во время пандемии COVID-19
2.3 Рекомендации психологу по оптимизации совладающего поведения у медицинских работников во время пандемии COVID-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе не теряет своей актуальности проблема переживания и совладания со стрессом. Пандемия COVID-19 огромный урон всем областям человеческой жизни - от экономики до физического и психологического благополучия людей. На передовой линии в этой борьбе оказались медицинские работники, сражающиеся за жизни и здоровье пациентов в «красных зонах». Огромный уровень ответственности, увеличивающаяся продолжительность смен, тяжелые условия работы, страхи за свое здоровье и здоровье близких и многие другие факторы определили тот факт, что медики сами стали нуждаться в поддержке своего физического и психологического благополучия. Потому необходимо изучение уровня воспринимаемого стресса в контексте особенностей копинг-стратегий у медицинских работников в условиях пандемии COVID-19.
Когда человек сталкивается с тяжелой жизненной ситуацией, крайне важным становится стратегия, которую он изберет для ее преодоления. То, какие копинг-стратегии используют медицинские работники в своей обычной практике, является крайне важным фактором для преодоления стресса и негативных эмоциональных переживаний. Исследования, направленные на развитие представлений о природе и механизмах регуляции стресса медицинскими работниками, востребованы и представляют большой интерес для науки и практики. В условиях же пандемии COVID-19 эта тема приобретает несомненную актуальность, поскольку то, какой выбор осуществляют врачи в отношении преодоления возникших трудностей и постоянного стресса, является крайне важным фактором их психологического благополучия.
Особенности профессиональной деятельности медицинских работников во время пандемии COVID-19 изучали И.О. Куваева, Е.С. Чигридова, Т.В. Доронина, О.И. Одарущенко, С.С. Петриков, А.Б. Холмогорова и др.
Феномен совладающего поведения изучали зарубежные ученые (Дж. Амирхана, Р. Лазарус и С. Фолькман, А. Биллингс и Р. Моос и др.) и отечественные психологи (Л.И. Анцыферова, Е.Р. Исаева, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.).
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: совладающее поведение у медицинских работников во время пандемии COVID-19.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
1.1 Подходы к изучению совладающего поведения в психологии
Понятие «копинг» («совладание») появилось в научной психологии благодаря исследованиям Л. Мерфи, касающимся кризисов взросления (1962). Под копингом автор понимала «попытку конструктивного преобразования ситуации, которая является для индивида актуально угрожающей, напрягающей его внутренние ресурсы» [1, с. 6].
Понятие «преодоление» («coping») означает поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. В зарубежной психологии понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман определяют «копинг» как динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних или внутренних противоречий [15, с. 102].
В свои работах Р. Лазарус выделил пять задач копинга, от реализации которых зависит успешность преодоления: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления (выздоровления); 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [15, с. 41].
Основной задачей копинг-поведения выступает такая адаптация человека к требованиям ситуации, которая позволяет ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение и, таким образом, сделать максимально эффективным поиск конструктивного решения. Однако, многие ученые считают, что гибкость, как характеристика индивидуальности, также может способствовать адекватному разрешению возникающих жизненных проблем. Высокий уровень гибкости в структуре индивидуальности, наличие целей, а также предпочтения в выборе адаптивных копинг-стратегий рассматриваются как важные компоненты личностного ресурса [5, с. 47].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного эмпирического исследования является выявление особенностей совладающего поведения у врачей и медсестер во время пандемии COVID-19.
Исходя из цели работы, были намечены задачи:
– провести эмпирическое исследование совладающего поведения у медицинских работников во время пандемии COVID-19;
– провести статистический анализ различий совладающего поведения у врачей и медсестер во время пандемии COVID-19;
– сформулировать выводы по результатам исследования.
Объект исследования: совладающее поведение.
Предмет исследования: совладающее поведение у медицинских работников во время пандемии COVID-19.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне профессионального стресса и способах совладающего поведения у врачей и медсестер во время пандемии COVID-19.
База исследования: исследование проводилось на базе УЗ «1ЦРКП г.Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 медицинских работников. Выборку составили 2 группы: 15 врачей и 25 медсестер. Стаж работы от 3 до 12 лет.
Методологические основы исследования.
В ходе исследования применялся диалектический метод научного познания, представляющий собой систему связанных между собой принципов и требований. В качестве общих методологических принципов выступают: принцип детерминизма, системности, объективности, развития, принцип взаимосвязи количественных и качественных характеристик, личностной принцип.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Рассмотрены подходы к изучению совладающего поведения в психологии. Понятие копинга рассматривается в рамках взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытками овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Стратегии преодоления могут быть активными и пассивными, поведенческими, эмоциональными и познавательными, ориентированными на проблему, на эмоции или на оценку, адаптивными и неадаптивными, эффективными и неэффективными и т.д. Выбор копинг-стратегий связан с ресурсами личности – индивидуальными особенностями, личностным потенциалом, которые помогают успешно преодолеть стресс.
2. Определены особенности профессиональной деятельности медицинских работников во время пандемии COVID-19. Медицинские работники в условиях борьбы с эпидемией COVID-19 испытывают постоянное напряжение и профессиональный стресс. Источниками повышения стресса у медицинских работников в условиях пандемии: доступ к средствам индивидуальной защиты; риск быть зараженным COVID-19 и принести инфекцию в семью; отсутствие быстрого доступа к тестированию при обнаружении симптомов и вероятность распространения инфекции на работе; неуверенность в поддержке со стороны медицинской организации в случае заражения. Работа во время пандемии COVID-19 насыщена различными типами стрессоров (специфика самого заболевания, организационные проблемы, профессиональный риск, психологические трудности), с которыми приходится справляться медицинским работникам, что в зависимости от имеющихся у личности психологических ресурсов может приводить либо к относительно успешной адаптации, либо к дезадаптации.
3. Исследован уровень профессионального стресса у медицинских работников во время пандемии COVID-19. Большая часть врачей обладает средним уровнем профессионального стресса. Для медсестер характерен повышенный уровень профессионального стресса, что предполагает повышенное психическое напряжение, связанное с профессиональной деятельностью. Статистический анализ при помощи метода U-Манна-Уитни показал, что во время пандемии COVID-19 уровень профессионального стресса выше у медсестер, чем у врачей.
1. Акимова, Е. В. Проблема изучения копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии / Е. В. Акимова // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. – Москва, 2016. – С. 6-10.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 3-11.
3. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. – 2011. – № 1. – С. 100–110.
4. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
5. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
6. Грановская, Г. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с
7. Дмитриев, М. Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов. – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. – 316 с.
8. Доронина, Т.В. Уровень воспринимаемого стресса и особенности копинг-стратегий медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyclin/2021/n3/Doronina_et_al.shtml.
9. Ершова, Е. В. Клинико-психологические факторы прогноза успешности профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи / Е. В. Ершова // Вестник ЮУрГУ – 2011. – № 18. – С. 100-103.
10. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция / Г. С. Корытова, Ю. А. Еремина // Вестник ТГПУ. – 2015. – Вып. № 3 (156). – С. 42–47.
11. Кощеева, Н. А. Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса : автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Н.А. Кощеева. – М., 2010. – 24 с.
12. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
13. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. – 296 с.
14. Куваева, И.О. Особенности совладающего поведения личности в ситуации пандемии COVID-19 // Бехтерев и современная психология личности: сб. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф. / И.О. Куваева. – Казань, 2020. – С. 95–97.
15. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Пер. с англ. – М. : Смысл, 2006. – 167 с.
16. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18, № 5. – С. 20-51.
17. Одарущенко, О. И. Сравнительный анализ уровня ситуативной и личностной тревожности медицинских работников и других групп населения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции – COVID-19 / О. И. Одарущенко // Вестник восстановительной медицины. – 2020. – № 3 (97). – С. 110–116.
18. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии : эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 1–11.
19. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
20. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
21. Петриков, С.С. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время пандемии COVID-19 / С.С. Петриков, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28, № 2. – С. 8–45.
22. Сирота, Н. А. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель использования / Н. А. Сирота, Н. В. Ялтонский // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 1. – С. 53-60.
23. Станибула, С. А. Характеристика ресурсов совладающего поведения / С. А. Станибула // Известия ГГУ – 2016. – № 5 (98). – С. 35-38.
24. Фельдман, И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников / И.Л. Фельдман // Акмеология. – 2012. – № 3. – С. 78-82.
25. Фомина, Н. А. Особенности и психологическая структура ответственности студентов / Н. А. Фомина // Вестник РУДН. – 2012. – № 2. – С. 102-106.
26. Хазова, С. А. Копинг-ресурсы субъекта : основные направления и перспективы исследования / С. А. Хазова // Вестник КГУ. – 2013. – № 5, Т. 19. – С. 188–191.
27. Хачатурова, М. Р. Совладающий репертуар личности / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал ВШЭ. – 2013. – № 3. – С. 160–169.
28. Церковский, А.Л. Особенности субъективного контроля студентов-медиков // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2010. - № 2. – С. 167-172.
29. Чигридова, Е. С. Особенности копинг-стратегий в сложных жизненных ситуациях у медицинских работников среднего звена / Е. С. Чигридова, И. Л. Пономаренко // Интеграция науки и общества в современных социально-экономических условиях : сборник научных статей. – Москва : Издательство "Перо", 2021. – С. 77-80.
30. Ярославская, М.А. Результаты исследования синдрома выгорания у работников сферы здравоохранения / М.А. Ярославская // Медицина. – 2018. - № 1. – С. 15-24.
31. Buijssen, H. Collegiale ondersteuning en peer support na een overweldigende ervaring Amersfoort: De Vrije Uitgevers, 2020. 172 p.
32. Cacchione, P.Z. (2020) Moral Distress in the Midst of the COVID-19 Pandemic. Clinical Nursing Research, vol. 29, no 4, pp. 215–216.
33. El-Hage W., (2020) Health professionals facing the coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic: What are the mental health risks? Journal of Encephale., pp. 1–8.
34. Kisely, S., Warren N., McMahon L. et al. Occurrence, prevention, and management of the psychological effects of emerging virus outbreaks on healthcare workers: rapid review and meta-analysis BMJ, 2020. № 5.
35. Lai, J., Ma S., Wang Y. et al. Factors associated with mental health outcomes among health care workers exposed to coronavirus disease 2019 // JAMA Netw Open. 2020. № 3(3).
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты