ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТУРОВ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
1.1 Образовательный туризм: сущность, виды, основные подходы организации и продвижению
1.2 Теоретические основы организации экскурсионно–познавательных туров
1.3 Специфика организации познавательных туров для иностранных граждан
1.4 Передовой зарубежный опыт организации познавательных образовательных туров для иностранных студентов
2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Туристско–рекреационный потенциал и особенности развития туризма в Республике Беларусь
2.2 Деятельность туристических организаций Беларуси по организации познавательных туров для иностранных граждан
2.3 Опыт организации образовательных и познавательных экскурсий для иностранных студентов в Республике Беларусь
2.4Туристские предпочтения иностранных студентов по данным социологических исследований
2.5 Проблемы и перспективы развития образовательного туризма в Беларуси, рекомендации по организации туров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образовательный туризм продолжает традицию отечественного образования, что создает необходимость межкультурного подхода к его целям и организации. Данный вид туризма является важной составляющей социокультурной деятельности современного общества, позволяя при этом совмещать туризм с обучением.
Образовательный молодежный туризм активно набирает популярность. Рост числа путешествий молодых людей положительно влияет на развитие государств, поскольку молодежь привносит активные социальные и экономические изменения в места пребывания.
Образовательный туризм возникает на пересечении процесса образования и туризма, что в свою очередь определяет его зависимость от развития этих секторов экономики и запросов потребителей. Современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую.
Спектр услуг в области образовательного туризма расширяется с каждым годом: крупные компании предлагают направления образовательных туров в различные зарубежные университеты сроком от нескольких недель до двух лет, языковые курсы, летние школы. Глобализация и повышение образовательной мобильности заставляет студентов и абитуриентов задуматься о собственном уровне образованности, являющимся основным конкурентным преимуществом на рынке труда.
В процессе адаптации могут возникнуть и проблемы поведения в свободное время. То, что привычно для иностранца у себя на родине, может вызвать негативную реакцию местного населения. Необходимо, с одной стороны, ознакомление с традициями и обычаями проведения досуга белорусской молодежью, с другой стороны, приобщение принимающего сообщества к культуре тех стран, из которых приезжают иностранные студенты. Отсутствие ежедневного контроля со стороны близких – это еще одна большая проблема иностранных студентов. Отсюда проистекают многие негативные факторы.
Для успешной адаптации в университетах нашей страны действуют программы поддержки иностранных студентов, направленные на ознакомление с белорусской историей, национальными традициями и особенностями. Они включают в себя
Перспективным также является использование экскурсий при адаптации иностранных студентов к жизни в новых для них условиях. Экскурсия, как форма работы с учащейся молодежью, используется в связи с тем, что с ее помощью осуществляется воздействие на формирование мировоззрения экскурсантов, а сообщаемые им сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.
1. Теоретико-методологические основы организации и продвижения познавательных туров для иностранных туристов
1.1 Образовательный туризм: сущность, виды, основные подходы организации и продвижению
Одним из врожденных свойств человека считается стремление путешествовать и менять места пребывания. При этом туристы руководствуются различными целями: путешествия ради приключений, деловые цели, рекреационные, поездки ради лечения, научные и другие цели.
На сегодняшний день Дурович, А.П. написал определение: «туризм – массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Путешествия в настоящее время – характерная черта образа любого успешного человека, многие связывают туризм с внутренним развитием и расширением границ кругозора. С экономической стороны туризм – это особый вид потребления материальных благ, товаров и услуг, который специалисты выделяют в отдельную отрасль экономики. Данная отрасль обеспечивает туристов объектами размещения, транспортными средствами, предприятиями питания, развлекательными услугами и т.д. На сегодняшний день для большинства стран туризм стал важной статьей поступлений в государственный бюджет, он также входит в список наиболее перспективных отраслей национальной экономики» [6, с.12].
Относительно образовательного туризма в научной литературе не выработано единого определения данного термина. В то же время, не сформирован терминологический аппарат. Рассмотрим подробнее понятия «тур», «туристический продукт», «образовательный продукт», которые составляют основу понимания туризма в целом, и образовательного туризма в частности [2, с.48].
Тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг по перевозке, размещению, иные туристические услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, позволяющие совершить туристическое путешествие.
В свою очередь, туристский продукт трактуется как: комплекс услуг по перевозке, размещению, а также иных услуг (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.
2. Туристические предпочтения иностранных студентов в республике беларусь
2.1 Туристско–рекреационный потенциал и особенности развития туризма в Республике Беларусь
По мнению А.Ю. Александровой, под образовательным видом туризма понимают «образовательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений». Особенности программы, организации и проведения образовательного тура определяются комплексом факторов. Основным является образовательная цель тура, дополнительными специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы [15, с.237].
Туристические условия и ресурсы территории посещения имеют основополагающее значение в определении перспектив развития здесь специализированных видов образовательного туризма. Ресурсы образовательных туров обладают рядом отличительных признаков. Так, особая роль при оценке образовательного туристическо-ресурсного потенциала территории принадлежит информационной, экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности каждого ресурса, а также их сочетаний.
К значимым параметрам ресурсов образовательного туризма, безусловно, относятся такие их характеристики, как емкость, устойчивость, надежность, доступность. Способность территории удовлетворять познавательные потребности большой группы учащихся в течение длительного периода времени определяется как емкость образовательных ресурсов. Показатель емкости во многом определяет туристическо- образовательный потенциал территории [18].
Компоненты природной среды выступают в качестве природных предпосылок развития туризма и имеют различную ценность для образовательной туристской деятельности. При оценке значимости какого-либо природного параметра для развития образовательного туризма необходимо проводить покомпонентный анализ, а также выявлять возможности комплексного использования нескольких факторов. В некоторых случаях значимость благоприятного сочетания природных компонентов может быть сведена до минимума при действии фактора, не позволяющего полно использовать все остальные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сегодня туризм представляет собой огромную сферу человеческой деятельности, связанную в том числе и с процессами познания. Появление образовательного туризма представляется вполне закономерным, так как интерес и потребность в образовании существовали всегда. Однако, несмотря на широкий спектр существующих исследований в области образовательного туризма, на данный момент не существует единого представления о данном концепте.
Образовательный туризм можно рассматривать как вид туризма, основанный на туристическом спросе, связанном с туристическими потребностями в быстром и продуктивном обучении в различных сферах, в познании других государств и получении необходимых знаний для развития личности. Образовательный туризм в наши дни в основном проходит в рамках культурного обмена. Использование образовательных туров проходит либо в маленьких группах, либо в индивидуальном порядке.
Туристическая деятельность была бы невозможна без сохранения уникальности и оригинальности различных культур и их представителей, поскольку любая кросскультурная коммуникация способствует насыщению и обогащению культур. Очень важно, чтобы турист успешно адаптировался в конкретной стране. Конечно, уровень и качество межкультурного общения будут зависеть от внешней и внутренней среды в стране пребывания. К наиболее важным факторам этого процесса относятся общий уровень культуры и образования коммуникантов в целом, а также знание языка страны пребывания.
Умение вести диалог в рамках межкультурной коммуникации является важной составляющей частью образовательного туризма, так как потребители образовательных и туристических услуг ожидают от образовательного тура, что их культурная специфика будет адекватно воспринята принимающей стороной. Необходимо отметить, что это непосредственно сказывается и на качестве образовательно-туристской услуги. При этом межкультурная коммуникация является значимым средством достижения взаимопонимания и взаимоуважения между представителями различных культур и инструментом формирования среды, благоприятной для международного сотрудничества. Алгоритм создания образовательных туров подчиняется алгоритмам разработки все туристических продуктов.
Белорусские туристические фирмы и образовательные центры предлагают различные направления образовательного туризма для потенциальных потребителей, такие как: практику языка на курсах лучших лингвистических центров за рубежом, детские лингвистические лагеря, групповые поездки за границу и семейные программы в период школьных каникул, программы подготовки к поступлению в ВУЗы и/или к сдаче международных языковых экзаменов, программы высшего образования любого уровня за границей.
1. Гельман В.Я. Состояние и перспективы развития образовательного туризма // Вестник НАТ. 2009. – №1 (9). – С. 48-50.
2. Гостева Л.Ф., Середа Н.Д. Туризм как форма и способ межкультурной коммуникации / География и туризм. – Пермь, 2008. – 264 с.
3. Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : [учеб. пособие] / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун-та, 2015. — 124 с.
4. Гусейнова, А.Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные функции / А.Г. Гусейнова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 64-69.
5. Данилова, Л.С. Оценка развития рынка образовательного туризма / Л.С. Данилова // Известия ИГЭА. -2010. – №3 (71) – С.85-88.
6. Дурович, А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
7. Журавлева, Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность / Л.В. Журавлева // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 321. – С. 159-163.
8. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.
9. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 129 с.
10. Ковалёва А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека: автореф. дис. …канд. пед. н.. В. Новгород, ФГБОУ ВПО Новгородский гос. ун-т имени Ярослава Мудрого, 2013. – 29 с.
11. Кузнецова, О.И. Международный образовательный туризм как направление социокультурной деятельности / О.И. Кузнецова, А.Ю. Фодаря // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 32. – С. 60-67.
12. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник / А.С. Кусков. Ю.А. Джаладян– 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2010. – 400 с.
13. Лебедев, А.Р. Образовательный туризм как экономическая категория / А.Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. – 2012. – № 6. – С. 1-5.
14. Лунин Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. … канд. эконом. наук. СПб, 2009. – 23 с.
15. Материалы I Международной научно-практической конференции «Пересекая границы: межкультурная коммуникация в глобальном контексте» (14–16 февраля 2018 г., Москва): Cборник материалов / Отв. ред. Н.Г. Брагина, А.Г. Жукова. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. – 322 с.
16. Международные рекомендации по статистике туризма // Организация объединенных наций [Электронны ресурс].– Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/publication/Seriesm/SeriesM_83rev1r.pdf.
17. Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tourlib.net/statti_tourism/shkuta.htm.
18. Организация туристической деятельности и въездного туризма в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studbooks.net/2248928/informatika/organizatsiya_turisticheskoy_deyatelnosti_vezdnogo_turizma_respublike_belarus.
19. Организация туров для иностранных туристов: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-170113.
20. Особенности разработки и проведения экскурсии для иностранных туристов [Электронный ресурс] – режим доступа: https://studwood.ru/1164945/turizm/osobennosti_razrabotki_provedeniya_ekskursii_inostrannyh_turistov.
21. Официальный сайт Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.by.
22. Погодина, В.Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся / В.Л. Погодина // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 112. – С. 59-68.
23. Пономарева Т.В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей// Проблема современной экономики/ Материалы IV Международной научной конференции. – 2013. - № 6. – С. 139-143.
24. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. – М.: КИОРУС, 2014. – 254 с.
25. Социологические исследования туризма в регионе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studref.com/533295/turizm/sotsiologicheskie_issledovaniya_turizma_regione.