Органы государственного контроля республики Беларусь
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Органы государственного контроля республики Беларусь»
по дисциплине: «История государства и права славянских народов»
2021
45.00 BYN
Органы государственного контроля республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История государства и права славянских народов
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
Введение
1 Особенности конституционно-правового статуса комитета государственного контроля
2 Структура комитета государственного контроля
3 Взаимодействие комитета государственного контроля с иными органами государственного управления Республики Беларусь и высшими органами финансового контроля зарубежных стран
3.1 Взаимодействие Комитета государственного контроля с иными органами государственного управления
3.2 Сотрудничество Комитета государственного контроля с органами финансового контроля зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Государственному контролю в Беларуси в 2021 году исполнилось 102 года. Формирование структур государственного контроля началось сразу же после образования БССР. В январе 1919 г. был создан Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии, который в соответствии с решениями I Всебелорусского съезда Советов был преобразован в Комиссариат государственного контроля БССР. С декабря 1965 г. контроль в сфере хозяйственного и социально-культурного строительства и в других сферах государственного управления республики осуществлялся органами народного контроля.
В августе 1994 г. была создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь, в обязанности которой входило осуществление контроля за соблюдением органами власти и управления, субъектами хозяйствования нормативных актов в сфере экономики, потреблением государственных средств и централизованно выделяемых ресурсов. Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1995 N 296 «О Службе контроля Президента Республики Беларусь» данная Служба была преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь. Во осуществление Конституции Республики Беларусь [1] Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.1996 N 510 «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» был образован Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК) путем объединения функций Службы контроля Президента Республики Беларусь и Контрольной палаты Республики Беларусь.
Актуальность данной темы заключается в том, что образование Комитета государственного контроля имело принципиальное значение для повышения эффективности контрольной работы и ликвидировало параллелизм и дублирование в работе двух высших государственных органов финансового контроля страны, однако совершенствование законодательства в этой сфере требует еще немного изменений.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Предметом исследования является комитет Государственного контроля.
Цель курсовой работы заключается в исследовании основных направлений деятельности Комитета государственного контроля Республике Беларусь в сфере финансового контроля.
Исходя из целы можно определить следующие задачи:
1. Определить правовые основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
2. Обозначить функции и задачи Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
3. Рассмотреть структуру Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
4. Проанализировать взаимодействие Комитета государственного контроля Республики Беларусь с иными органами.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников (15 наименований).
Общее количество страниц – 24.
1 Особенности конституционно-правового статуса комитета государственного контроля
В юридической литературе внимание уделяется обзору определения термина «контроль». Его зачастую сопоставляют с надзором. Эти определения отличаются, что выражается в тех мерах, которые могут применяться правительственными учреждениями, которые исполняют соответствующие функции. Сами надзорные органы, как водится, не имеют права аннулировать правовой акт, впрочем, при адекватном результате они тяготятся гарантировать законность на практике. Контрольные органы, с иной стороны, отличаются не только правом отмены правовых актов, но и насыщенным вмешательством в нелегальную деятельность. Дабы осуществлять контроль над организациями, есть вероятность оценивать работу иного человека, и это, с точки зрения необходимости, оригинально. (В этом смысле детали конституционного акта содержат свои личные данные. Конституционный контроль включает в себя область урегулирования сверху вниз. Задача не должна иметь первостепенного значения. Это неконституционно. Контроль конституционного контроля, ослабленный другими органами власти, национальный, в том числе бюрократический контроль)
Принятие законодательных мер полагает дальнейшее их использование. На предыдущем этапе эту функцию исполняли сотрудники Национального комитета по мониторингу (она была отменена заключением Высшей рекомендации Республики Беларусь), а после этого Ревизионным советом. Согласно новой редакции Конституции, Государственный контроль налагается на Государственный контрольный совет в отношении исполнения республиканского бюджета, эксплуатации государственного имущества, действий президента, парламента, правительства и других организаций. граждане. которые стабилизируют отношения между государством, домохозяйством, экономическими и налоговыми отношениями. Это классический аспект работы Комитета государственного контроля: его контроль связан с отношениями в экономической сфере [2].
Основополагающей задачей Комитета является осуществление государственного контроля за осуществлением республиканского бюджета, потреблением государственной собственности, осуществлением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, устанавливающих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь, которому непринужденно подчинен Председатель Комитета.
В Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» [3] довольно подробно решены вопросы касательно системы и организации деятельности органов Комитета государственного контроля. Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь. Конструкция и штатное количество Комитета государственного контроля утверждаются Президентом Республики Беларусь.
2 Структура комитета государственного контроля
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее – Положение о Комитете) [5], основными задачами Комитета являются:
1. Защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
2. Проверка исполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за осуществлением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
3. Обеспечение результативной и разумной эксплуатации организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
4. Осуществление государственного контроля за осуществлением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;
5. Проведение комплексных мероприятий по обнаружению системных нарушений права, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, и негативных тенденций в экономике и общественной сфере;
6. Выявление неприменяемых запасов возрастания производительности экономической деятельности, становления реального сектора экономики;
7. Предупреждение, обнаружение и пресечение преступлений в сфере экономики;
8. Принятие результативных мер по предотвращению легализации прибылей, полученных нелегальным путем, и финансирования террористической деятельности;
9. Ведение в установленном порядке административного процесса;
10. Осуществление иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Комитет в пределах своей компетенции:
1) осуществляет государственный контроль за:
а. Осуществлением республиканского бюджета, соблюдением права в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
б. Расходованием средств республиканского и местных бюджетов на оплачивание деятельности государственных органов, иных организаций, сохранностью и потреблением государственного имущества;
в. Принятием мер по дебюрократизации государственного агрегата;
г. Осуществлением права по вопросам аренды, а также приватизации и другого отчуждения объектов государственной собственности;
д. Соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями права в области инвестиционной деятельности;
е. Законностью эксплуатации организациями и индивидуальными предпринимателями физических источников, приобретенных за счет государственных средств.
3 Взаимодействие комитета государственного контроля с иными органами государственного управления Республики Беларусь и высшими органами финансового контроля зарубежных стран
3.1 Взаимодействие Комитета государственного контроля с иными органами государственного управления
В силу возложенных задач органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь владеют правами и обязанностями, связанными с обеспечением экономической безопасности нашего государства, в том числе государственно-управленческими полномочиями по отношению к лицам, допустившим нарушения права.
С учетом занимаемого расположения в системе государственных органов работники ОФР непрерывно участвуют в рассмотрении судами общей юрисдикции разных категорий дел. Вопросу соблюдения законности при этом придается специальное значение: при подготовке документов ОФР осуществляет их правовую экспертизу.
Если говорить в совокупности об участии ОФР в судебных процессах исключением рассмотрения уголовных дел, возбужденных по материалам ОФР), то все дела условно дозволено поделить на три группы:
1. дела об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составили должностные лица ОФР;
2. дела по претензиям (протестам) на вынесенные должностными лицами ОФР постановления по делам об административном преступлении;
3. дела, которые рассматриваются в порядке, установленном ХПК либо ГПК [6], с участием ОФР.
Проанализируем особенно увлекательный пример из практики участия ОФР в судах с точки зрения использования права.
ОФР в ходе внеплановой оперативной тематической проверки установил, что ОДО «В» транспортировало в автобусе по территории Республики Беларусь товар без нужных сопроводительных документов. Шофер автобуса пояснил, что перевозил товар из Москвы в Витебск по просьбе неведомых лиц, передавших ему коробки с товарно-физическими ценностями на рынке.
По данным фактам ОФР в отношении ОДО «В» составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 ст. 12.17 КоАП [7].
При рассмотрении дела в суде, а позднее и при обжаловании вынесенного постановления ОДО «В» указало, что шофер перевозил товар по своей инициативе, пытаясь заработать. При этом он не имел права принимать товар и выступать от имени ОДО «В». Никто из уполномоченных лиц ОДО «В» товар к перевозке не принимал и не гарантировал его доставки.
Совместно с тем согласно п. 63 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 972, багаж к автомобильной перевозке принимается только от лиц, имеющих билет на проезд и багажную квитанцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Основной задачей Комитета является осуществление государственного контроля за осуществлением республиканского бюджета, потреблением государственной собственности, осуществлением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, устанавливающих отношения собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Комитет государственного контроля Республики Беларусь возглавляет единую централизованную систему органов, включающую Комитет (центральный аппарат), территориальные органы Комитета и органы финансовых расследований Комитета. В структуру Комитета входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц, правовой статус, задачи и функции которых определяются законодательными актами, и иные структурные подразделения. Структура Комитета утверждается Председателем Комитета.
С ростом глобализации, наша экономика с каждым разом все больше подвергается влиянию со стороны опытов, слабых и сильных сторон тех, кто находится за пределами наших границ. мы должны более тесно сотрудничать и осуществлять трансграничное сотрудничество в целях повышения эффективности нашей работы.
Комитет государственного контроля имеет 2 группы взаимодействия: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя группа подразумевает национальную систему взаимодействия органов, наиболее тесно сотрудничающими являются налоговые органы. К внешней группе относятся органы государств, с которыми заключены соответствующие соглашения, а также взаимодействие с государствами согласно международным стандартам.
Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – это не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
1. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Кременецкий М. Г. Теоретические основы ведомственного контроля и его практическая организация / М. Г.Кременецкий / [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З. Принят Палатой представителей 26 мая 2010 года, одобрен Советом Республики 15 июня 2010 года. С изменениями и дополнениями в редакции Закона Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 177-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. Василевич, Г. А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь / Г. А. Василевич / [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647 : с изменениями и дополнениями в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. № 294 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11.01.1999 г. № 238-З : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г. : одобр. Советом Республики 18 декабря 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6.01.2021 г. № 91-З : принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г. : одобр. Советом Республики 18 декабря 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Карпенкова, И. В. Приостановление финансовых операций Департаментом финансового мониторинга / И. В. Карпенкова (по состоянию на 29.10.2018) // «Промышленно-торговое право» 2018, № 11.
9. Договор о создании Союзного государства [Электронный ресурс] : 26 января 2000 г. : ратифицирован Законом Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. «О ратификации Договора о создании Союзного государства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 4, 2/118).
10. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : 1 января 2018 г. : ратифицирован Законом Республики Беларусь от 9 октября 2014 года «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.10.2014, 2/2191).
11. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палатой Российской Федерации [Электронный ресурс] : (Заключено в г. Баку 05.09.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза : [Электронный ресурс] : Решение Высшего Евразийского экономического совета № 33 (Принято в г. Бурабай 16.10.2018) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Соглашение между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палатой Азербайджанской Республики о сотрудничестве (Заключено в г. Баку 03.06.2010) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан [Электронный ресурс] : (Заключено в г. Астане 02.09.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Контрольной палатой Национального собрания Республики Армения [Электронный ресурс] (Заключено в г. Минске 25.02.2004) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты