Взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Городская поликлиника № 1, ГУЗ (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания
1.2 Феномен саморегуляции в психологии
1.3 Особенности профессиональной деятельности медицинских работников
2 Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что изучение регуляторных механизмов поведения при различной личностной типологии и особенностей регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегуляции, обеспечивает существенную роль в жизнедеятельности, социальном развитии, самореализации и самоутверждении человека, которые особенно важны для представителей «помогающих» профессий, к которым относятся медицинские работники. Сама специфика содержания их профессии возлагает высокие требования к эмоциональной устойчивости, самоконтролю и саморегуляции. Вместе с тем, эта категория работников особенно подвержена эмоциональному выгоранию, которое негативно отражается на личности специалиста.
Труд медицинского персонала очень ответственный, требует высокой выносливости, поскольку на них постоянно ложится психоэмоциональная нагрузка, так же им необходимо быстро реагировать в экстремальных ситуациях. Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает высокую эмоциональную насыщенность, они имеют большое количество факторов, которые вызывают стресс.
Проблематика эмоционального выгорания работников медицинской сферы привлекает внимание множество исследователей в рамках психологической науки. Большинство из них подчеркивает важность изучения данного феномена в силу социальной значимости профессии, так как на медицинского работника ложится большая ответственность не только за физическое здоровье пациента, доверившего ему свою жизнь, но и за его психическое здоровье (Н.В. Кухтова, Н.А. Акимова, Е.В. Овчарова, Н.А. Кощеева, И.А. Частоедова и др.).
Вопросу синдрома эмоционального выгорания и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких ученых, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк и др.
Феномен саморегуляции изучали Ю. Куль, П. Кароли, Ж.М. Дьефендорф, Н. Гарнефски, В. Краай, Дж. Гросс О.А. Конопкин, В.И. Степанский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Н.Ф. Круглова и др.
Объект исследования – эмоциональное выгорание и саморегуляция.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников.
Цель исследования – выявить взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников.
1 Теоретические аспекты изучения взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
1.1 Подходы к изучению эмоционального выгорания
Х.Дж. Фрейденберг определил синдром эмоционального выгорания как «постепенный процесс утраты человеком эмоциональной, когнитивной и физической энергии, сопровождающийся симптомами эмоционального и умственного истощения, частого физического утомления, личной отстраненности и отсутствия удовлетворения выполненной работой» [цит. по: 1, с. 211].
К настоящему времени сложились различные модели эмоционального выгорания. В рамках одномерной модели профессиональное выгорания Э. Пайнс и Э. Аронсон рассматривают эмоциональное выгорание как состояние эмоционального, когнитивного и физического истощения, инициированного продолжительным пребыванием в эмоционально перегруженных обстоятельствах. В качестве основной причины здесь выступает эмоциональное истощение, а остальные аспекты проявления дисгармонии поведения и переживаний являются лишь его последствием. Считается, что «выгоранию» подвержены профессии не только социальной направленности. А. Пайнс пришла к тому, что, «если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. При этом выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний» [цит. по: 2, с. 198].
В контексте двухфакторного подхода Д. Дарендорк и В. Шафелли определяют синдром профессиональное выгорания как совокупность аффективного фактора (эмоционального истощения, связанного с плохим физическим самочувствием, нервным напряжением) и установочного фактора (деперсонализации, что предполагает изменение установки и ли отношения к себе и субъектам профессиональной деятельности) [3, с. 296].
Известна трехкомпонентная модель синдрома профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона Авторы под ним понимают ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных контактов на протяжении длительного периода. Данный феномен состоит из трех компонентов:
– эмоционального истощения, проявлением которого является ощущение эмоциональной пустоты и психологической усталости, потеря интереса к жизни, депрессивные тенденции;
– деперсонализации, то есть в деформации отношений с лицами в профессиональной деятельности, возникновении установок, эмоций негативного или безразличного характера по отношению к клиентам;
– редукции персональных достижений, что предполагает негативную самооценку и собственных профессиональных достижений, отрицательное отношение к своим функциям, стремление их сократить, снятие с себя ответственности за свое поведение [1, с. 193].
2 Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников было проведено эмпирическое исследование.
Объект исследования – эмоциональное выгорание и саморегуляция.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников.
Задачи эмпирического исследования:
1) изучить симптомы эмоционального выгорания у медицинских работников;
2) исследовать особенности саморегуляции у медицинских работников;
3) установить характер взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников.
База исследования: ГУЗ «Брестская городская поликлиника № 1». В исследовании принимали участие 40 медработников (врачи, медсестры) в возрасте 27-40 лет со стажем работы от 3 до 12 лет.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных (критерий корреляции r-Спирмена).
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [27].
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 году, методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». Испытуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответа «да» или «нет». Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ проблемы и эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального выгорания и особенностей саморегуляции у медицинских работников позволяет сделать следующие выводы:
Эмоциональное выгорание представляет собой профессиональный феномен, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание тесно связано с психологическими особенности личности, с восприятием личностью собственной социальной компетентности и продуктивности в межличностном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и возникает на фоне длительного профессионального стресса. Факторы синдрома эмоционального выгорания можно условно разделить на личностные, ролевые и организационные.
Саморегуляция представляет собой совокупность внутренних и внешних процессов, которые позволяют субъекту осуществлять руководство его целенаправленной активностью на протяжении длительного времени, в ситуации изменения обстоятельств. Саморегуляция является механизмом обеспечения внутренней психической активности человека психическими средствами, основана задача которой состоит в том, чтобы согласовать свои возможности с требованиями деятельности. В структуру саморегуляции входит настойчивость (сила намерений, стремление к завершению начатого дела) и самообладание (уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний).
Профессиональная деятельность медицинских работников сложна, многообразна, регулируется этическим нормами. Медработники должны обладать рядом профессионально важными качествами, среди которых: эмпатия, коммуникабельность, чуткость, эмоциональная устойчивость, доброжелательность, ответственность, отзывчивость, внимательность. Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокое напряжение, что выступает предпосылкой для возникновения эмоционального выгорания.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у медицинских работников сложились такие симптомы эмоционального выгорания как: эмоциональный дефицит, загнанность в клетку, эмоциональная отстраненность, расширение сферы экономии эмоций, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. У них складываются такие симптомы эмоционального выгорания как: эмоционально-нравственная дезориентация, тревога и депрессия, неудовлетворенность собой, переживание психотравмирующих обстоятельств, психосоматические и психовегетативные нарушения. Все три фазы эмоционального выгорания у медицинских работников находятся в стадии формирования. Фаза «резистенция» является доминирующей в синдроме эмоциональном выгорании у медицинских работников. Они пытаются более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М.: Юрайт, 2017. – 343 с.
2. Кецко, Т. В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. – Мн.: БГПУ, 2005. – С. 198-206.
3. Кецко, Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология : сборник научных трудов. – Мн. : БГПУ, 2007. – С. 294-303.
4. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 34-42.
5. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
6. Хайрушева, Д.А. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) / Д.А. Хайрушева // Наука о жизни и здоровье. – 2017. - № 3. – С. 77-85.
7. Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 10-12.
8. Garnefski, N. The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire: Psychometric features and prospective relationships with depression and anxiety in adults / N. Garnefski, V. Kraaij // European J. of Psychological Assessment, 2007. N. 23, pp. 141-149.
9. Gross, J. Antecedent- and response-focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression, and physiology. Journal of Personality and Social Psychology, 1998. 74 (1), pp. 224-237.
10. Пугачева, О.В. Теоретический анализ проблемы саморегуляции личности в отечественной и зарубежной психологии / О.В. Пугачева // Ученые записки РГСУ. – 2014. - № 2. – С. 30-34.
11. Игнатьев, П. Д. Саморегуляция: обзор современных представлений / П. Д. Игнатьев, А. В. Трусова // Петербургский психологический журнал. – 2016. – № 15. – С. 55-69.
12. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – C. 22–34.
13. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 2001. – 546 с.
14. Осницкий, А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: автореф. дис. … д-ра психол. наук / А.К. Осницкий. – М., 2003. – 25 с.
15. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 352 с.
16. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
17. Гунзунова, Б.А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности человека / А.Б. Гунзунова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 3-7.
18. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека : системно-деятельностный подход / Л.Г. Дикая. – Москва : Институт психологии РАН, 2003. – 318 с.
19. Кухтова, Н.В. Просоциальность в структуре профессионально важных качеств медицинских работников / Н.В. Кухтова // Журнал БГУ. – 2018. – № 3. – С. 78-82.
20. Доржиева, М.О. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников / М.О. Доржиева // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. – Улан-Удэ, 2019. – С. 117-122.
21. Попова, Ю. И. Особенности саморегуляции и самоконтроля представителей помогающих профессий / Ю. И. Попова, И. В. Марцинкевич // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 сентября 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 129-131.
22. Акимова, Н.А. Анализ мнения медицинских сестер об уровне удовлетворенности своей профессиональной деятельностью / Н.А. Акимова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2017. – № 7 (6). – С. 1319-1322.
23. Овчарова, Е.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер и ее влияние на проявление психических состояний / Е.В. Овчарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. – С. 1-8.
24. Прусова, В.Н. Психология труда / В.Н. Прусова, Г.Х. Боронова. – М.: Эксмо, 2008. – 30 с.
25. Кощеева, Н.А. Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Н.А. Кощеева. – Санкт-Петербург, 2010. – 21 с.
26. Частоедова, И.А. Сравнительный анализ проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестре различной специализации / И.А. Частоедова, Е.А. Мухачева // Вятский мед. вестник. – 2017. – № 2. – С. 80–84.
27. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 1999. – С. 99–105.
28. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00417.htm.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты