Институт выдачи преступников (экстрадиция) в международном праве
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Институт выдачи преступников (экстрадиция) в международном праве»
по дисциплине: «Международное публичное право»
2021
45.00 BYN
Институт выдачи преступников (экстрадиция) в международном праве
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международное публичное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРАДИЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ ЭКСТРАДИЦИИ
1.2 ДОПУСТИМОСТЬ ЭКСТРАДИЦИИ
2 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
2.1 ОСНОВАНИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
2.2 УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
3 ПРИНЦИПЫ ЭКСТРАДИЦИИ
3.1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСТРАДИЦИИ
3.2 ОСОБЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСТРАДИЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Представленная курсовая работа посвящена исследованию такого правового явления как экстрадиция.
Научный интерес исследуемого института усматривается в том, что он, являясь одним из ведущих видов в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, непосредственно затрагивает суверенитет государства и тем самым представляет собой наиболее сложное мероприятие по непосредственному его осуществлению.
В настоящее время общепризнано, что выдача преступников – это право государства, а не его обязанность. Обязанность выдачи может быть только, при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.
Государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена.
Собственно экстрадиция преступника или подозреваемого государству, на территории которого он совершил преступление, дело довольно длительное, состоящее из множества формальностей.
Институт экстрадиции, вне всякого сомнения, играет важную роль в развитии и укреплении международного сотрудничества между государствами.
Не меньшее влияние возможность экстрадиции оказывает и на охрану прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью.
Все это обуславливает повышенный интерес к вопросам экстрадиции ученых, юристов и практиков.
В целом институт выдачи развивался в соответствии с исторической тенденцией демократизации и защиты прав человека. В новое время становится нормой невыдача политических преступников. Встречающиеся отклонения от общего пути носили переходящий характер, не оказывая влияния на общепринятые принципы института выдачи. Таким образом, одним из таких отклонений был институт выдачи в соответствии с законодательством и договорной практикой социалистических государств [1, c. 51].
Преступность давно перестала быть явлением сугубо внутринационального характера. Научно-технический прогресс, а, как результат, усовершенствованные средства передвижения и связи выводят на новый уровень не только способы совершения общественно опасных деяний, но, также, и способы уклонения от уголовной ответственности за таковые. Преступность, как явление XXI века просто не может ограничиться своим распространением на территории одной, конкретной страны, так как именно пробелы, а также коллизии правового регулирования в этой сфере, сфере международного уголовного права, позволяют преступникам и дальше, безнаказанно, заниматься противоправной деятельностью [1, c. 52].
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРАДИЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ ЭКСТРАДИЦИИ
Экстрадицию рассматривают как один из древнейших институтов в международном уголовном праве.
В классическом понимании она определяется как «передача лица государством, на территории которого такое лицо располагается, иному государству с целью привлечения его к уголовной ответственности либо для приведения приговора в исполнение»
Одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса» [7, c. 49].
Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. В эпоху рабовладения особенно значительна была роль выдачи как средства пресечения бегства рабов, основной производительной силы.
Соответствующие договоры хорошо известны практике городов-государств Древней Греции и Рима. Вместе с тем существовали и некоторые правила гостеприимства, разумеется, не для рабов. Гостеприимство зачастую предоставлялось бежавшим из враждебных государств. В средние века тоже заключается немало договоров о выдаче, в основном речь шла о политических преступлениях. Феодальные государства оказывали друг другу помощь в борьбе с противниками власти [7, c. 50].
Дефиниции экстрадиции в современном уголовном законодательстве не существует. В литературе экстрадицией принято считать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания.
Р.М. Валеев значительно расширяет вышеупомянутый термин, говоря о том, что это обязательно акт правовой помощи (сущность экстрадиции), основанный на международном договоре, а также иных источниках международного права [6, c. 60].
В свою очередь, А. Н. Вылегжанин утверждает, что экстрадиция – основанная на нормах международного права и национальном законодательстве юридическая процедура, состоящая в процессе доставки лица, совершившего преступление, под юрисдикцию запрашивающего государства для целей привлечения его к уголовной ответственности или исполнения наказания. Следовательно, данные авторы разрешают вопрос о соотнесении этих понятий их полным слиянием [9, c. 58].
Многие авторы, считают, что институт экстрадиции не ограничивается понятием выдачи преступников, и что, определенно, должно быть закреплено разграничение между двумя этими юридическими субстанциями.
2 ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
2.1 ОСНОВАНИЯ ВЫДАЧИ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Основанием для начала экстрадиционного производства является требование иностранного государства, которое направляется по дипломатическим каналам либо через центральные органы [17, c. 102].
Одним из наиболее дискуссионных и концептуальных аспектов института экстрадиции в науке и в правоприменительной практике, по мнению ряда ученых, является вопрос об основаниях выдачи лиц, совершивших преступление, как условиях, при наличии которых выдача может быть осуществлена.
В теории так же, как и на практике, выделяются различные основания выдачи лиц, совершивших преступление.
Проанализировав международные договоры, участницей которых является Беларусь, можно прийти к выводу, что содержание требования о выдаче в них унифицировано, хотя в некоторых из них упоминаются «запрос» или «просьба» о выдаче, по нашему мнению, следует применять термин «требование», который подразумевает просьбу в решительной, категоричной форме.
Требование о выдаче лица должно содержать:
- наименование запрашивающего и запрашиваемого органа;
- описание фактических обстоятельств деяния, которое стало основанием требования о выдаче, и текст закона запрашивающего государства, на основании которого данное деяние является преступлением, с указанием состава преступления, меры наказания за его совершение и сроков давности;
- фамилию, имя, отчество выдаваемого лица, год и место его рождения, гражданство, место жительства, а по возможности – описание внешности, фотографию, отпечатки пальцев и другие сведения о его личности;
- данные о размере ущерба, причиненного преступлением, и сведения о его возмещении.
К требованию о выдаче для привлечения к уголовной ответственности прилагаются заверенные копии постановлений о заключении под стражу и привлечении в качестве обвиняемого.
К требованию о выдаче для исполнения приговора прилагаются заверенная копия приговора, справка о его вступлении в силу и справка о неотбытом сроке наказания».
В некоторых странах основанием для экстрадиционного ареста может стать «красное» извещение Международной организации уголовной полиции (Интерпола) [17, c. 107].
Следует и в Беларуси допустить заключение лица с целью выдачи до получения требования о выдаче, если через Интерпол получено ходатайство о его аресте.
3 ПРИНЦИПЫ ЭКСТРАДИЦИИ
3.1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСТРАДИЦИИ
Углубление интеграционных процессов в международном сообществе, когда границы между государствами становятся более прозрачными, появление и распространение новых, все более и более изощренных форм транснациональной преступности, охватывающих территории нескольких государств, приводят к необходимости противодействия связанные негативные явления.
Одним из инструментов международного уголовного права, позволяющим привлекать к ответственности тех, кто нарушает закон в некоторых странах, а затем свободно перемещается в другие страны, не подпадающие под юрисдикцию государств, в которых были совершены преступления, является институт выдача (экстрадиция) [6, с. 125].
Выдача является старейшим институтом международного уголовного права. Исторически концепция выдачи, сводящая ее к выдаче преступников, восходит к временам феодализма. В то время он был обозначен латинским термином extradere - принудительное возвращение беглого подданного его суверену. В контексте современности речь идет о государстве, гражданином которого является человек [22, с. 90].
Одним из самых первых документов, касающихся выдачи, является Договор о мире и дружбе, заключенный в 1296 году до нашей эры. е. (по другим оценкам – в 1278 г. до н. э.) между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Геттушилом III, который гласит, что «если один человек убежит из земли египетской, то один, или два, или три, придут великому хеттскому принцу страны, великий принц хеттской страны должен схватить их и приказать отправить их обратно к Рамзесу II. Что касается человека, которого приведут к Рамзесу II, пусть он не вините его, пусть он не разрушит его дом, его жен и его детей (пусть они не убьют его), пусть его глаза, его уши, его рот и его ноги, все ему не причинят вреда ... " Эта сторона Египта была связана аналогичными обязательствами [9, с. 101].
Ученые И. М. Беляев и О.В. Начаркина, считают экстрадицию одним из старейших институтов международного уголовного права, предлагая дифференцировать понятие экстрадиции от понятия экстрадиции [2, с. 174].
Н. Д Егоров и И.В. Елесеев выдаются в отдельное правовое учреждение для выдачи подозреваемых в совершении преступлений и осужденных преступников. По словам Н. Д Егорова: «Институт выдачи преступников как институт права обоснованно определяет себя по сложности составляющих его правовых компонентов. К ним относятся, во-первых, общепризнанные нормы, регулирующие договоры о правовой помощи, действующие между государствами; во-вторых, обычные нормы, разработанные в результате длительной государственной практики и признания надлежащего поведения в качестве юридически обязывающих предписаний, и, наконец, в-третьих, внутренние нормы конституционного происхождения» [10, с. 88].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день понятие экстрадиции трактуется как передача лица государством, на территории которого данное лицо находится, другому государству с целью привлечения его к уголовной ответственности либо с целью приведения в исполнение приговора. Выдача лица должна осуществляется на основании запроса о выдаче лица государству, на территории которого находится запрашиваемое лицо.
Выдача преступников (экстрадиция) – это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или приведения в исполнении вынесенного приговора.
Экстрадиция – необходимое явление в современном мире, без данной процедуры будет невозможным осуществление правосудия в отношении конкретных лиц, скрывающихся за рубежом. Экстрадиция является комплексным институтом права, который регулируется как уголовным, так уголовно-процессуальным и международным правом. Невозможно отнести ее к чему-либо одному, без нанесения вреда самой ее сущности.
В науке и правоприменительной практике ведутся дискуссии о важности выдачи в сфере отправления правосудия, о раскрытии ряда преступлений, влекущих выдачу преступника, о количестве уголовных преследований, по основаниям для отказа выдать преступника, и прежде всего на саму концепцию выдачи.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
- Сегодня в науке и правоприменительной практике ведутся дискуссии о важности выдачи в сфере отправления правосудия, о раскрытии ряда преступлений, влекущих выдачу преступника, о количестве уголовных преследований, по основаниям для отказа выдать преступника, и прежде всего на саму концепцию выдачи.
- Выдача является эффективной формой международного сотрудничества стран по уголовным делам и является одним из наиболее сложных процессов отправления правосудия, непосредственно затрагивающих государственный суверенитет.
- Международное сотрудничество в вопросах выдачи не может осуществляться без государственного регулирования. Нормы национального законодательства являются основой для выполнения условий международных договоров в этой области правовых отношений.
- Законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы выдачи, соответствует международным стандартам и позволяет эффективно использовать этот инструмент, привлекая преступников от правосудия к уголовной ответственности. В то же время проблема отсутствия международных договоров о выдаче с отдельными странами остается острой.
1. Адельханян, Р. А. Принципы экстрадиции и квалифицирующие обстоятельства совершения преступления / Р. А. Адельханян, А. В. Наумов // Российская юстиция. – 2004. – №3. – С. 51–52.
2. Беляева, И. М. Основания отказа в выдаче лиц, совершивших преступления / И. М. Беляева, О. В. Начаркина // Проблемы права. – 2015. – № 6. – С. 174–179.
3. Бабий, Н.А. Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под. ред. Н.А. Бабий. – М.: Проспект, 2004. – 329 с.
4. Бойцов, А.И. Выдача преступников. – СПб: Изд-во Р. Аслакова «Юридический Центр Пресс», 2004. – 795 с.
5. Бурый, В.Е. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: монография / В.Е. Бурый; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев: Могилев, высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 172 с.
6. Валеев, Р.М. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве: Монография/ Васильев Ю.Г. - М.: Современная экономика и право, 2003. - 190 с.
7. Вербанович, И. А. Экслрадиция : история и современность / И. А. Вербанович// Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь в 2008 году. Минск : Акад. МВД, 2008. -С. 49-51.
8. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Права человека : сб. междунар.-правовых документов / сост. Е. В. Кузнецова. – Минск : Амалфея, 2009. – Т. 1. – С. 78 – 512.
9. Вылегжанин, А.Н. Международное право/ Под. ред. А.Н. Вылегжанин. – Тесей, 2008. – 358 с.
10. Гражданское право / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. / Иванов А.А., автор гл. «Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права». – М., 2006. – 190 с.
11. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Совершено в г. Страсбурге от 26 ноября 1987 года. \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 40 с.
12. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 175 – 180.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 11-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. – 64 с.
14. Кудрявцева, В.Н. Международное уголовное право / Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. - М.: Норма-М, 2009. - 490 с.
15. Лукашов, А. И. Формулирование обвинения и квалификация преступления при выдаче Республике Беларусь лица для привлечения к уголовной ответственности / А. И. Лукашов. – Юстыцiя Беларусi. – 2006. – № 3. – С. 43–47.
16. Лукашук, И.И. «Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве»: Учеб.-практ. Пособие - М. Издательство: Современная экономика и право. 2011. – 244 с.
17. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
18. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 30 августа 1955 г. \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 190 – 205.
19. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, В.Е. Бурый, СВ. Казак [и др.]; под общ. ред. В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 696 с.
20. О международной правовой помощи по уголовным делам [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 18 мая 2004 г. № 284-З З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 января 2008 год // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Сащенко, А. И. Понятие экстрадиции в уголовном праве / А. И. Сащенко // Юридический журнал. - 2009. - N 2. - С. 90-94.
23. Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Принят Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 года. \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 322.
24. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 янв. 2000 г., № 365-З : принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 1999 г. ; в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
25. Тесленко, А.М. Об институте выдачи / А.М. Тесленко // Юридический журнал. - 2003. - N 1. - С. 98.
26. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г. ; в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апр. 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
27. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апр. 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
28. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Шарков. – Мн.: Тесей, 2012. – 381 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты