Агрессивность подростков с разным уровнем переживания одиночества
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Агрессивность подростков с разным уровнем переживания одиночества»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Агрессивность подростков с разным уровнем переживания одиночества
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностический опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику агрессивности Басса — Дарки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
1.1 Понятие агрессии и агрессивности личности
1.2 Понятие одиночества в отечественных и зарубежных исследованиях
1.3 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема агрессивности личности является одной из самых актуальных, что обусловлено резкими социально-экономическими, технологическими и другими изменениями, которые создают новые социальные условия и ситуации для людей. Эти изменения, являясь постоянными раздражителями для нервной системы личности (изменения, как фактор стресса), приводят личность к состоянию перманентного реагирования на раздражитель, и в результате еще больше повышают уровень личностной агрессивности.
Изучением проблемы агрессии и агрессивности занимались зарубежные исследователи – А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон и отечественные исследователи – А.Г. Асмолов, И.В. Борисова, Ю.В. Егошкин, З.А. Зимелева, Е.П. Ильин, А.А. Реан, К.В. Сельченок и др., что свидетельствует об актуальности данной проблемы. Однако не полностью изучен вопрос проявления агрессивности личности, обусловленной особенностями темперамента.
На протяжении всей своей жизни человек неразрывно связан с социальным миром, и эта связь постоянно приводит к проявлению различных человеческих качеств и условий, из которых одиночество является наиболее значимым.
Проблема поиска решения и выбора пути перед лицом крупного жизненного события, непонимания и отторжения, дает каждому человеку ощущение одиночества. Одиночество – это особое состояние жизни, состояние экзистенциального опыта, которое способствует расширению аспектов человеческой природы и которое может проявляться как в положительном, так и в отрицательном аспектах.
Среди всех возрастов одиночество особенно важно в подростковом возрасте. Подростковый возраст фокусируется на построении коммуникативных отношений со сверстниками. В контексте этой ведущей деятельности различные негативные состояния, такие как одиночество в результате отторжения социальной группы одноклассников, могут создавать трудности для личностного роста. Решение этой проблемы имеет важные теоретические и практические последствия, так как опыт одиночества вызван самоуничтожением и ощущением незначительности в социальной группе.
Целью данного эмпирического исследования является изучить агрессивности подростков с разным уровнем переживания одиночества.
Объект исследования: ощущение одиночества и агрессивность.
Предмет исследования: агрессивность подростков с разным уровнем переживания одиночества.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь агрессивности подростков и уровня переживания одиночества.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессии и агрессивности личности.
2. Охарактеризовать понятие одиночества в отечественных и зарубежных исследованиях
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
1.1 Понятие агрессии и агрессивности личности
Агрессия – целенаправленное разрушительное действие, противоречащее общепринятым нормам и принципам жизни человека в мире, причиняющее вред объектам нападения (живым или неживым), причиняющее материальный вред людям, либо создающее вокруг них отрицательное возбуждение, обстановку напряжения, страха, угнетения [7].
На сегодняшний день универсальное определение агрессии не существует. Под агрессией Л. Бендер понимал склонность приближения к объекту или удалению от него [22]. Согласно Ф. Аллану, агрессии – внутренняя сила, не имеющая объяснения своего происхождения, при котором человек может давать отпор внешним силам [15].
Многие исследователи определяют агрессию, опираясь на объективные наблюдения и практические измерения изученных явлений, в основном, актов поведения. Например, А. Басс идентифицирует агрессию как «реакцию», при которой другой организм воспринимает болевые ощущения, а Э. О. Уилсон определяет агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [25].
Феномен агрессии в отечественной психологии понимается как специфическое поведение в отношениях с другими людьми, являющееся следствием сложных психологических состояний, в связи с чем необходима мотивационная база человека на этом уровне его " Я», которое безусловно содержит несколько биологических и психофизиологических предпосылок, осознанных и неосознанных факторов [30].
Г. Аммон выделяет 3 вида агрессии: констуктивную, дефицитарную, деструктивную. Конструктивная враждебность проявляется в социально оптимальной форме, а также считается посылом к творческому преобразованию окружающего общества. При дефицитарной агрессии человек испытывает проблемы с открытым переживанием враждебных ориентаций из-за преждевременной классификации чувства враждебности. Деструктивная враждебность подразумевает волю к слому, но наряду с рвением решить проблемы силой, умалением и мстительностью. Поскольку установление военных действий необходимо, последние постоянно имеют не деструктивный вид, а негативный тон [27].
Р. Кратчфилд и Н. Ливсон сопоставили определения агрессии. На основании внешнего оценивания: «Агрессия – это любой вид поведения, наносящий вред другому» [17]. В основу второго положены намерения человека: «Агрессия – это любые действия, имеющие целью причинение вреда другому» [17].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного эмпирического исследования является изучить агрессивности подростков с разным уровнем переживания одиночества.
Объект исследования: ощущение одиночества и агрессивность.
Предмет исследования: агрессивность подростков с разным уровнем переживания одиночества.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь агрессивности подростков и уровня переживания одиночества.
Для изучения агрессивности подростков с разным уровнем переживания одиночества необходимо было поставить следующие задачи, для реализации цели исследования:
1. Изучить состояние одиночества среди подростков.
2. Выявить уровень агрессивности.
На основании поставленных задач, был сформирован план действий для его организации. Организация исследования предполагала постановку нескольких этапов.
На первом этапе были подобраны методики, позволяющие в полном объеме раскрыть тему исследования. В результате был выбран опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной и методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
На втором этапе исследования была сформирована выборка исследования.
Выборка: в исследовании приняло участие 30 подростков в возрасте от 14 до 15 лет.
На третьем этапе исследования были проведены опросные методы исследования. Исследование проходило в групповом порядке. На классном часу. На протяжении 2-х дней.
Четвертый этап содержал в себе количественную и качественную и статистическую обработку данных. Полученные данные подвергались статистической обработке с помощью программы «STATISTICA v. 10.0».
Методы исследования:
– общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия и др.);
– эмпирические методы – тестирование;
– методы статистической обработки (критерий U Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Спирмена).
– методы интерпретации результатов исследования.
Рассмотрим методики более подробно.
1. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение агрессии объясняется биологическими и социальными факторами; агрессия может быть не только насильственной, но и нормальной реакцией человека в борьбе за выживание. Агрессия принимает различные формы. Основными из них являются физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, склонность к раздражению и негативизм. Различные формы агрессии можно разделить на агрессию против других и самоагрессию. Агрессию можно уменьшить или направить в социально приемлемое русло путем позитивного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивные модели поведения и изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
На основании выявленных теоретических представлениях, понятие «одиночество», в зарубежной и отечественной психологии, характеризуется как комплексный феномен, основанный на компенсации социальной ситуации, психических или эмоциональных состояний, и механизмов адаптации и регуляции. При существовании возможности замены значимых лиц, вероятность возникновения одиночества снижается.
Основными причинами одиночества являются эмоциональная нестабильность, застенчивость, низкая самооценка и интровертность. Следует отметить, что молодые люди в той или иной степени испытывают одиночество. В большинстве случаев это одиночество воспринимается как отсутствие поддержки со стороны значимых других людей и выражается в тревожном эмоциональном состоянии, проявляющемся как чувство отчуждения от других.
Целью данного эмпирического исследования является изучить агрессивности подростков с разным уровнем переживания одиночества.
Среди подростков 60% из выборки, имеют неглубокое переживание возможного одиночества. Стоит отметить, что 23,3% подростков имеют глубокое переживание актуального одиночества, 16,3% не переживают сейчас одиночество.
Оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов находится на среднем уровне. Испытуемые могут выражать негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы), использовать физическую силу против других лиц, выражать возможное убеждение в том, что они являются плохими людьми, что поступают зло, а также ощущают угрызения совести. Агрессия, может быть направлена окольным путем на другое лицо или вообще ни на кого не направлена, также, что испытуемые испытывают такие чувства как зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, и что другие люди планируют и приносят вред. Присутствует готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Таким образом агрессивность и враждебность находятся на повышенном уровне, но агрессивность преобладает.
1. Агапов П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа / П.В. Агапов // Вестник МГУКИ. – 2012. – №6. – с. 50-58
2. Агаркова Е.В. Зависимость уровня агрессии и враждебности от типа темперамента и свойств нервной системы / Е.В. Агаркова, Л.И. Губарева // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2014. – №1. – с.15-23
3. Бакалдин, С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночетсва / С.В. Бакалдин // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – №5. – С.24-28
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Эксмо пресс, 2009. – 512 с.
5. Бандура А. Принципы социального научения / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 2004. – 32 с.
6. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствие и контроль/ Л. Берковиц. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 531 с.
7. Бисалиев Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – с. 22-29
8. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
9. Войтешонок, А. В. Межличностный и экзистенциальный аспекты переживания одиночества и его позитивный потенциал / А. В. Войтешонок // Материалы V Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Москва, 24-27 сентября 2013 г. – М.: OOO ONEBOOK.RU. – С. 291 – 292
10. Глушкова, Н.И. Психологические подходы к проблеме одиночества подростка / Н.И. Глушкова, А.А. Хмеленко // Успехи современного естествознания. – 2007 – №1 – С.36 -42
11. Гримак, А.П. Одиночество / А. П. Гримак // Психические состояния. – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
12. Дементий, Л. И. Личностные тины и социально-психологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте / Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева // Омский научный вестник. – 2010. – №4. – С. 97 -101
13. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации / В.И. Долгова. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112 с.
14. Кирпиков, А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте: 19.00.13 втореф.канд.психол.наук // А.Р. Кирпиков. – Москва 2002.– 18 с.
15. Ковалевский, А. Н. Детская агрессия – результат становления характера / А. Н. Ковалевский // Молодой ученый. – 2010. – № 5 (16). – Т. 2. – С. 161-164.
16. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 228 с.
17. Креч, Д. Нравственность, агрессия, справедливость / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Ребенок и семья : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ, 2002. – С. 598-623.
18. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. – М., 2004. – 96 с.
19. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 128 с.
20. Малышева, С.В. Особенности чувства одиночества у подростков / С.В. Малышева, Н.А. Рождественская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2001. – №3. – С. 63-68.
21. Миллер Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер, Е. Галантер, К.Прибрам. – М., 2004. – 84 с.
22. Невенчанный С. В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С. В. Невенчанный // Наука и современность. – 2011. – №10. – c. 49-55.
23. Нестерова, Е.В. Влияние одиночества на уровень самооценки/ Е.В. Нестерова // Психология, образование, социальная работа: проблемы и перспективы развития. – Тверь, 2003. – С. 47-49
24. Ольшанская, Е.В. Психологические факторы агрессии / Е.В. Ольшанская // Вестник Московского университета. – 2012. – № 2. – С. 20-38.
25. Палагина А. О. Формы проявления агрессии по классификации А. Басса в русской классической литературе / А. О. Палагина // Образование и воспитание. – 2016. – №4. – С. 1-4.
26. Попова, Т.А. Особенности агрессивности, тревожности и субъективного переживания одиночества у подростков из детского дома и семьи/ Т.А. Попова, Л.А. Канаева //Фундаментальные исследования. 2014. – №5 – с. 338-342
27. Потарыкина М.С. Выявление склонности к агрессивно-насильственному поведению с позиций гуман-структурологии Гюнтера Аммона / М.С. Потарыкина, В.М. Труш // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №10. – с. 152-159.
28. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. иауч.тр. – М., 2009. – С. 192 — 226.
29. Ратинов А.Р. Насилие, агрессия, жестокость как объект криминолого-психологического исследования / А.Р. Ратинов, О.Д. Ситковская // Насилие, агрессия, жестокость. – М., 2009. – С. 7-8.
30. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности/ А.А. Реан. – СПб, 1996. – 39 с.
31. Рогова, Е.Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью: автор. канд. психол. наук: 19.00.13 / Рогова Е. Е. – Ростов-на-Дону, 2005. – 171 с.
32. Слободчиков, И.М. Современные исследования переживания одиночества / И.М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 3. – C. 27-35.
33. Соловьева, С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дис. … д-ра психол. наук: 19.00.04 / С. Л. Соловьева. – СПб., 2011. – 60 с.
34. Тудупова, Т.Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте / Т.Ц. Тудупова, И.С. Худякова // Вестник Бурятского государственного университета. –2009. – №5. – С.135-138
35. Фаррахов, А.Ф. Ситуативные и личностные факторы одиночества / А.Ф. Фаррахов // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – №4. С.264-267
36. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2003. – 320 с.
37. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. – ИГ.: Лениздатклассика, 2012. – 544 с.
38. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 218 с.
39. Шагивалеева, Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества / Г. Р. Шагивалеева // Концепт. – 2013 . – №1. – С. 6-11
40. Шмелев, Р.В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление / Р.В. Шмелев // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 3. – С. 18-21
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностический опросник «Одиночество» (С. Г. Корчагина).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по опроснику агрессивности Басса — Дарки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты