Особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Чечерская ЦРБ, УЗИ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тексты психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты медицинских работников по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие «мотивация трудовой деятельности»
1.2 Психологические особенности трудовой деятельности медицинских работников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что одним из направлений повышения эффективности трудовой и профессиональной деятельности является мотива¬ция и стимулирование труда. В результате возрастает необ¬ходимость научного анализа трудовой и профессиональной мотивации. Исследование индивиду¬альной мотивации трудовой деятельности представляется актуальным как для решения научно-теоретических задач в областях психологии личности, организационной психологии и психодиагностики, так и для задач практики, по¬скольку позволит подойти к пониманию причин и направлений развития лич¬ности взрослого человека, а также возможностей для управления мотивационно-смысловой сферой субъекта труда. Изучение мотивации связано с вопросами о целях, причинах и формах человеческой активности. Ответ на вопрос о том, какими мотивами направляется профессиональная деятельность конкретного человека, что он «ищет в работе», представляется особо важным с практической точки зрения. Имея такую информацию, руководитель получает ясное представление о том, как стимулировать конкретных сотрудников.
В последнее время отмечается тенденция к тому, что престиж профессии медицинского работника снижается в обществе. По данным ряда исследований последних лет отмечается, что медицинский персонал в большей части своей неудовлетворен своим трудом, системой оплаты [4; 5; 13]. В повышении качества медицинской помощи, получения удовлетворения от своего труда может стать основным моментом повышение внутренней мотивации.
Работа медицинских работников связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная агрессивность, раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Все это может приводить к тому, что медицинские работники начинают испытывать внутренне напряжение, что может привести к фрустрации, тревожности, снижению продуктивности работы. С другой стороны, повышение мотивации медицинских работников может способствовать повышению эффективности трудовой деятельности и профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.
Исследованием различных аспектов профессиональной деятельности медицинских работников занимались такие ученые как Г.С. Абрамова, И.Н. Дороженкин, Г.С. Никифоров и другие. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные подходы к изучению трудовой мотивации (Г. С. Абрамова, Т. Г. Бутенко, Е.А. Климов, В. Д. Шадриков, и др.); теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности и психологических характеристик медицинского персонала (Е.В. Богачева, Т.В. Бутенко, В.В. Масляков, Е.В. Овчарова, Т.А. Саблина и др.).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие «мотивация трудовой деятельности»
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движу¬щих сил поведения и деятельности человека. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретиру¬емых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.
В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отра¬жения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объяс¬няет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не дру¬гое [9, с. 52].
Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой деятельности является исследование глубинных механизмов формирования мотивов и мотивационных тенденций личности. Основные теории, раскрывающие механизмы мотивации, разделяют на две группы: содержательные и процессуальные.
В содержательных теориях акцент делается на выявление и изучение тех внутренних побуждений (потребностей, мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их профессиональной деятельности. В реальной практике поведения человек довольно редко мотивируется какой-то одной потребностью. Между потребностями складываются сложные отношения взаимозависимости и взаимообусловленности. Наиболее конструктивную с точки зрения трудовой деятельности теорию формирования мотивационно-потребностной сферы предложил А. Маслоу. Он разработал концепцию " иерархическая теория потребностей". Ядром этой концепции является представление о иерархии потребностей личности: физиологические – безопасности самосохранения – социальные – эгоистические – самоутверждения (высшая потребность).
В процессуальных теориях раскрывается, по каким закономерностям организовано мотивированное поведение с учетом взаимодействия мотива с другими процессами – восприятием, познанием, коммуникацией. Поведение и деятельность человека определяются не только мотивами, но и тем, как воспринимает, понимает и прогнозирует человек ситуацию, какой тип поведения избирает. Примерами процессуальных теорий служат концепции валентности – инструментальности – ожидания (ВИО). Все эти теории имеют связь с концепцией мотивацией достижений. Эти подходы были объединены в расширенной модели мотиваций – теории ожидания. Основополагающим в теории ожидания является понятие ожидания (О). Ожидание – это субъективная вероятность успеха перспектив достижения личностью поставленной цели. Согласно данной теории, решение человека заняться определенной деятельностью или нет является функцией субъективной оценки вероятности достижения цели и валентности результата деятельности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников.
Описание выборки исследования: 15 медицинских работников в возрасте от 30 до 45 лет.
Методы эмпирического исследования: тестирование, качественные и количественные методы обработки данных.
Психодиагностические методики (приложение А):
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова).
Цель методики: данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии.
Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).
Инструкция: «ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
Шкалы: методика позволяет определить внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы [8].
2. Методика мотивация выбора медицинской профессии (автор А.П. Василькова) [9].
Цель: методика позволяет выявить ведущие мотивы выбора медицинской профессии.
Проведение тестирования: опрашиваемый должен произвести сравнение 9 утверждений, написанных попарно на отдельных карточках (всего 36 пар), и отдать предпочтение одному утверждению в каждой паре. Испытуемым предлагаются следующий вопрос: «Что побудило вас выбрать медицинскую специальность?».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация трудовой деятельности – это побуждения, которыми руководствует человек при выборе профессии. Мотивация трудовой деятельности выступает как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.
Психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника заключаются в условиях труда, которые относятся к стрессогенным, что связано с наличием интенсивных межличностных контактов, а также повышенной ответственностью за выполняемые профессиональные функции. Работа медицинского работника связана также с негативными человеческими переживаниями, выраженными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и физическое состояние других людей. Поэтому эти факторы уже могут приводить к физическим и эмоциональным перегрузкам.
Проведенное исследование было посвящено изучению особенностей мотивации трудовой деятельности медицинских работников. У большинства медработников (33%) доминируют внутренние социально-значимые мотивы, следующие по значимости у испытуемых внутренние индивидуально-значимые мотивы (27%) и внешние отрицательные мотивы (27%). У немногочисленной группы медработников доминируют внешние положительные мотивы (13%). Полученные данные демонстрируют недостаточно высокий уровень внутренней мотивации профессиональной деятельности медработников, что может негативно сказываться на эффективности работы и выполнении служебных обязанностей.
Наиболее выражены следующие типы мотивов в структуре мотивации трудовой деятельности медицинских работников: желание лечить людей, возможность заботиться о своем здоровье, желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей. Наименее выраженными являются следующие мотивы трудовой деятельности: желание решать научные медицинские проблемы, возможность оказывать влияние на других людей, доступность медикаментов. Престиж профессии и семейные традиции как мотив профессиональной деятельности не выражен ни у одного из испытуемых, что свидетельствует о невысоком социальном статусе профессии медицинского работника по мнению респондентов.
1. Алимова, А.И. Технология мотивационного воздействия на субъекта труда / А. И. Алимова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 237-240.
2. Антонова, Т.П. Мотивы выбора профессии / Т. П. Антонова, А.В. Михайлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 104–104.
3. Бабешкова, Е.В. Использование теорий мотивации для подготовки и проведения диагностики мотивов и построения системы стимулирования / Е.В. Бабешкова, Т.Г. Жамкова, Т.Н. Чернышова // Oeconomia et Jus. – 2019. – №1. – С.9-13.
4. Богачева, Е.В. Особенности трудовой мотивации медицинских сестер / Е.В. Богачева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №17. – С. 122–125.
5. Бутенко, Т.В. Психическое выгорание и трудовая мотивация среднего медицинского персонала / Т.В. Бутенко // Молодой учёный. – 2010. – №11. – С. 157-161.
6. Герчиков, В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации / В.И. Герчиков // Мотивация и оплата труда. – 2005. – № 1–3. – С.16–18.
7. Давыдова, И.А. Удовлетворенность медицинских работников своим трудом: обзор литературы / И.А. Давыдова, С.А. Игумнов // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология: международный научно-практический журнал. – 2011. – № 2. – С. 112-119.
8. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П. Егоршин. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
9. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
10. Костюнина, А.А. Гендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации / А.А. Костюнина // Грани познания. – 2010. – №2. – С.22-28.
11. Лопес, Е.Г. Особенности мышления, мотивации студентов колледжа и медицинских работников / Е.Г. Лопес, Н.А. Лапина // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – С.221-224.
12. Малиборская, И.Л. Гендерные особенности мотивации персонала на разных этапах трудовой деятельности / И.Л. Малиборская // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2012. – №10. – С. 178‒180.
13. Масляков, В.В. Мотивация в среде медицинских сестер / В.В. Масляков [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С. 352–357.
14. Мурашова, Л.А. Медицинский работник как субъект профессиональной деятельности / Л.А. Мурашова // Психология управления в современной России. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Тверь, 2008. – С. 97-100.
15. Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 3. – C. 121–124.
16. Овчарова, Е.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер и ее влияние на проявление психических состояний / Е.В. Овчарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 22-26.
17. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев, 2000. – 143 с.
18. Псигусов, М.А. Медико-социальные аспекты организации трудовой деятельности медицинских работников общей лечебной сети и стоматологических клиник / М.А. Псигусов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С.44-46.
19. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
20. Стрижова, Е.А. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод / Е.А. Стрижова, А.Н. Гусев // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2. – С. 52-59.
21. Суровцева, К.А. О мотивации выбора профессии врача / К.А. Суровцева, Т.А. Андронова, Г.Д. Бондарь // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 2. – С. 53-56.
22. Чижкова, М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза / М.Б. Чижкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – с. 83-89.
23. Чемеков, В.П. Профилактика выгорания медицинских и социальных работников: анализ эффектов проведения тренингов / В.П. Чемеков, А.В. Шашелева // Казанский педагогический журнал. – 2020. – №1. – С.235-242.
24. Шадрина, А.Ю. Стресс и стрессоустойчивость медицинских работников / А.Ю. Шадрина, Н.Г. Иванова // Кронос. – 2019. – №1. – С. 29-32.
25. Шкатова, Е.Ю. Сравнительная оценка показателей качества жизни терапевтов стоматологической и участковой службы / Е.Ю. Шкатова / Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 207-207.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тексты психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты медицинских работников по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты