Социально-педагогическая профилактика гаджет-зависимости у обучающихся младшего школьного возраста
ИПКиП БГПУ им.М.Танка (Институт повышения квалификации и переподготовки)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая профилактика гаджет-зависимости у обучающихся младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Технологии социально-педагогической работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая профилактика гаджет-зависимости у обучающихся младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Технологии социально-педагогической работы
Организация: Гацуковская средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк опросника К. Янг для учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Положительное и пагубное влияние Интернета на человека».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Гаджет-зависимость у младших школьников, как социально-педагогическая проблема
1.2 Определение, принципы, этапы, особенности социально-педагогической профилактики
1.3 Причины гаджет-зависимости у младших школьников
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ГУО «ГАЦУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
2.1 Диагностика причин гаджет-зависимости у младших школьников на базе ГУО «Гацуковская средняя школа»
2.2 Опыт ГУО «Гацуковская средняя школа» по социально-педагогической профилактике гаджет-зависимости
2.3 Методические рекомендации по организации социально-педагогической профилактики гаджет-зависимости у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что широкое развитие информационных технологий привело к появлению новых технических устройств, способных выполнять одновременно несколько функций и облегчить жизнь современного человека. Весьма быстро гаджеты стали играть важнейшую роль в жизнедеятельности людей разного возраста, прежде всего подростков, оказывая значительное влияние на их личность, мышление, систему ценностей, социальную активность.
В последнее время наблюдаются постоянное их использование, что приводит к потере интереса реальной жизни. Широкие функции электронных устройств настолько привлекательны, что может привести к появлению зависимости от гаджетов. Сегодня растет компьютерно-сетевое поколение, для которого использование информационных технологий является образ жизни. С каждым годом возрастает число подростков, пользующихся смартфонами, планшетами, и имеющих собственные электронные устройства. Подросткам интересно проводить время за гаджетами, которое они часто не контролируют. Появление гаджет-зависимости у детей является серьезной проблемой и требует повышенного внимания родителей, педагогов, исследователей.
Одна из важнейших задач, которую подросток решает в своем развитии, – задача стать отдельным и автономным субъектом собственной жизни, автором своего жизненного проекта. Он, взаимодействуя с миром, вступая в различные контакты с другими людьми, должен в состоянии отделить себя от них и обозначить свои индивидуальные границы, которые помогут ему сформировать и сконструировать собственную личность.
Посредством использования гаджетов, их многочисленных функций, подростки выстраивают свое психологическое пространство, одной из характеристик которого выступает личная граница. В младшем школьном возрасте личные границы имеют свою специфику. Это связано как с психологическими особенностями подростков, так и их увлеченностью гаджетами.
Проблемой изучения зависимости от гаджетов занимаются такие исследователи как А.В. Белоусова, Д.Ю. Богданов, А.С. Филатова, М.В. Борцова, Н.Л. Гаврилова, Н.В. Дудина, И.Ю. Кулагина и др. Многие исследователи уделяет внимание гаджет-зависимости в подростковом возрасте (А.М. Максимов, А.М. Тимофеева, О.В. Крухмалева и др.).
Проблема исследования заключается в том, что с одной стороны, с современной литературе имеются сведения о негативном влиянии использования гаджетов на развитие личности младшего школьного возраста. С другой стороны, к настоящему времени недостаточно раскрыты направления социально-педагогическая профилактика гаджет-зависимости у обучающихся младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Гаджет-зависимость у младших школьников, как социально-педагогическая проблема
Понятие зависимости от гаджетов в психологической науке является достаточно новым. К настоящему времени еще не сформировался терминологический аппарат для его изучения.
Под зависимостью понимается «способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни»; «повторяющийся паттерн поведения, увеличивающий риск развития болезни или личных (социальных) проблем и сопровождающийся потерей контроля» [6, с. 252].
Согласно Ц.П. Короленко, «зависимость представляет собой стремление личности к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях для развития и поддержания интенсивных эмоций» [13, с. 395].
По мнению В.А. Лоскутовой, «зависимость представляет собой повторяющийся паттерн поведения, увеличивающий риск развития болезни и личных (социальных) проблем и сопровождающийся потерей контроля. При этом, зависимое поведение может зависимость может быть вызвано: стремлением освободиться от негативных ощущений; потребностью в удовлетворении любопытства, новых впечатлений; стремлением к развлечению; стремлением получить приятные ощущения от процесса деятельности; мотивацией достижений» [16, с. 158].
Так, если зависимость означает навязчивую потребность в определенной деятельности, то зависимость от гаджетов можно определить как навязчивую потребность в совершении действий с гаджетами.
В работе Н.Л. Гавриловой гаджет-зависимость определяется как «пристрастие индивида к техническим новинкам, проявлением которого является неконтролируемое желание покупать более новые электронные устройства, а также неограниченное времяпрепровождение за изучением устройства, проверяя его многообразные функции» [7, с. 122].
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ГУО «ГАЦУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
2.1 Диагностика причин гаджет-зависимости у младших школьников на базе ГУО «Гацуковская средняя школа»
Цель исследования в данной работе проанализировать и разработать направления социально-педагогической профилактики гаджет-зависимости у обучающихся младшего школьного возраста. Исходя из этого была проведена диагностика причин гаджет-зависимости у младших школьников на базе ГУО «Гацуковская средняя школа».
База исследования: ГУО «Гацуковская средняя школа».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 учащихся 3 и 4 классов, среди которых 3 класс (12 человек)-4 класс(8 человек).
В данной работе была использована методика «Тест интернет–зависимости» Янг Кимберли. Данная методика предназначена для определения степени зависимости от Интернета.
Данная тестовая методика была разработана и апробирована в 1994 году доктором Кимберли Янг, профессором психологии Питербургского университета в Брэтфорде. Данный тест представляет собой инструмент диагностики и самодиагностики патологического пристрастия к Интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Первоначально данный тест состоял из 8 вопросов, на которые нужно было отвечать по принципу да – нет. В случае пяти и более положительных ответов респондент считался Интернет–зависимым. В настоящее время полная версия опросника состоит из 40 пунктов. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой.
Учащимся был предложен бланк опросника К. Янг, состоящий из 40 пунктов (Приложение А).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие гаджет-зависимости используется для обозначения психологической зависимости от гаджетов – электронных устройств небольшого размера (смартфонов, планшетов, игровых приставок). Гаджет-зависимость – это пристрастие индивида, навязчивое стремление к покупке и использованию электронных устройств, постоянного длительного изучения их многообразных функций. Зависимость от гаджетов проявляется в навязчивом желании постоянно проверять новые сообщения и звонки, в состоянии эйфории в ходе использования устройства, в появлении ощущения пустоты и депрессии без гаджета, в фантомной вибрации, умственном зуде, боязни забыть или потерять телефон, невозможности удержаться от покупки нового устройства.
Социально-педагогическая профилактика представляет собой комплексное воздействие на социальную среду, разработку системы продуктивного воспитания, базирующегося на построении оптимальной ситуации для развития ребенка и оказание поддержки в его самореализации и проявлении активности в различных сферах деятельности. Успешность социально-педагогической профилактики зависит от социальной политики, деятельности учреждений образования, здравоохранения, работы правоохранительных органов и работников культуры, средств массовой информации.
Основная причина зависимости от гаджетов среди учащихся младшего школьного возраста – это психологические особенности учащихся. Выделяют большое количество социальных и психологических причин и факторов возникновения гаджет-зависимости у младших школьников, к числу которых можно отнести: стремлением освободиться от негативных ощущений; потребностью в удовлетворении любопытства, новых впечатлений; стремлением к развлечению; стремлением получить приятные ощущения от процесса деятельности; мотивацией достижений, стремлением проверить себя и др. Стиль семейного воспитания учащихся младшего школьного возраста признается важным фактором развития гаджет-зависимости.
Во второй главе работы проведена диагностика причин гаджет-зависимости у младших школьников на базе ГУО «Гацуковская средняя школа». По результатам проведенной диагностики было установлено, что проблема интернет-зависимости учащихся младшего школьного возраста является социальной проблемой: конфликтное поведение, хроническая депрессия, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в обществе. Младшие школьники испытывают трудности в тесном общении и самораскрытии, в принятии своего «Я». Возможная причина – неразвитые механизмы самооценки, которые мешают им сформировать адекватные представления о себе. В ходе исследования выяснилось, что многие подростки определяют для себя негативное влияние Интернета. Опрос показал, что младшие школьники осознают негативное влияние интернета, но не могут четко сформулировать и определить это негативное влияние по отношению к себе. Не представляют себе, как это повлияет на них в будущем. Молодые люди не могут видеть всю картину разрушения своей личности, закрывают глаза на все негативные моменты пользования Интернетом из-за воображаемой пользы.
1. Вачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая газета. – №12. – 2006. – 4-6 с.
3. Войскунский, А. Е. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: ключевые факторы и сенсорная интеграция / А. Е. Войскунский // Психологический журнал, 2004. – Т. 25. – № 1.
4. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – 90–100 с
5. Войскунский, А. Е. Общение, опосредованное компьютером / А. Е. Войскунский // Диссертация канд. психол. наук. – М., 2003. – 146 c.
6. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена интернет–аддикции // Тезисы докладов 2–й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12–14 апреля 2000 г. – М.: Экопсицентр РОСС. – 251–253 с.
7. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А. Е. Войскунского. – М., 2000. – 100–131 с.
8. Выгонский, С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С. И. Выгонский. – М.: Феникс, 2010. – 320 с.
9. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский. – СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс». – 2004. – 254 с.
10. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) / А. Ю. Егоров // Аддиктология. – 2005. – № 1. – 65–77 с.
11. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 190 – 52 с.
12. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростка с Интернет зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т.5. – 20–27 с.
13. Ёлкина, А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А. Е. Елкина // Молодой ученый. – 2017. – №20. – С. 394 – 396.
14. Жичкина, А. Е. Социально–психологические аспекты общения в Интернете. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol.
15. Жукова, М. В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации / М. В. Жукова // Вестник Челябинского государственного университета, 2013. – Выпуск 11.
16. Интернет – зависимость в медицинской парадигме / В. А. Лоскутова// Интернет–зависимость: психологическая природа и динамика развития/ Ред.–сост. А. Е. Воскунский.– М. : Акрополь, 2009. – 152–164 с.
17. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. – 2009. – № 1. – 8–15 с.
18. Лечение компьютерной и Интернет зависимости: психоневрологический центр Зайцева. – Режим доступа: http://pncz.ru/prakticheskaja–dejatelnost/8–nehimicheskie–zavisimosti/31–lechenie–kompjuternoj–i–internet–zavisimosti.html.
19. Лоскутова, В. А. Интернет–зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. канд. мед.наук: 14.00.18. / В. А. Лоскутова : Новосибирская государственная медицинская академия.– Новосибирск., 2004.
20. Лоскутова, В. А. Интернет–зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. – Новосибирск, 2004. – 42 с.
21. Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. – СПб. : Речь, 2007. – 368 с.
22. Малыгин, В. Л. и др. Особенности личности подростков, склонных к Интернет–зависимому поведению / В. Л. Малыгин // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2011. – Т. 111. – № 4. – Вып. 1. – 105–108 с.
23. Мартынова, О. С. Критерии оценки Интернет – зависимости. – Режим доступа: http://www.psyonline.ru/article/dependence/69077/.
24. Одержимые интернетом: Китайская история. Китай специальные центры, где не забалуешь. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/81072/.
25. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
26. Саглам, Ф. А. Профилактика Интернет–аддикции у подростков: методическое пособие / Ф. А. Саглам. – Казань : Изд-во «Бриг», 2009. – 56 с.
27. Юрьева, Л. Н., Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
28. Янг, К. Диагноз – Интернет–зависимость / К. Янг // Мир Интернет. – 2000. – №2. – 24-29 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бланк опросника К. Янг для учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета «Положительное и пагубное влияние Интернета на человека».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты