Формирование познавательного интереса подростков во внеклассной работе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование познавательного интереса подростков во внеклассной работе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование познавательного интереса подростков во внеклассной работе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты обработки анкетирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты обработки анкетирования.
Поделиться
Введение
Главы 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса подростков во внеклассной работе
1.1 Сущностная характеристика познавательного интереса
1.2 Возможности формирования познавательного интереса подростков во внеклассной работе
Глава 2. Процесс формирования познавательного интереса подростков во внеклассной работе
2.1 Пути и средства выявления познавательного интереса подростков
2.2 Собственный опыт формирования познавательного интереса подростков во внеклассной работе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В учебной среде познавательный интерес выражается как предрасположенность к обучению и познавательной деятельности в одной или нескольких предметных областях. В то же время, познавательный интерес – это глубоко личное воспитание, не сводимое к индивидуальным характеристикам и производительности. Его психологическая основа – это неразрывный комплекс процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых.
К любому внутреннему процессу познавательный интерес добавляет меру личного участия, увлеченности, рефлексии и эмоциональной активности. Поэтому познавательный интерес является серьезным препятствием для равнодушного и апатичного обучения. Познавательный интерес сопровождает весь процесс обучения от начала до конца, он способствует развитию объекта обучения, он активен и автономен.
Задача учителя – воспитать активного мыслителя. Учащиеся должны уметь творчески подходить к изучаемому материалу, быть активными в учебном процессе и быть готовыми узнать об окружающем их мире.
Учителя должны учить тому, что обучение ведет к развитию всех качеств человека, когда оно соответствует его ближайшей зоне развития. Учащиеся усваивают знания, навыки и умения только при активной деятельности. Информация о преподавателе должна быть интересна учащимся.
Внеклассная работа имеет большое воспитательное значение в школьном образовании и является неотъемлемой частью учебного процесса. Внеклассные мероприятия преследуют те же цели, что и учебная программа, то есть знакомят учеников с предметом, обогащают их знания, расширяют кругозор и способствуют развитию интереса к школьным предметам.
Главы 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса подростков во внеклассной работе
1.1 Сущностная характеристика познавательного интереса
Хорошо известно, что интересы всегда имеют четкую предметную ориентацию. Человеческие интересы разнообразны, как и мир вокруг нас. Но среди различных объектов и явлений окружающего нас мира интересы каждого человека выборочно отражают именно то, что для него лично имеет смысл, важно и ценно, что связано с его личным опытом и развитием. Вполне разумно различать художественные, спортивные, технические, познавательные и другие интересы в соответствии с предметной направленностью интереса и сферы деятельности, связанной с ним.
Особую и важную область феномена «интерес» определяет познавательный интерес к учебной деятельности. Проблема интереса не является новой в педагогике. Ученые разных эпох теоретизировали о его сущности. Я.А. Коменский говорил, что школа должна быть школой удовольствия, и один из способов достижения этого – интерес. Физик Паскаль говорил: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» [37, с. 256]. К.Д.Ушинский считал интерес главным внутренним механизмом успешного обучения [47].
Интерес как явление изучается рядом наук. Само слово «интерес» в переводе с латинского, означает «иметь важное значение». Так, в словаре С.И. Ожегова интерес – это особое внимание к чему ни будь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [36, c. 356]. В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению интереса это:
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [42];
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [32];
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [21].
Глава 2. Процесс формирования познавательного интереса подростков во внеклассной работе
2.1 Пути и средства выявления познавательного интереса подростков
Целью опытной работы являлось определить эффективность некоторых форм деятельности учителя по формированию познавательного интереса подростков.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие обучающиеся 7 класса в количестве 7 человек, из них 4 мальчика и 3 девочки. Возраст детей 12-13 лет.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
I этап: на данном этапе была поставлена следующая задача – узнать уровень развития познавательных интересов подростков.
Оценивание имеющегося уровня развития познавательного интереса у подростков проводилось с помощью нескольких методик. Основу исследования составляли следующие методики:
- анкетирование Лускановой Н.Г. «Изучение школьной мотивации».
- методика «Корректурная проба».
- наблюдение.
Представим содержание и результаты, полученные в ходе первичной диагностики по каждой методике.
Анкетирование учащихся. При помощи данной диагностики мы смогли уровень школьной мотивации. Исходя из нашей диагностики, была оформлена сводная таблица данных, представленная в приложении А.
По результатам анкетирования было выявлено, что у 3 подростков низкий уровень мотивации – 43%. У 3 подростков был выявлен средний уровень мотивации, что составляет также 43% от общего числа выборки. И только у 1 подростка был выявлен высокий уровень мотивации – 14%.
Заключение
В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о том, что влечет за собой понятие «познавательный интерес». Подводя итог обзору научных исследований, посвященных проблеме развития познавательного интереса можно отметить, что познавательный интерес является сложным и многоаспектным понятием, которое следует рассматривать через единство мотивационной готовности к деятельности, эмоционального отношения к ней, способности сохранять интерес длительное время, самостоятельность и наличия определенного уровня знаний, умений и навыков. Познавательный интерес – это общее сознательное стремление человека к объекту, пронизанное отношением близости к объекту, эмоционально богатое, влияющее на продуктивность деятельности.
Двигателем познавательной активности у подростков является интерес. Как психологический феномен, это специфическая мотивация познавательной деятельности, проявление познавательной потребности, заставляющей личность активно искать пути и средства удовлетворения стремления знать и понимать. В процессе воспитания и обучения классный руководитель уделяет особое внимание постепенному повышению сложности и разнообразия самостоятельной работы учеников с целью развития их когнитивных навыков и способностей. Предложенные приемы, формы и направления могут служить руководством для учителей и могут быть использованы полностью или частично.
Целью опытной работы являлось определить эффективность некоторых форм деятельности учителя по формированию познавательного интереса подростков.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие обучающиеся 7 класса в количестве 7 человек, из них 4 мальчика и 3 девочки. Возраст детей 12-13 лет.
Оценивание имеющегося уровня развития познавательного интереса у подростков проводилось с помощью нескольких методик. Основу исследования составляли следующие методики: анкетирование Лускановой Н.Г. «Изучение школьной мотивации», методика «Корректурная проба», наблюдение.
1. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у подростков и дошкольников / Э.А. Баранова. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – С. 33-35
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Питер, 2008. – С. 203
3. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Феникс, 1999.
4. Далингер, В.А. Развитие познавательного интереса подростков средствами учебных проектов по математике / В.А. Далингер, Н.Н. Чеченкина // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 12-1. – С. 153-154.
5. Иванова, А.В. Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса подростков / А.В. Иванова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2014. – № 1 (81). – С. 103.
6. Коваленко, Ю.С. Проблема развития учебно-познавательных интересов подростков / Ю.С. Коваленко // Всероссийская научнопрактическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. – 2013. – № 1. – С. 295.
7. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся //Математика в школе. – 2014. – №4. – С. 15
8. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательного интереса у подростков / А.В. Лебедева // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С. 63-64.
9. Мокеева С.В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 209 – 211. – URL: http://e-koncept. ru/2016/56519.htm
10. Научное наследие Галины Ивановны Щукиной и современность / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [редкол.: Тряпицына А. П., Роботова А. С. (науч. ред.), Свиридова И. А.]. – Санкт-Петербург: Астерион, 2008. – С. 53.
11. Пастушкова, М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности подростков / М.А. Пастушкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 18. – № 44. – С. 412-413.
12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Питер, 2009. – С. 93-94.
13. Сапронов, И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 3. – С. 187-188.
14. Степенко, М.А. Личностно-ориентированный подход к формированию у подростков познавательного интереса к иноязычной культуре / М.А. Степенко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 4 (72). – С. 70.
15. Сухин, И.Г. Занимательные материалы: начальная школа / И.Г. Сухин. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. (Мастерская учителя).
16. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1983.
17. Трухтанова, А.О. Формирование познавательного интереса у подростков в процессе обучения / А.О. Трухтанова, Н.Я. Канторович // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией Л.П. Мышляева. – Новокузнецк, 2012. – С. 132.
18. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010
19. Фридман, Л.М. Как научиться решать задачи? / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.; Воронеж, 1999.
20. Фридман, Л.М. Основы проблемологии / Л.М. Фридман. – М.: Синтег, 2001.
21. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков / Л.М. Фридман. – М.: изд-во ин-та психотерапии, 2003.
22. Шамардина, Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся / Т.В. Шамардина // Директор школы. – Москва: 2007. – №4. – С. 59.].
23. Шевцова, М.А. Психолого-педагогическое сопровождение личностно развивающей ситуации как средства формирования познавательного интереса подростков / М.А. Шевцова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2007. – Т. 2. – № 8. – С. 123- 127.
24. Шевченко, Л.Г. Формирование познавательного интереса подростков во внеурочной педагогической работе / Л.Г. Шевченко // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 57
25. Штейнгаус, Г. Сто задач: пер. с польск / Г. Штейнгаус. – М.: Наука, 1982, 168 с.
26. Эльконин, Э.Б. Введение в психологию развития / Э.Б. Эльконин.- М.: Тривола, 1994.
27. Я беспредельно верю в человека: страницы жизни и творчества Г.И. Щукиной / Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; под общ. ред. Г.А. Бордовского и В.А. Козырева. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 115.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты обработки анкетирования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты обработки анкетирования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты