Введение
1 Теоретические аспекты формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2 Особенности формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.3 Роль и значение дидактических игр в развитии личности учащегося с интеллектуальной недостаточностью
2 Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории Беларуси с использованием дидактических игр
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Разработка комплекса дидактических игр на уроках истории Беларуси как средство формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников.
Приложения
Введение
В исследованиях, которые посвящены изучению состояния мыслительных операций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечается, что часто можно наблюдать сложные сочетания нарушения речи и познавательной деятельности (исследования И.Т. Власенко, Л.С. Волковой, В.В. Ковалева, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, А. Гермаковска, Е.М. Мастюковой, Ю.Т. Матасова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой и др.). Основная часть исследований касается учащихся, у которых наблюдается интеллектуальная недостаточность. При этом, на сегодняшний день ученые не пришли к единому мнению о состоянии речемыслительной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Так, Р.А. Белова-Давид, М.В. Богданов-Березовский полагают, что мышление у учащихся с интеллектуальной недостаточностью нарушено «первично» и представляет собой причину расстройства формирования познавательных способностей. Зарубежные исследования К.С. Лешли, Р. Эфрона также отрицают причинно-следственное влияние интеллектуальной недостаточности у учащихся на уровень их интеллектуального развития и признают «первичность» нарушения интегративной познавательной структуры, который связан с характером общей патологии и является причиной речевого расстройства.
Другую точку зрения представляют педагоги и исследователи, среди которых Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская и др., которые определяют особенность познавательной деятельности у таких детей в непосредственной зависимости от речевой патологии.
В частности, Р.Е. Левина «при исследовании и анализе нарушенных и сохранных предпосылок речевых и неречевых психических функций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью говорит о том, что на раннем этапе формирования познавательных способностей такого ребенка первично преобладает одна какая-либо недостаточность в определенном звене структуры психических процессов (акустическом, оптическом, пространственном, мотивационном). Такая недостаточность закономерно определяет характер не только речевого нарушения, но и вторичного недоразвития познавательных возможностей» [12, с. 65]. «Проходя такое же системное патологическое изменение, как и сам интеллектуальный процесс, только на более высоком функциональном уровне, вторичное недоразвитие высших психических функций по своей внутренней структуре зависит изначально от первичного дефекта, который вызвал системное недоразвитие. Проявляя зачастую сходные по внешнему образу признаки, такое недоразвитие у учащихся, а также нарушение развития познавательных способностей по своему качеству разнородны в психологической структуре, зависящей от природы и особенностей первичной недостаточности» [7, с. 21].
1 Теоретические аспекты формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Психологические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Особенности личности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью представлены в трудах Б.И. Пинского, Л.В. Викуловой, С.Г. Байкенова, Р.Б. Стеркиной, Г.М. Дульнего, Ж.И. Шиф. Учёные отмечают следующие особенности личности обозначенной категории младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:
– «направленность личности как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека (трудность формирования культурных потребностей, не любознательность, недоразвитие познавательных интересов как следствие слабости ориентировочной деятельности, не выраженность и неравномерность побуждений к осуществлению новых видов деятельности, расторможенность влечений);
– особенности темперамента и характера (зависимость от типа нервной системы по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, обусловленность характера воспитанием, условиями жизни, появление отрицательных черт человека как проявление компенсаторных явлений на болезненное состояние, необходимость создания специальных условий воспитания таких учащихся)» [5, с. 65];
– «выраженный дефицит познания окружающего мира (инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции коры головного мозга как «ядерный», первичный признак интеллектуальной недостаиточности), формирование вторичных отклонений в развитии (высшие психические функции, в том числе и личность);
– особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапозона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения; быстро возникающее явление «насыщения», неспособность к длительному удержанию цели действия, потребность в постоянной поддержке со стороны взрослого, безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, низкая мотивация)» [3, с. 121].
2 Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории Беларуси с использованием дидактических игр
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью
В ходе работы было проведено экспериментальное исследование уровня развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Цель констатирующего этапа исследования: выявить исходный уровень развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
База исследования: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста. Выборку составили 20 детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, возраст детей 6-7 лет (1 класс).
В ходе эмпирического исследования применялись следующие диагностические методики:
1. Методика «Волшебный домик», авторов Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич.
2. Методика «Вопрошайка», М.Б. Шумакова.
3. Модифицированная и адаптированная к предмету исследования методика «Познавательная активность и самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской.
Рассмотрим подробнее каждую из методик:
1. Методика «Волшебный домик»
Цель методики: изучение особенностей развития познавательных потребностей детей младшего школьного возраста.
Материал: четыре листа картона с геометрическими фигурами, от одного до четырех. Под каждой фигурой есть место, чтобы подчеркнуть. Кроме того, восемь листов картона, которые превращаются в одну из четырех фигур либо по форме (прямоугольник заменяется треугольником - четыре листа), либо по цвету (красный прямоугольник заменяется зеленым - также четыре листа).
Исследование проводится в игровой форме. Ребенку выдается листок, на котором помечен дом для нескольких животных, которые указаны взрослыми или ребенком, если он достаточно активен. Цифры на листе обозначают окна дома, а расположенное под ними отверстие — это место, где ребенок может нарисовать «путь» к «жильцу» дома. Вы можете нарисовать линию в прорези под любой фигурой по вашему выбору, но на каждом листе только один раз.
Заключение
Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют некоторые характерные особенности развития личности: эмоции таких учащихся являются недоразвитыми; переживания неглубокие, поверхностные; в деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения; отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность; недостаточно сформированы навыки учебной деятельности; недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности и т.д.
В работе выделены следующие основные особенности познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Познавательная деятельность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушением не только высших форм познавательной деятельности, но и нарушением всех ведущих психических процессов: внимания, восприятия, памяти. Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью имеют выраженные нарушения высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.
Привлечь внимание ребенка с интеллектуальной недостаточностью можно, хотя и не всегда просто это сделать так просто, но можно и для этого есть достаточно приемов. В процессе деятельности постепенно нарастает утомление, уменьшается новизна занимательной познавательной математической информации, что способствует затуханию внимания. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры должны быть направленными на стимулирование у детей мыслительной деятельности. Особенно важно следить за этим в коллективных играх.
Во второй главе работы проведено опытно-экспериментальное исследование формирования познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках истории Беларуси с использованием дидактических игр. Была проведена диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся с интеллектуальной недостаточностью Целью являлось выявить исходный уровень развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Выборку составили 20 детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, возраст детей 6-7 лет (1 класс). В результате проведенной диагностики пришли к следующим результатам: преобладающий уровень развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью – средний. Качественный анализ полученных результатов позволяет определить, что к низкому уровню отнесено 28% детей с интеллектуальной недостаточностью.
1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М.: Аграф, 2007. – 128 с.
2. Блинова, Л.Н. Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности // Человеческое измерение в региональном развитии / Л.Н. Блинова // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. – Биробиджан. 2007. – С. 12.
3. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2005. – 527 с.
4. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: кн. для учителя / О.П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 2001. – 94 с.
5. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. – 280 с.
6. Забрамная, С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей / С.Д. Забрамная. – 2-е изд. – М.: Педагогика-Пресс, 2003. – 48 с.
7. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века / Х.С. Замский. – М.: НПО «Образование», 2005. – 400 с.
8. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2008. – 144 с.
9. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. – М.: Просвещение, 2001. – 143 с.
10. Маллер, А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей / А.Р. Маллер. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
11. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: пособ. для учителей и воспитателей / В.Ф. Мачихина. – 2-е изд. испр. – М.: Просвещение, 2003. – 104 с.
12. Обучение во вспомогательной школе: лекции по олигофренопедагогике: для студентов-заочников дефектологических фак-тов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): учеб. пособ. для студ. дефектол. фак. высших и сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
14. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 2004. – 416 с.
15. Обучение уч-ся I–IV кл. вспомогат. школы: пособ. для учителя / под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. – 285 с.
16. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогат. школе / под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2009. – 176 с.
17. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М., 2006. – 356 с.
18. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н. Смирнова; под ред. Х.С. Замского. – 2-е изд. перераб. – М., 1965. – 140 с.
19. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборник программно-нормативных курсов для высших учеб. завед. / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 335 с.
20. Степанов, С.С. Дефектология. Словарь-справочник / С.С. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
21. Трудовое обучение. Учебная программа для I–V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. – Мн., 2014. – 46 с.
22. Шинкаренко, В.А. Планирование коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности в I–V классах первого отделения вспомогательной школы / В. А. Шинкаренко, Т.А. Федоренко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 4. – С. 49–54.
23. Шинкаренко, В.А. Теоретические основы коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.А. Шинкаренко // Учёные записки факультета специального образования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; науч. ред. С.Е. Гайдукевич, В.А. Шинкаренко, Н.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 270– 279.