Развитие внутренней мотивации
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие внутренней мотивации»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Развитие внутренней мотивации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения мотивационной сферы личности в психологии
1.1 Структура мотивационной сферы личности
1.2 Теории мотивации в психологии
1.3 Особенности формирования мотивационной сферы личности
1.4 Теория самодетерминации Э.Деси и Р.Райана
ГЛАВА 2. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе
2.1 Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов
2.2 Особенности проявления учебной мотивации в подростковом возрасте и факторы её формирования
2.3 Приемы и методы развития учебной мотивации, учащихся в образовательном процессе
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков научное сообщество задавалось вопросом, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему люди ставят цели и стремятся их достичь, и какие конкретные мотивы побуждают и направляют людей к действию. Психология пытается ответить на эти вопросы, объясняя интерактивное поведение людей. Отвечая на эти вопросы, менеджеры пытаются эффективно управлять людьми в компаниях и организациях. Люди задают себе эти вопросы, анализируя собственное поведение в конкретных ситуациях и свою жизнь в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что понимая механизмы формирования мотивационной сферы людей, можно целенаправленно оказывать воспитательное воздействие на формирование мотивации детей, менеджеры могут эффективно управлять персоналом и повышать производительность своих компаний, мотивируя своих сотрудников, что такое мотивация, что такое истинная мотивация что это такое, и каковы механизмы мотивации, чтобы иметь возможность более эффективно управлять своей собственной жизнью и уметь правильно распознавать не только себя, но и окружающих.
Мотивация является сложным психологическим феноменом и вызвала много споров среди психологов с различными психологическими концепциями. В психологии мотивация определяется как то, что побуждает человека к деятельности и что выполняется с этой целью. В психологии в самом широком смысле мотивация включает в себя желания и инстинкты, импульсы и эмоции, установки и идеалы. В биологии оно означает состояние активности в структуре мозга, побуждающее высших животных и человека выполнять генетически закрепленные или эмпирически приобретенные формы поведения для удовлетворения индивидуальных или групповых потребностей. Как физиологическая особенность, нейронная основа мотивации очень разветвлена, и ее элементы присутствуют во многих частях мозга. Биохимические изменения в окружающей среде организма или действие внешних раздражителей переходят в процессы возбуждения, что приводит к активации определенных структур в гипоталамусе. Затем возбуждение передается в кору головного мозга, где формируется поведенческая программа, направленная на удовлетворение этого самого желания. Повреждение лобных долей полушарий головного мозга приводит к нарушению высшей мотивации к началу работы, социальным контактам, творчеству и т.д. Происходит замедление элементарной мотивации.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения мотивационной сферы личности в психологии
1.1 Структура мотивационной сферы личности
Что существенно только для человека, и в то же время для всех человеческих существ, так это их внутренний мир. Внутренний мир - это не просто образ внешнего мира, и у животных такой образ есть. Внутренний мир имеет свое собственное содержание, свои собственные законы формирования и развития, которые практически не зависят от внешнего мира. Как правильно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы доминируют над человеком только тогда, когда он сам позволяет им это делать. Мотивационная сфера личности понимается как совокупность мотивационных образований: мотивов, желаний, целей и интересов. Мотив принадлежит самому субъекту действия, является его стабильной личной собственностью и побуждает его изнутри к совершению определенного действия. Мотивацию также можно определить, как концепцию, объединяющую набор предрасположенностей.
Из всех возможных диспозиций наиболее важным является понятие "потребность". Это означает потребность в определенных условиях, которых не хватает человеку или животному для нормального существования и развития. Потребность всегда связана с чувством неудовлетворенности, которое сопровождает отсутствие того, в чем нуждается существо (человек). У всех живых существ есть потребности. И именно это отличает живое от неживого. Другое отличие, также связанное с потребностями, заключается в избирательности, с которой организм реагирует именно на то, что является объектом его потребностей, то есть на то, чего не хватает организму в данный момент. Потребность активизирует организм и побуждает его к действию, чтобы найти то, что ему нужно. Она направляет организм, сильно возбуждает отдельные психические процессы и органы и поддерживает организм в активном состоянии до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.
После потребности, второй по важности мотивационной концепцией является цель. Цель - это непосредственно ощутимый в данный момент результат действия, связанного с удовлетворением потребности. Цель - это основной объект внимания, занимающий объемы кратковременной и оперативной памяти, с которым связано большинство мыслительных процессов, разворачивающихся в данный момент, а также различные эмоциональные переживания. Интерес - это особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, не связано напрямую с потребностями момента. Интерес может быть вызван неожиданным событием, которое привлекает наше внимание, новым объектом, попавшим в поле зрения, или случайным стимулом. В дополнение к мотивам, целям, потребностям и интересам, цели, желания и намерения также рассматриваются как мотивирующие факторы поведения человека.
ГЛАВА 2. Теоретические основы изучения проблемы формирования внутренней мотивации учения подростков в психолого-педагогической литературе
2.1 Теоретические подходы к проблеме учебной мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов
Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в.
Фрейд и Макдауголл, пытавшиеся понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных и примирить его с результатами сравнительных исследований интеллекта человека и обезьян, которые в то время восхищали многих ученых, попытались свести все поведение человека к врожденным инстинктам. Теория Фрейда выделяла три таких инстинкта: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессии; У. Макдауголл предложил десять инстинктов: инстинкт изобретения, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт полета, инстинкт стадности, инстинкт борьбы, инстинкт воспроизводства (родительский), инстинкт ненависти, инстинкт самоуничижения и инстинкт самоутверждения. В более поздней работе У. Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном связанных с органическими потребностями. [5]
Помимо теорий о биологических потребностях, инстинктах и импульсах человека, в эти же годы (начало 20 века) возникли два новых направления, стимулированные не только учением об эволюционной теории Ч. Дарвина, но и открытиями И.П. Павлова. Это поведенческая теория мотивации (бихевиоризм) и теория высшей нейронной активности. Поведенческая концепция мотивации была разработана как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории объяснения поведения; помимо Д. Уотсона и З. Толмена, в качестве ведущих фигур этого направления известны К. Халл и Б. Толмен. Оба пытались детерминистически объяснить поведение в рамках первоначальной модели "стимул-реакция". В более современной версии (все еще находящейся в стадии разработки, подобно той, которая была предложена Э. Толманом и К. Халлом в начале и середине этого века), рассматриваемая концепция включает в себя последние достижения в области биофизиологии, кибернетики и поведенческой психологии. [6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обстоятельства и мотивы управляют человеком только тогда, когда он сам позволяет им это делать. Мотивы принадлежат самому субъекту действия, являются его стабильной личной собственностью и побуждают его изнутри к совершению определенного действия. В психологии давно известны два вида мотивации. Один из них называется избеганием неудач, а другой - мотивацией достижения. Эти виды мотивации работают по-разному, в разных направлениях и с разными последствиями. Все мы в той или иной степени используем и то, и другое, но, как правило, склоняемся в ту или иную сторону. Мотивация к успеху, несомненно, является положительной. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных и положительных результатов. Здесь на деятельность человека влияет потребность в достижении успеха. С другой стороны, мотивация к неудаче является отрицательной. При таком типе мотивации человек прежде всего старается избежать наказания. Его деятельность определяется ожиданием неприятных последствий. На первый взгляд, при сравнении этих двух мотиваций, стратегия достижения успеха может показаться более привлекательной. Как вы увидите на практике, оба вида мотивации имеют свои положительные и отрицательные стороны. Например, есть люди, которые так сильно хотят достичь своих целей, что даже не задумываются о проблемах, которые могут встать на пути. Такой образ мышления характерен для молодых людей, которые хотят начать свой собственный бизнес. С другой стороны, есть те, кто настолько решительно настроен избежать неудачи, что не в состоянии попробовать.
Курсовая работа посвящена изучению особенностей формирования и развития внутренней мотивации учения в подростковом возрасте. Для помощи подростку в формировании учебной мотивации необходима целенаправленная работа социального педагога. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении специализируется на создании благоприятной среды в учебном заведении для учебной деятельности, решении личностных проблем учащихся, педагогических работников, установлении широких контактов с социальным окружением. Цель работы, заключавшаяся в изучении особенностей формирования внутренней мотивации учения в подростковом возрасте, была достигнута. На основе данных литературы мы рассмотрели мотивы учебной деятельности и их формирование в процессе обучения. Мы выяснили, что проблема мотивации учения занимает важное место в отечественной и зарубежной психологии и педагогике. В отечественной историографии вопросами мотивации занимались В.Н. Мясищев, В.Э. Чудновский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и другие. В зарубежной историографии можно выделить Д.К. Маккеланда, Г. Олпорта, Э. Даффи, Д. Берлайна, И. Аткинсона, К. Берч, А. Маслоу и других. Они по-разному понимали сущность мотивов и их место в структуре личности.
1. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: 2004. – 122 с.
2. Божович Л.И. / Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. - 180c.
3. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: 2002. С.41-42.
4. Бордавская, Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. И др.: Питер: Питер принт, - 2004. - 299с.
5. Выготский Л. С./ Психология развития ребенка/.-М.:Эксмо,2003.-509 с.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога /сост. С.Ю.Головин,1997. - 611c.
7. Гормоза Т.В. Возрастная динамика успешной деятельности младших школьников: Автореф. дис./ Т.В. Гормоза; Бел. гос. педагог. ун-т. - Мн., 2000. -25c.
8. Ильин Е.П. /Мотивация и мотивы/. - СПб.: ПИТЕР, 2008. - 508 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2002. – 304 с.
10. Маркова А. К. Формирование мотиваций учения в школьном возрасте. - М.: 2009. – 96 с.
11. Маслоу. А. /Мотивация и личность/- 3-е изд. - М.: Питер,2003. - 351с.
12. Матук, Е. В. Мотивационная сфера личности: метод. пособие/ Белорус. гос. аграр. техн. ун-т; сост. Е.В. Матук. - Мн.,2007. - 110 с.
13. Осилова И.К. Формирование учебной мотивации школьников. // Воспитание школьников. 2003. – С. 135
14. Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка = Die Eigenart der kindlichen Hirntatigkeit / - Ленинград: Государственное издательство медицинской литературы МЕДГИЗ, Ленинградское отделение, 1962. - 519 с.
15. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании, - Волгоград: Политиздат, 2008- 98 с.
16. Сагайдак. С.С. Мотивация деятельности. Минск, ред. журнала «адукацыя i выхаванне», 2001. - 207с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс»,1997. - 736 с.
18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1.-М.: Педагогика, 1986. - 408 с.
19. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2009. – 205 с.
20. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: 2009. - 317 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты