Медиация как способ регуляции детско-родительских отношений в семье
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Медиация как способ регуляции детско-родительских отношений в семье»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Медиация как способ регуляции детско-родительских отношений в семье
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа № 1, ГУО (г. Логойск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАЦИИ КАК СПОСОБА РЕГУЛЯЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
1.1 Медиация как социально-психологический феномен
1.2 Психологические особенности детско-родительских отношений в семье
1.3 Регуляция детско-родительских отношений способом медиации
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Родительские отношения представляют собой систему разнообразных чувств и поведенческих стереотипов, которые проявляются в процессе общения с ребенком в семье. Именно в семье происходит «первичная» социализация, в процессе которой благодаря ближайшему окружению ребенок усваивает систему определенных норм и ценностей, знания и социальный опыт.
Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок выступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в сознании понимания их роли в развитии ребенка. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. Родители должны знать, что не адекватные воспитательные подходы с их стороны (гипоопека, физические наказания, гиперопека, воспитание в культе болезни и др.) формируют личностную неустойчивость ребенка, наносят колоссальный вред его психическому здоровью и являются причинами возникновения конфликтов.
Существует множество технологий управления конфликтными ситуациями, среди которых особое место занимает медиация. Медиация – это одна из технологий урегулирования конфликтной ситуации при участии третьей стороны (медиатора) не заинтересованной в данном конфликте, но помогающей выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию конфликта и условия его разрешения.
Проблемой изучения детско-родительских отношений занимались А.Я. Варга [11], О.А, Карабанова [16], Н.Н. Посысоев [27], А.С. Спиваковская [32], И.В. Шевцова [39] и др. Изучением медиации как социально-психологический феномена занимались О.В. Аллахвердова [2; 3], X. Бесемер [9], Е.К. Носырева [25] и др. Проблему регуляции детско-родительских отношений в семье способом медиации рассматривали Ю. Н. Емельянов [14], Л. М Карнозова [12], А. Ю. Коновалов [19], Р. Р. Максудова [12], Ch.W. Moore [41] и др.
Цель исследования – теоретически обосновать медиацию как способ регуляции детско-родительских отношений в семье и эмпирически изучить детско-родительские отношения в семье.
Объект исследования – медиация и детско-родительские отношения.
Предмет исследования – медиация как способ регуляции детско-родительских отношений в семье.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАЦИИ КАК СПОСОБА РЕГУЛЯЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
1.1 Медиация как социально-психологический феномен
Медиация как форма разрешения конфликтов представляет собой особый социально-психологический феномен. Суть медиации состоит в создании психологических условий, которые приводят к снижению эмоционального напряжения, принятию конструктивных решений и, в целом, к урегулированию конфликтов. Медиация существенно отличается от других процессов урегулирования конфликта. Важнейшую роль в процессе медиации, т. е. переговоров с участием третьей нейтральной стороны, играет медиатор, деятельность которого характеризуется рядом психологических особенностей и требований [2].
Известны три основные формы урегулирования конфликтов:
1) с позиции силы – военные действия, административные приказы, использование авторитета и власти;
2) с позиции закона/права – урегулирование в суде, арбитраже или третейском суде;
3) переговоры с позиции взаимного согласования интересов [25, c. 18].
Многовековая история силового разрешения показывает, что данная форма не столько разрешает конфликт; сколько загоняет его вглубь, где он продолжает свое латентное существование до момента, пока проигравшая сторона не наберет достаточных ресурсов для достижения своих целей или отмщения. К тому же, выигравшая сторона должна все время увеличивать свой ресурс для того, чтобы эту свою победу удержать. Иными словами, силовой метод разрешения конфликта всегда оборачивается для победителя крайне нежелательными последствиями и, к тому же, оказывается дорогим по материальным и моральным затратам.
Практика судебного разрешения конфликтов – несомненно, более цивилизованная процедура. Однако, во-первых, никакая судебная система не способна решать все возникающие конфликты – их слишком много в современном обществе. Во-вторых, не всегда спор вообще может быть разрешен в суде, например, из-за отсутствия необходимых законов. В-третьих (и это самое главное), проигравшая в результате судебного разбирательства сторона, как правило, не считает решение справедливым, а потому стремится его вначале обжаловать, а если это не удается, не исполнять. Даже в такой законопослушной стране, как США, не исполняется до 70% судебных решений по гражданским искам. В России не исполняется до 85-93% таких решений [2].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – изучить детско-родительские отношения в семье.
В качестве основных задач исследования были выделены следующие:
1. Выявить отношения родителей к своим детям.
2. Изучить специфику взаимодействия родителей и детей.
3. Сформулировать выводы на основе полученных результатов исследования.
База исследования: Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г. Логойска».
Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей и 20 родителей.
Психодиагностический комплекс исследования состоял из 2 стандартизированных методик, отбор которых проводился в соответствии поставленным целям:
При работе с родителями нами был использован метод тестирования: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
При работе с детьми нами был использован метод тестирования опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской
1. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина). Используется для выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. (приложение А).
2. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (приложение А). Метод используется для диагностики специфики взаимодействия родителей и детей. С помощью анкеты мы сможем узнать не только оценку одной стороны – родителей, но и видение взаимодействия другой стороны – с точки зрения детей.
2.2 Результаты исследования
Для выявления отношения родителей к своим детям нами проведен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Результаты исследования представлены в приложении Б.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медиация – это последовательное и целенаправленное развитие ситуации, при котором меняется ментальность и поведение человека. Именно это определяет особый тип психологического поведения участников в медиации, отличный от поведения людей в процессе, например, третейского суда или психологического тренинга. В этом состоит основной социально-психологический феномен медиации: ситуация взаимодействия конфликтующих сторон из, казалось бы, неразрешимой и тяжелой превращается в конструктивную, зачастую даже восстанавливаются нормальные человеческие отношения между сторонами.
Детско-родительские отношения предполагают активное взаимодействие родителя и ребенка, основными характеристиками этих отношений выступают: эмоциональная значимость отношений, их длительность, наличие полярных позиций, принятие родителями на себя ответственности за ребенка, потребность родителей в заботе о ребенке, динамичность по мере взросления ребенка. Детско-родительские отношения представляет собой важнейшую детерминанту психического развития и социализации детей, которые характеризуются следующими параметрами: характер эмоциональной связи, удовлетворение потребностей ребенка, способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка; степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания; социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг. Психологические особенности родителя влияют на специфику родительского отношения и позицию родителей в вопросах воспитания. Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей можно назвать адекватность, гибкость и прогностичность.
Программы восстановительного разрешения конфликтов строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь членам семьи определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее. Несомненным достоинством программ восстановительного разрешения конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.
Нами изучены детско-родительские отношения в семье. По результатам опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, можно сказать, что низкие баллы по шкале «Принятие/отвержение» говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам» свидетельствуют о том, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.
1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. – М., 2006. – с.131 - 140.
2. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен / О.В. Аллахвердова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. – 2017. – №2. – с. 19-29
3. Аллахвердова О.В. Медиация: Пособие для посредников / О.В. Аллахвердова. – СПб., 2016. – 124 с.
4. Анцупов А Л. Конфликтология. Учебник для вузов / А Л. Анцупов, A.K. Шипилов. — М.: Юнити, 2004. – 551 с
5. Аронсон Э. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Робин Эйкерт; [пер. с англ.: Н. Волохонский и др.]. – 5. изд., [междунар., доп. и расшир.]. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак ; Москва : Олма-Пресс, 2004. – 558 с
6. Балинский И.М. Лекции по пcихиатрии / Под ред.: Н.И. Бондарева, Н.Н. Тимофеева. — Л.: Медгиз, 2018. — 216 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2010. – 322 с.
8. Беребин М.А. Концепция отношений В. Н. Мясищева и теория психической адаптации личности / М.А. Беребин // Психология. Психофизиология. – 2018. – №33 – 35-39
9. Бесемер X. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод. с нем. Н. В. Маловой – «Духовное познание», Калуга, 2014. – 176 с.
10. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
11. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук / А.Я. Варга. – М., 2006. – 206 с.
12. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации : сборник материалов / под ред. : Л. М Карнозовой, А. Ю. Коновалова, Р. Р. Максудова. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с
14. Емельянов Ю. Л. Обучение паритетному диалогу : Учеб. пособие / Ю. Н. Емельянов. – СПб. : Питер, 2011. – 106
15. Ефремова, Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Ефремова. – Омск, 2014. – 26 с.
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.
17. Кармин A.C. Конфликтология: Учебник. / А. С. Кармин. – Издательство «Лань», 2015. – 448 с.
18. Кириленко, И.Н. Исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология / И.Н. Кириленко // Гуманизация образования. – 2018. – № 2. – С. 66-73.
19. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений : практическое руководство / под ред. Л. М. Карнозовой. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014 – 306 с.
20. Куницына, В.Л. Межличностное общение : Учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с.
21. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 2000. – 304 с.
22. Мелентьева, Е.В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье [Текст] / Е.В. Мелентьева // Ярославский пед. вестник. – 2019. – № 2. – С. 1-5.
23. Мид, Дж. От жеста к символу [Текст] / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: Тексты. – М.: МГУ, 2014. – 336 с.
24. Ниренберг Дж. Гений переговоров / Дж. Ниренберг. – Минск : Попурри, 2009. – 507 с.
25. Носырева Е.К. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.15 / Е.К. Носырева. – Воронежский гос. ун-т. – Воронеж, 2019. – 65 с.
26. Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Оллпорт. – М.: Смысл, 2012. – 462 с.
27. Посысоев, Н.Н. Родительская позиция как система отношений [Текст] / Н.Н. Посысоев // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2. – С. 11-14.
28. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс; пер. М.М. Исениной. – М. : Смысл, 2006. – 365 с.
29. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности / Е. В. Сидоренко. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 207 с.
30. Сикорский, И.А. Психологические основы воспитания / И.А. Сикорский // Труды второго съезда отечественных психиатров / под ред. И.А. Сикорского. – Киев: Типография С.В. Кульженко, 2007. – С. 342–372.
31. Смит М. Тренинг уверенности в себе / М. Смит. – СПб.: Речь, 2007. – 242 c.
32. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции [Текст] / А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности: сб. научных трудов / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во НИИ ОП, 2011. – С. 38-45.
33. Смирнова О.Е. Психология ребенка: от рождения до семи лет: Учебник для педагогических училищ и вузов / О.Е. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.
34. Ткаченко, И.В. Личностно-развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология: автореф. дис. ... докт. психол. наук [Текст] / И.В. Ткаченко. – Сочи, 2019. – 58 с.
35. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности [Текст] / 3. Фрейд. – Мн.: ООО «Поппури», 2007. – 452 с.
36. Фромм, Э. Кризис психоанализа [Текст] / Пер. с англ. – СПб.: Академический проект, 2010. – 215с
37. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка. Дети и психологические проблемы в семье [Текст] / Г. Хоментаускас. – М.: Рама Паблишинг, 2010. – 233 с.
38. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: [Текст] / Пер. с англ.; общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: ИГ «Прогресс», Издательство «Ювента», 2010. – 480 с.
39. Шевцова, И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений [Текст] / И.В. Шевцова. – М.: Владос, 2010. – 390 с.
40. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон. – СПб: Летний сад, 2010. – 371 с.
41. Moore Ch.W. Mediation process / Ch.W. Moore. – San-Francisco, 2006. – 64 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты