Правовое регулирование деятельности профессиональных союзов в сфере социального партнерства
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование деятельности профессиональных союзов в сфере социального партнерства»
по дисциплине: «Социальное партнерство, трудовое право и право социального обеспечения»
2022
45.00 BYN
Правовое регулирование деятельности профессиональных союзов в сфере социального партнерства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальное партнерство, трудовое право и право социального обеспечения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРОФСОЮЗОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Становление и развитие профсоюзного движения
1.2 Понятие профсоюзов, их задачи и функции
1.3 Место профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
2.1 Правовое регулирование деятельности профсоюзов
2.2 Проблемы правового регулирования деятельности профсоюзов и возможности их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие наша страна переживает период сложных и противоречивых преобразований, которые радикально затронули все стороны общественной жизни. В политической сфере произошел переход от однопартийной государственной системы социалистического типа к президентской республике с парламентом, избранном на многопартийной основе. В социально-экономической области централизованная плановая экономика преобразуется во многоукладное, рыночное хозяйство.
Теоретическая интерпретация процессов такой глубины и масштабности является одной из наиболее сложных и дискуссионных областей современной политической науки. Существует целый ряд подходов и моделей научного анализа указанных процессов.
Один из этих подходов состоит в анализе определенных субъектов политического процесса. Через исследования внутренней эволюции статуса, политических и идеологических ориентаций, форм и способов политического участия и т.д. этих субъектов, которые неизбежно происходят в ходе радикальных общественных перемен, можно лучше и точнее определить механизм и тенденции развития общества на данном этапе его истории.
К числу таких важнейших субъектов современной политической истории РБ следует, безусловно, отнести профессиональные союзы. Выбор именно этого субъекта политического процесса представляется особенно актуальным и научно значимым в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, профсоюзы среди других субъектов политического процесса (политические партии, общественные движения и т.д.) были и остаются наиболее массовыми организациями. Пo своим общественным функциям и задачам профсоюзы находят опору во всех слоях населения, во всех регионах, а в своих организационных структурах доходят до самых низовых ячеек общества, хозяйственной системы.
Во-вторых, политико-идеологическая база профсоюзов обуславливается прежде всего повседневными нуждами и интересами людей, совокупностью требований по обеспечению и улучшению условий труда, быта и отдыха работников, т.е. совокупностью таких социально-бытовых условий, которые определяют повседневную жизнь максимального большинства людей.
В-третьих, профсоюзы в настоящее время стали общественным инструментом, наиболее чувствительно реагирующим на частые и резкие повороты политического процесса. Изучение этих реакций может пролить свет на скрытые пружины политических изменений, тенденции политического развития.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРОФСОЮЗОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Становление и развитие профсоюзного движения
Предшественниками профсоюзов были организации двух типов: легальные общества взаимопомощи, или ремесленные братства, и нелегальные стачечные кассы борьбы. Первые в своем большинстве не являлись классовыми объединениями, нередко включали в себя и хозяев. В стачечную борьбу они, как правило, не включались. Стачечные кассы были шире по профессиональному составу и стояли ближе к профессиональным союзам в современном их понимании, хотя и не имели должного организационного оформления и в силу нелегального положения не могли охватить широкие слои рабочих.
Прототипы профсоюзов в Беларуси появились во второй половине XIX в. С 70-х годов ХІХ века здесь начинают активно действовать общества взаимопомощи, которые появились еще в ХVI веке во времена цехового (ремесленного) строя. Наибольшую известность получили общества взаимопомощи в г.Могилеве.
Первые профессиональные организации рабочих в городах Беларуси возникают в конце 80-х годов ХІХ века. Их появление было тесно связано с революционными социал-демократическими кружками и группами, деятельность которых способствовала организации многочисленных стачечных касс. Первая касса появилась в 1888 году у чулочниц г.Вильно.
В начале 90-х годов профессиональное движение распространяется по всем городам Беларуси. Летом 1894 г. 4 стачечные кассы – переплетчиков, слесарей, портных и щетинщиков, объединявшие 220 рабочих, образовались в Минске. Они дали возможность успешно выдержать несколько стачек. В том же году первые стачечные кассы появились в Гомеле, у кожевников Сморгони и Ошмян. В это же время возникает первый профессиональный союз, не ограниченный рамками одного города, – Всеобщий союз рабочих-щетинщиков. Он имел отделения во многих городах и местечках Витебской, Гродненской, Могилевской, Минской и других западных губерний. Под влиянием социал-демократических групп в середине 90-х годов в Минске образовалась организация рабочих мелкой и ремесленной промышленности.
В 1898 году создан профсоюз кожевников, представлявший рабочих Сморгони, Ошмян, Белостока, Вильно. Чуть позже организационно оформился профсоюз печатников в Гомеле. Отделения этого союза в начале XX века существовали в Вильно, Могилеве, Витебске, Скиделе, Свислочи, других городах и местечках. Был проведен ряд стачек, в результате которых рабочий день был сокращен, существенно повысилась заработная плата, улучшилось обращение хозяев с рабочими. "Манифест" союза признавал кожевников частью российского пролетариата и призывал общими усилиями свергнуть самодержавие. В Сморгони союз кожевников в 1902 году приобрел такую силу, что по сведениям департамента полиции хозяева заводов и ремесленных заведений не могли ни уволить, ни принять на работу ни одного рабочего без согласия этого союза, значительно повысилась и зарплата рабочих.
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ
2.1 Правовое регулирование деятельности профсоюзов
В Республике Беларусь право на объединение в профессиональные союзы является одним из основных прав граждан в социально-трудовой сфере, гарантированных статьей 41 Конституции Республики Беларусь [7].
Исходя из анализа легального определения понятия «профессиональный союз», закрепленного в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», профсоюз является добровольной общественной организацией, деятельность которой направлена на защиту трудовых, социально- экономических прав и интересов. Таким образом, на законодательном уровне защита прав и интересов работников фактически выделена в качестве главной функции профсоюзов Республики Беларусь [8].
На современном этапе в новых экономических условиях, сложившихся при переходе к рыночной экономике, значительно возрастает роль и значение социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений [9, с. 37].
Граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в профсоюзы, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами (ст. 2 Закона № 1605-XІІ).
Порядок оформления и рассмотрения документов, связанных с госрегистрацией профсоюзов, а также госрегистрацией и исключением из журнала госрегистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур определен в Инструкции № 48.
Государственная регистрация политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений, их союзов (ассоциаций) осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций) – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом вся деятельность профсоюзов в последние годы была направлена на консолидацию профсоюзного движения Беларуси, повышение роли и влияния профсоюзов в обществе, укрепление социального партнерства на всех уровнях. За прошедшие годы удалось решить немало важных вопросов, но еще больше предстоит сделать в ближайшие годы.
Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.
Профсоюз - это добровольная общественная организация, объединяющая работников, связанных общими интересами по роду их деятельности, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.
Значение и роль профсоюзов в системе социального партнерства подтверждена историей формирования рыночных отношений. Однако в настоящее время происходит изменение расклада сил в трудовых отношениях и роли партнеров, а именно ослабление профсоюзов, усиление роли работодателей, изменение позиции государства.
правовую основу формирования и деятельности профсоюзов в Беларуси составляют: Конституция Республики Беларусь, Закон РБ «О профессиональных союзах», Трудовой кодекс РБ, нормы международного права о профсоюзах, международные договоры РБ, Конвенции и Рекомендации Международной организации труда.
Помимо закона о профсоюзах их деятельность регулируется Декретом Президента №2 от 26 января 1999 года «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов иных общественных объединений».
Правовое регулирование вопроса деятельности профсоюзов не является совершенным. Отсутствуют ограничения правового статуса профсоюза в зависимости от того, в организации какой формы собственности он действует. В то же время права и законные интересы работников коммерческих организаций, на наш взгляд, в большей степени подвергаются нарушению.
Государственные предприятия реже выходят за рамки трудового законодательства и имеют отлаженный диалог с профсоюзами. Помимо этого, необходимо подчеркнуть, что больший процент действующих коллективных договоров заключен именно в государственных организациях.
1 Вековой юбилей: летопись профсоюзного движения работников образования и науки // Газета «Праца». Зельва. URL: https://zelwa.by/vekovoj-yubilej-letopis-profsoyuznogo-dvizheniya-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki/.
2 Князев С.Н. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. –2004. – 491с.
3 Браим, И.Н. Профсоюзное движение Беларуси: традиции и современность. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/5195/2/Braim%20I.%20Profsoyuznoe%20dvizhenie%20Belarusi.pdf.
4 Бородин, И.И. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения. Учебное пособие / Бородин И.И., Минаева Л.А. – М., Юристъ, 2008. –115с.
5 Сидорович А.В. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред.д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова.- 4-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 448 с.
6 Программа основных направлений деятельности Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений на 2020-2025 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022.
7 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2011. – 48 с.
8 О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь, 22 апр. 1992 г., № 1605-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022.
9 Трудовое процессуальное право: учебно-метод. комплекс / И. В. Гущин. – Минск: Тесей, 2008. – 112 с.
10 Инструкция о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь, 24 авг. 2005 г., № 48 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
11 Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учеб. пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.
12 Орлова, Т.С. Механизмы оценки деятельности предприятия с позиций профсоюзной организации / Т.С. Орлова, С.В.Орехова // Известия ЮрГЭУ. – 2012. – №5. – С. 77-83
13 Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июл. 1999 г. № 275-3: принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022.
14 Ковалёва, Е.А. Трудовое право. Практическое пособие курса Гомель: Гом. гос. ун-т им. Франциска Скорины, 2007. – 132 с.
15 Мищенко, М.С. Трудовое право: краткий курс // М.С. Мищенко. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 256 с.
16 О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов иных общественных объединений: Декрет Президента №2 от 26 января 1999 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022.
17 Нуштайкина, К.В. Непрофсоюзное (альтернативное) представительство интересов работников в социальном партнерстве : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.05 / К. В. Нуштайкина. – Екатеринбург, 2016. – 194 л.
18 Избиенова, Т. А. Представительство в трудовом праве: вопросы теории, законодательства и практики : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.05 / Т. А. Избиенова. – М., 2013. – 29 с.
19 Подгруша, В. В. Роль профсоюзов в защите трудовых прав работников / В. В. Подгруша // Кадровик. Управление персоналом. – 2013. – №6. – С. 19-24
20 Денисюк, В.В. О правовом режиме собственности (имущества) общественных объединений [Электронный ресурс] / В.В. Денисюк // Электронная библиотека БГУ. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/23258/1/13
21 Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: Федер. Закон, 19 мая 1995 г., № 83-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2022.
22 Гражданский кодекс Республики Беларусь. 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2022.
23 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс] : Федер. Закон, 12 дек. 1996 г., № 10-ФЗ // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2022.
24 Чесалин, О. В. Работник как субъект трудового права / О. В. Чесалин // Отдел кадров. – 2013. – №9. – С. 33-36.
25 Граков, А. С. Актуальные вопросы социально-правовой защиты сотрудников ОВД / А. С. Граков, М. В. Новицкая // Актуальные вопросы права, образования и психологии : сб. науч. тр. / Могилев. институт МВД. ‒ Могилев, 2016. ‒ Вып. 4. ‒ С. 87‒91.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты