Эмоциональное и профессиональное выгорание у военнослужащих
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эмоциональное и профессиональное выгорание у военнослужащих»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Эмоциональное и профессиональное выгорание у военнослужащих
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Воинская часть 5525, ГУ (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ Р. ЛАЗАРУСА ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТ Р. ЛАЗАРУСА ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Общая характеристика синдрома «эмоционального выгорания» военнослужащих
1.2 Стадии и симптомы эмоционального выгорания
1.3 Условия и факторы развития синдрома «эмоционального выгорания» у военнослужащих с различным уровнем профессионального мастерства
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования синдрома эмоционального выгорания у молодых военнослужащих со стажем работы до 10 лет
2.3 Анализ результатов, полученных в ходе проведения исследования синдрома эмоционального выгорания у опытных военнослужащих (офицеров)
2.4 Рекомендации, направленные на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» военнослужащих
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования синдрома «эмоционального выгорания» обусловлена тем, это частая проблема, встречающаяся среди военнослужащих с различной степенью профессионального мастерства. Оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое приводит к личностному дискомфорту и к серьезному снижению эффективности труда военнослужащих. Основным источником этих явлений являются стрессовые ситуации в профессиональной деятельности, требующие больших эмоциональных затрат. В случае если эти эмоциональные затраты не компенсируются должным образом, то неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения.
Проблеме психологического здоровья личности, живущей в изменяющемся, нестабильном мире, сложных, экстремальных социально-экологических условиях, приобрела в конце XX начале XXI вв. особую актуальность. Ее исследовало большое количество ученых, такие как: Х. Фрейденбергер, К. Чернисс, Н. В. Гришина, В.В. Зеньковский, К. Маслач и многие другие.
От военнослужащих требуется освоение обновляемого содержания многих инновационных методов и новейших форм руководства. Все эти задачи могут быть под силу только психологически здоровому, профессионально компетентному специалисту. При этом, от здоровья военнослужащих во многом зависит и психологическое здоровье их подчиненных.
В настоящее время довольно остро стоит проблема снижения престижа военнослужащих, его общественной значимости, ухудшения условий работы, что, несомненно, приводит к нехватке молодых специалистов.
У многих военнослужащих в результате многочисленных факторов (как объективных, так и субъективных) развиваются специфичные виды профессиональных заболеваний. Возникает чувство неудовлетворенности, которое постоянно нарастает, ухудшается самочувствия и настроения, наступает хроническая усталость. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность роботы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам и истощению. Как следствие, появляется синдром «эмоционального выгорания», проявляющийся в повышенном уровне тревожности, и низком уровне стрессоустойчивости, и как следствие, – развитии психосоматических заболеваний: болезней сердца, кишечных расстройств, неврозов и многих других.
Итогом всех этих процессов является также снижение эффективности профессиональной деятельности военнослужащих. Они перестают справляться со своими профессиональными обязанностями, теряют запал и творческий подход по отношению к своей работе и продукту своего труда, а зачастую также возникают проблемы в сфере межличностных отношений.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
1.1 Общая характеристика синдрома «эмоционального выгорания» военнослужащих
На сегодняшний день, проблема профессионального здоровья военнослужащих привлекает к себе большие внимание многих специалистов. Подробно исследуются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т. д.) на физическое и психическое здоровье личности.
Деятельность военнослужащих и офицеров является одной из сложных областей человеческой деятельности и в то же время она одна из наиболее важных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств [26, стр. 512].
При этом, наличие профессионального здоровья предполагает многое: это и адекватный выбор профессии на этапе самоопределения, и полноценную профессиональную подготовку, полную адаптацию к деятельности и ее условиям, сформированность профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, но и также обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья и физического здоровья. Соблюдение всех вышеперечисленных условий должно приводить к надежности профессиональной деятельности (в том числе и моральной), удовлетворенности специалиста выполняемой работой, позитивной самооценку результатов своей собственной деятельности, отсутствие профессионального (эмоционального) «выгорания», профессиональных деформаций, профессиональное долголетие [5, стр. 20-24].
Термином «эмоциональное выгорание», является сложным не только в силу ускоренного роста развития, но и также, вследствие разнообразия своих форм и проявлений.
Впервые, термин «эмоциональное выгорание», ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и повышенной усталости, которые он исследовал у работников психиатрических учреждений. Акцент в понимании симптомов этого состояния был перенесен на патологию профессиональной деятельности [2, стр. 296].
В настоящее время синдром эмоционального выгорания имеет даже диагностический статус (МКБ-10 Z73 − «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью»). На сегодняшний день считается, что синдром эмоционального выгорания — это не только усиление нормальной усталости от работы, но и истинный клинический синдром с невротическими особенностями [33, стр. 644].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
2.1 Организация и методы исследования
Исследование феномена эмоционального выгорания военнослужащих проводилось на базе государственного учреждения «Воинская часть 5525» г. Гомеля.
В исследовании приняли участие 35 военнослужащих в возрасте от 22 до 40 лет среди которых: 17 военнослужащих с общим стажем работы до 10 лет и 18 опытных офицеров со стажем от 10 до 17 лет стажа.
Исследование проводилось с 13.01 по 20.01. 2022 года.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, абстрагирование и конкретизация, моделирование);
- эмпирические (опросные методы, тесты, анализ документов, методы математической статистики).
На основе комплексного подхода к рассмотрению феномена синдрома «эмоционального выгорания» использовались не только соответствующие методики, но и наблюдение за военнослужащими.
В ходе исследования были использованы следующие психодиагностические методики, подходящие целям и задачам исследования:
1) Методика для изучения синдрома эмоционального выгорания В. Бойко;
2) Тест Р. Лазаруса изучения копинг-стратегий;
Данные, полученные в ходе исследований по соответствующим методикам также подвергались обработке, по результатам которой делались соответствующие выводы.
Исследование производилось в следующей последовательности:
1. Производилась организация исследования и создавалась соответствующая выборка из соответствующей группы военнослужащих.
1. С помощью методики для изучения синдрома выгорания определялось состояние эмоционального комфорта военнослужащих; их физическая симптоматика; изменения в настроении; степень удовлетворенности своим состоянием в целом, а также отношение к работе и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессия военного связана с постоянным эмоциональным напряжением и частыми стрессами. Следствием длительного воздействия стресса в работе является эмоциональное выгорание как эмоциональное истощение и деформация личности. Этому способствует много факторов − специфика работы «человек-человек», высокий уровень эмоциональной нагрузки, требования, предъявляемые к личности самого военнослужащего или офицера.
Реакция выгорания представляет собой следствие профессионального стресса, в котором проявления эмоционального истощения и редуцированных персональных достижений является результатом действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы.
Теоретический анализ научных данных по проблеме исследования позволил установить, что профессия военного предъявляет высокие требования к личности специалиста, предполагая гуманность, высокую личную ответственность, уравновешенность и терпимость, большую ответственность за себя и подчиненных, а также развиты качества руководителя.
В ходе проведенной работы были рассмотрены основные представления о природе стресса и эмоционального выгорания в зарубежной и отечественной психологии. Было выработано понимание эмоционального выгорания как разностороннего явления, которое можно рассматривать в рамках специфики реакции на стрессовые стимулы рабочей среды, с точки зрения индивидуальных особенностей педагога, приводящих к переживанию стресса, а также в контексте индивидуальных способов совладания со стрессом и организации работы.
Установлено, что развитие синдрома «эмоционального выгорания» носит стадийный характер, в результате которого наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, истощения и апатии которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Эмпирические исследование показали, что у молодых военнослужащих выраженными сложившимися симптомами «эмоционального выгорания» являлись неадекватное эмоциональное избирательное реагирование и редукция профессиональных обязанностей.
При изучении синдрома «эмоционального выгорания» опытных военнослужащих было установлено, что сложившимися симптомами данной группы являлись эмоциональный дефицит и психосоматические и психовегетативные нарушения.
1. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. − Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. – 216 с.
2. Анциферова, Л.И. Условия деформации личности / Л.И. Анциферова. - М.: Владос, 1998. – 296 с.
3. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен / А.И. Артюхина. − Волгоград: ВолГМУ, 2006. – 238 с.
4. Батаршев, A.B. Учебно-профессиональная мотивация молодежи / A.B. Батаршев. - М.: Академия, 2009. – 190 с.
5. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов. – М.: Трудный пациент. № 12, 2009. – 20-24 с.
6. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. − М.: Наука, 1996. – 154-166 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1995. – 391 с.
8. Бондарчук, Е.В. Анализ мотивации профессиональной деятельности преподавателей педагогического вуза/ Е.В. Бондарчук/ Психологическое сопровождение образовательного процесса: сб. науч. ст.: в 2-х ч. // РИПО; под общ. ред. Е.Л. Касьяник. – Мн., 2014. – 36-44 с.
9. Бондарчук, Е.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих / Е.В. Бондарчук / Научные труды Республиканского института высшей школы: сб. науч. ст. Исторические и психолого-педагогические науки: в 2-х ч. / РИВШ; под ред. В.Ф. Беркова. – 47-54 с.
10. Бугрименко, А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г. Бугрименко / Психологическая наука и образование. - 2006. - №4. – 51-60 с.
11. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. −М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
12. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н. Е. Водопьянова. – СПб: Питер, 2014. – 336 с.
13. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
14. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. − М.: Смысл, 2006. – 336 с.
15. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина. - Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. СПб., 1997. – 237 − 245 с.
16. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов. − М.: Академия. - 2007. – 480 с.
17. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов / Вопросы психологии. - 1984. - № 4. – 28-36 с.
18. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Минск.: Харвест, 2006. – 416 с.
19. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, Флинта, 2003. – 336 с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480 с.
21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004 – 304 с.
22. Ковалев, А.Г. Мотивы поведения и деятельность / А.Г. Ковалев. − М.: Наука, 1988. – 192 с.
23. Купер К. Л., Дэйв Ф. Дж., О'Драйсколл. М.П. Организационный стресс. Теория, исследования и практическое применение / Пер. с англ.−Х.: Гуманитарный Центр, 2007. – 336 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. − М.: Смысл, 2004. − 345 с.
25. Лифшиц, В.Я. Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс / В.Я. Лифшиц, Н.Н. Нечаев / Повышение эффективности педагогической подготовки преподавателей вузов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. − С. 27-28.
26. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. − М.: Просвещение, 2003. – 286 с.
27. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. − М.: Эксмо, 2003. – 298 с.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб: Питер, 2009. – 352 с.
29. Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. − СПб.: Питер, 2010. – 588-605 с.
30. Мерзлякова, Г.С. Синдром профессионального «выгорания» как профессиональный кризис педагога. / Материалы международной научной конференции. - Саратов: Научная книга, 2007. – 308 с.
31. Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости / Н.И. Мешков. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 84 с.
32. Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина. − М.: МПСИ, 2001. – 435 с.
33. МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация клинических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. − М.: Медицина, 2007. – 644 с.
34. Орел, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В. Е. Орел. Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. – 76-97 с.
35. Панов, В.И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. − СПб.: Питер, 2007. – 347 с.
36. Пряжников, Н. С. Психология труда / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2007. – 384 с.
37. Реан, A. A. Психология изучения личности / A.A. Реан. − СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
38. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 2011. – 336 с.
39.Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» / Е.С. Старченкова. − СПб., 2002 – 306 с.
40. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения/ В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2001. – 136 с.
41. Щуревич, Г.А. Адаптация молодежи к высшей школе / Г.А. Щуревич, А.В. Зинковский. – СПб .: Питер, 2004. – 226 с.
42. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека/ П.М. Якобсон. - М.: Феникс, 1969. – 38 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АНКЕТА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ Р. ЛАЗАРУСА ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В. В. БОЙКО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТ Р. ЛАЗАРУСА ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты