Использование современных образовательных технологий на уроках трудового обучения
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках трудового обучения»
по дисциплине: «Трудовое обучение»
2021
45.00 BYN
Использование современных образовательных технологий на уроках трудового обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Трудовое обучение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе с использованием современных образовательных технологий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность понятия «образовательная технология» в психолого-педагогическом контексте
1.2 Классификация современных образовательных технологий
1.3 Виды образовательных технологий, используемых на уроках трудового обучения
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ
2.1 Отношения педагогов к использованию современных образовательных технологий на уроках трудового обучения
2.2 Анализ учебной программы по трудовому обучению в 8 классе
2.3 Использование современных образовательных технологий на уроках трудового обучения в 8 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе подготовки школьников к взрослой, самостоятельной жизни и трудовой деятельности традиционные методы обучения практически не ориентированы на развитие творческого мышления и самостоятельности, не обеспечивают необходимой интенсивности и эффективности образовательного процесса. В современном мире значительно возросла роль и значение профессионального становления специалиста. Применительно к предмету трудового обучения наиболее сложной задачей является совмещение ограниченного временного ресурса и изучения объема учебной программы. Решение этой проблемы я нашла в использовании интерактивных плакатов на уроках трудового обучения.
О пользе и важности использования современных образовательных технологий написано много. Разнообразные современные образовательные технологии, мультимедийные и интерактивные модели поднимают образовательный процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Современному ребенку гораздо интереснее воспринимать информацию в таком виде, а не с помощью устаревших схем и таблиц.
Современные образовательные технологии не ограничиваются использованием компьютера, умением учителя направлять учебный процесс в коммуникативное русло, позволяют ученикам почувствовать себя способными и готовыми к общению на основе полученных знаний и опыта, создают комфортную учебную среду, в которой ученик испытывает чувство успеха, своей интеллектуальной состоятельности, когда учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения, когда ученик принимает активное участие в работе с учителем и своими сверстниками в коллективе.
Объект исследования: современные образовательные технологии.
Предмет исследования: процесс использования современных образовательных технологий на уроках трудового обучения.
Цель исследования: проанализировать возможности использования современных образовательных технологий на уроках трудового обучения во 8 классе.
Исходя из цели исследования, будут решаться следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «образовательная технология» в психолого-педагогическом контексте.
2. Дать классификацию современных образовательных технологий.
3. Охарактеризовать виды образовательных технологий, используемых на уроках трудового обучения.
4. Проанализировать отношения педагогов к использованию современных образовательных технологий на уроках трудового обучения.
5. Провести анализ учебной программы по трудовому обучению в 8 классе.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность понятия «образовательная технология» в психолого-педагогическом контексте
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, мастерство и «logos» - наука, закон. Буквально «технология» - это наука о мастерстве. Для реализации познавательной и творческой активности ученика в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, позволяющие повысить качество обучения, более эффективно использовать учебное время и снизить долю репродуктивной активности учеников за счет сокращения времени отведено для выполнения домашних заданий. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимозависимы и составляют определенную дидактическую систему, направленную на формирование таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сочувствие, взаимопомощь и обеспечение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями [6, с. 76].
В документах ЮНЕСКО технология обучения (это понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как систематический метод создания, применения и определения всего образовательного процесса обучения и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса - сделать учебный процесс полностью управляемым.
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы можно описать как целостные явления, используя ряд признаков (по В.Г. Афанасьеву) [1, с. 213]:
- интегративные качества (такие, что некоторые его элементы отсутствуют);
- составные элементы, комплектующие;
- структура (связи и отношения между частями и элементами);
- функциональные характеристики;
- коммуникативные свойства (связь с окружающей средой);
- историчность, преемственность.
Целевые ориентации и результаты являются важными характеристиками системы.
В качестве основы, системообразующего каркаса, целесообразно использовать новое педагогическое понятие - «технология» и новый - «технологический» подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ
2.1 Отношения педагогов к использованию современных образовательных технологий на уроках трудового обучения
С целью изучения мнения педагогов о применении в учебном процессе современных педагогических технологий мы провели анкетирование педагогов трудового обучения.
База исследования:
Анкета представлена в Приложении А.
Просим Вас принять участие в нашем опросе.
Преобладающее большинство опрашиваемых (80%) понимают, что технологии связаны с процессуальной стороной обучения и определяют технологию как методы, способы, формы, средства и приемы обучения; модель педагогической деятельности в учебном процессе; алгоритм действий; модель совместной деятельности педагога и учащихся; описание процесса; мастерство педагога. 20% преподавателей не смогли сформулировать свою точку зрения. В то же время необходимо отметить, что 30% преподавателей понимают, что организационно-деятельностная сторона технологий направлена на достижение результата и 17,5% - на реализацию цели на занятии.
Применяют технологии обучения в своей профессиональной деятельности 85% респондентов и 15% - не применяют.
В практической деятельности преподаватели чаще всего реализуют здоровье сберегающие технологии – 45%; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – 45%; игровые технологии – 40%; проблемно-диалогическую технологию – 37,5%; технологию продуктивного чтения – 27,5%; технологию проектного обучения – 22,5%; технологию проблемного обучения – 17,4%; технологию обучения в сотрудничестве (групповая работа) – 15%; технологии развивающего обучения – 15%; технологию полного усвоения знаний – 10%; технологию развития критического мышления учащихся – 10%; технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) – 10%.
Следует отметить, что педагоги назвали широкий спектр технологий, но при этом многие педагоги под здоровье сберегающими технологиями понимают проведение физминуток, проветривание кабинета, участие в массовых оздоровительных мероприятиях; под ИКТ – применение презентаций и интерактивной доски в учебном процессе; под игровыми технологиями – проведение дидактических игр на занятиях. Такое понимание применения образовательных технологий не в полной мере соответствует самой сути технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательная технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. Как и любая технология, образовательная технология представляет собой непосредственно сам процесс организации учебной деятельности, предусматривающую определённую систему действий, при которых происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Образовательная технология призвана оптимизировать воспитательную работу и направлена на получение максимальных образовательных результатов. Его задача – минимизировать педагогический экспромт, добиться гарантированного и воспроизводимого результата.
Классификация образовательных технологий не во всем удовлетворяет строгим требованиям единства оснований, однородности и взаимной исключаемости объектов и поэтому требует дальнейшей доработки. Она может служить базой для осуществления технологического подхода и ориентации в мире образовательных технологий. Одни классификационные единицы больше пригодны для решения практических задач учебно-воспитательного процесса, другие представляют лишь теоретический интерес. При идентификации конкретной образовательной технологии надо иметь в виду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде, а чаще интегрируются, комплексируются, проникают друг в друга.
В современном образовательном процессе на уроках трудового обучения используют следующие виды современных образовательных технологий: технология личностно-ориентированного и развивающего обучения; проектная технология; технология критического мышления; игровые технологии; технология компьютерного обучения; здоровьесберегающие технологии; технология личностно-ориентированного и развивающего обучения. Опыт работы показывает, что преимущества современных образовательных технологий на уроках трудового обучения очевидны: развивается творческий потенциал учащихся, повышается активность, качество знаний. Дети проявляют инициативу к участию в конкурсах, выставках, внеклассных мероприятиях.
По результатам анкетирования педагогов преобладающее большинство опрашиваемых понимают, что технологии связаны с процессуальной стороной обучения и определяют технологию как методы, способы, формы, средства и приемы обучения; модель педагогической деятельности в учебном процессе; алгоритм действий; модель совместной деятельности педагога и учащихся; описание процесса; мастерство педагога. Практически все педагоги применяют технологии обучения в своей профессиональной деятельности. В практической деятельности преподаватели чаще всего реализуют здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); игровые технологии; проблемно-диалогическую технологию; технологию продуктивного чтения и т.д. Следует отметить, что педагоги назвали широкий спектр технологий, но при этом многие педагоги под здоровьесберегающими технологиями понимают проведение физминуток, проветривание кабинета, участие в массовых оздоровительных мероприятиях; под ИКТ – применение презентаций и интерактивной доски в учебном процессе; под игровыми технологиями – проведение дидактических игр на занятиях. Одним из важных вопросов является осмысление педагогами результата применения технологий обучения. Преподаватели выразили разные точки зрения, отметив такие позиции. Таким образом, педагоги понимают необходимость применения технологий обучения для достижения результатов образования, но недостаточно равномерно реализуют разные технологии.
1 Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2012. – 448 с.
2 Андреев, В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновац. технологий, 2005. – 500 с.
3 Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. – СПб.: ООО Издательство Детство – пресс, 2014. – 229 с.
4 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
5 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
6 Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 112 с.
7 Василевская, Е.В. Тенденции сетевого развития методических служб в условиях изменяющегося образования / Е.В. Василевская // Методист. – 2013. – № 9 - С. 11-15
8 Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1992. – 60 с.
9 Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
10 Гульчевская, В.Г. Современные педагогические технологии / В.Г. Гульчевская. – М.: Академия, 2015. – 236 с.
11 Гуров, В. Инновационная деятельность педагога / В. Гуров // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 2. – С. 56-62
12 Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1972. – 183 с.
13 Инновационные технологии младшего школьного образования в современных социокультурных условиях / Г.В. Фадина [и др. ]. – Балашов, 2004. – 64 с.
14 Лазарев, В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. – 2003. – № 1. – С. 4.
15 Мамадалиев, К.Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый / К.Р. Мамадалиев. – 2012. – №11. – 612 с. – С. 450-452.
16 Михайленко, Н.Д. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н.Д. Михайленко, Н Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 5–6.
17 Педагогические основы современного образования. / Под ред. В.Г. Гульчевской. – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2013. – 278 с.
18 Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.-метод. пособие для студ. вузов / И.И. Цыркун [и др.]; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 224 с.
19 Пласкина, М.В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике / М.В. Пласкина // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 9-11.
20 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
21 Соловова, Н.А. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н.А. Соловова, Н.В. Кузьминова // Воспитатель ДОУ. – 2013. – № 8. – С. 40-46
22 Талалаева, Н.В. Интересно учиться, интересно учить! / Н.В. Талалаева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. –№ 12. – C.12-28
23 Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
24 Ягяджик, С.С. Виды инновационных технологий и их характеристики / С.С. Ягяджик // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 548-551.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты анкетирования педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе с использованием современных образовательных технологий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты