ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к искусству прошлого. Этот интерес выражается в теоретическом и практическом значении, поскольку очень сложно понять сущность новаторства в искусстве и объяснить характер инновации вне связи с пониманием развития традиций. Эстетика современности всё чаще обращается к стилям прошлых столетий.
Костюмом же специалисты называют не только собственно одежду, покрывающую тело, но также прическу, обувь, головные уборы, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения), то есть то, что сейчас принято называть аксессуарами. Ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм. С одной стороны, костюм является выразителем индивидуальной характеристики владельца, то есть по нему мы с достаточной долей вероятности можем определить возраст, пол, эстетический вкус и даже характер данного человека. С другой – костюм сам является отражением общественной жизни на данном историческом этапе и меняется в зависимости от изменения социально – экономических условий эпохи. Такие изменения сказываются на формах и пропорциях костюма, способе его ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений и всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами.
Поэтому, изучая костюмы той или иной эпохи, мы обязательно должны будем коснуться её природных и социально – экономических условий, присущего ей эстетического идеала красоты, характерных черт культуры, искусства, общего художественного стиля.
Стиль барокко зародился в конце XVI века в Италии и распространился в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, захватывающие страсти, живопись, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность. Изменяется и форма костюма. В отличие от естественной формы с гармоничными пропорциями костюма эпохи Возрождения, в эпоху барокко он начинает довлеть над фигурой. Вся одежда выполняется на ватной прокладке, раздуваются рукава, шоссы, в женской одежде появляются жесткие, деформирующие фигуру, корсет и вертюгаден, которые в дальнейшем заменяются более сложными приспособлениями - панье, турнюры, фижмы кринолин. Фигура скрыта в объемах сильно преувеличенных форм. Композиция одежды сложна и многослойна
В период барокко для фантазии широко раскрыты ворота, она не так скована церемониалом, как раньше. Жизнь дворянства превратилась в театральную пьесу, которую надо было играть с раннего утра до позднего вечера: Но это было не простое развлечение, эта дорогостоящая и изнурительная игра была направлена на подчинение себе других, на усиление абсолютной власти, которую использовал прежде всего французский король, а по его примеру - и другие монархи, а после них — высшее и низшее дворянство.
Смешение форм и стилевых направлений, в том числе исторических, задающих тон в современной моде, приводит к огромному количеству вариаций современного костюма. Поиск новых творческих решений модельерами и конструкторами зачастую происходит на основе интуитивного подхода. Но сегодня история искусства и костюма накопила множество визуальных образов моды. Обращение к историческим визуальным образам моды позволяет создать новые формы, силуэты, пластику линий, цветовые и другие характеристики костюма, наполненные глубоким и интересным содержанием.
Потому вопросы осмысления исторического и культурного наследия визуальных образов моды предыдущих эпох, в том числе эпохи барокко, вопросы влияния исторических мотивов на форму современного костюма, на наш взгляд актуальны и требуют критической разработки.
Исследуя степень изученности темы работы, мы обратились к научной литературе. В нашей работе был использован материал, касающейся непосредственно костюма в стиле барокко.
В книге Раисы Мордуховны Кирсановой «Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половины XX века» [3] автор соотносит образ и костюм каждой из исследуемых эпох, проводя аналогии модных тенденций и стилистических новаций от прошлого к современности. Особый интерес представляет терминологический словарь, характеризующий костюм как область профессионального искусства.
Одним из важных трудов в данном направлении на сегодняшний день является «История костюма, составленная Наталией Будур». В книге рассказывается об истории костюма с древнейших времен до конца XIX века, когда произошла реформа одежды. Все описания костюмов сопровождаются старинными черно – белыми и раскрашенными вручную гравюрами.
В книге «Композиция костюма» (2003 г.) [4] изложены сведения о композиции костюма, принципы моделирования и художественного оформления одежды, включая изделия из трикотажа, обувь и аксессуары. Также на учебное пособие «Художественное проектирование костюма» Андросовой Э. мы опирались в теоретической части исследования. В ней рассмотрены теоретические основы композиции, этапы творческого процесса, методы и специфика художественного проектирования костюма как объекта дизайна.
Цель данной работы – разработать алгоритм художественного проектирования костюма в стиле барокко.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать исторический костюм в стиле барокко;
2. рассмотреть особенности компонентов композиции костюма: формы, силуэта, линий, материалов и цветового решения, а также дополнений и аксессуаров костюма выбранной эпохи;
3. определить композиционные средства, в частности, пропорции и ритм, симметрию и асимметрию, статику и динамику, используемые в костюме в стиле барокко.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ
1.1. Описание внешнего вида
В данной курсовой работе в качестве проектируемой модели выбран женский костюм в стиле барокко. Данное изделие может применяться в качестве наглядности на учебных и факультативных занятиях по обслуживающему труду, мировой художественной культуре, истории костюма, в выставочных композициях с целью эстетического воспитания учащихся и студентов, привития им чувства прекрасного.
Проектируемое изделие представляет собой нижнее платье-котт в стиле барокко, состоящее из лифа и пышной юбки. Лиф с узкой, спереди оканчивающейся мысом линией талии, украшен по верхнему краю кружевом, а спереди вертикально расположенными атласными лентами, подчеркивающими стройность фигуры. Рукав до локтя в области декольте декорирован кружевом, а по низу - объемными полупрозрачными воланами, обрамленными золотистой каймой. Юбка состоит из двух частей: нижней (фрипон) и верхней (модест), разрезной край которой отделан кружевом, таким же как и лиф.
Платье выполнено из плотного материала – жаккарда, характерного для костюма выбранной эпохи.
1.2. Характеристика исторического костюма в стиле барокко
Барокко – европейское искусство XVII-XVIII веков. Его центром была Италия, откуда оно распространилось в другие европейские страны. Театральность, парадность, тяжеловесность и пышность — характерные черты стиля «барокко». «Барокко» (итал. barocco) — странный, причудливый, вычурный.
Начало этого стиля лежит в трагической эпохе европейской истории: Реформации, вызвавшей конфликт между католиками и протестантами, и последовавшей за ним Тридцатилетней войне, втянувшей в себя многие народы и принесшей бесчисленные разрушения и сломанные человеческие жизни. Эти исторические потрясения вызвали сомнения в ренессансном представлении о разумно устроенном мире и о человеке как рациональном существе, живущем в гармонии с Богом и природой.
Для интерьеров барокко характерны показная театральная роскошь, множество богато украшенных деталей, декора, позолоты. Пол – искусно сделанный паркет, плафоны расписаны изысканными сюжетами. Стены декорированы драгоценным цветным мрамором, дорогими лепниной, парчой бархатом, серебром и бронзой, но прежде всего золотом как символом солнца. Величественные зеркала умножают все великолепие и блеск. Парковые сооружения наполнены мраморными статуями, каскадами фонтанов, деревьями и кустарниками, постриженными в форме призм, пирамид, силуэтов животных.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ КОСТЮМА
Слово композиция берет свое начало от латинского «compositio» - составление, соединение, связь. В современном понимании композиция – это построение художественной формы с позиции объединения всех элементов формы в единое целое.
Композиция костюма является организующим началом, соединяющим все части костюма в гармоничное единство, выражающее идею автора в конкретной форме. Работая над композицией костюма, нам необходимо искать варианты выражения своей идеи в конкретной художественной форме, творчески выстраивая образное решение и осознанно выбирая лучшее из них. Поэтому композицию считают результатом эмоционального, интуитивного, творческого и осознанно продуманного выбора.
2.1. Форма и силуэт
Художественная форма – это внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств данного вида искусства для выражения художественного содержания. От формы костюма зависят его образно-выразительные характеристики. Форма изделия должна соответствовать его внутреннему содержанию. Костюм это объемно-пространственная структура, облаченная в свою форму Границей этой структуры, вычленяющей и организующей, ее доминантой является форма. Структура формы – это определенным образом организованная система элементов формы.
Условия проектирования формы костюма:
- анализ функциональных требований, предъявляемых к костюму, вычленение главных. Поиск конструктивного решения формы в зависимости от функционального назначения костюма. Для нашего изделия основным функциональным назначением является красота и торжественность внешнего вида, объемность форм;
- поиск и анализ вариантов пропорционального строения частей проектируемой формы. Для данной модели характерны узкий лиф и довольно объемный низ изделия;
- оптимальное размещение объемов и масс частей формы;
- анализ-прогноз видоизменения формы костюма в зависимости от пластических свойств материалов и степени объемности частей формы и всей в целом. Костюм объемной формы при движении вместе с фигурой может значительно изменять вид своей формы, что необходимо учитывать при конструировании.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОЗИЦИОННЫХ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КОСТЮМЕ
3.1. Пропорции и ритм в композиции
Пропорции костюма должны быть увязаны с пропорциями тела человека. Человеческая фигура выступает в костюме как мера соразмерности. Кроме того, костюм с верно найденной масштабностью помогает подчеркивать достоинства и скрывать недостатки строения фигуры человека, обеспечивая комфорт эстетический. Масштабность в костюме связана с определением пропорций. Членения и детали формы должны быть приведены в соответствие с ростом человека, массой формы костюма.
В изготавливаемой модели четко прослеживаются пропорции тела человека, доминирующие в моде эпохи барокко. Пропорции согласованы с принципом контраста. Узкий верх и широкая юбка отвечают идеалу женской красоты, выраженному в высокой стройной фигуре женщины с покатыми плечами и пышными бедрами.
Ритм (от греческого rhithmos - течение) — закономерное повторение и чередование элементов композиции. Основополагающее начало любого ритма — движение. В костюме ритм используется в чередовании объемов, формообразующих членений, площадей, линий, деталей и служит для приведения различных элементов формы в единое целое. Применение ритма позволяет достигать гармонии и выразительности костюма. Закономерность повторения элементов, характер ритмических рядов должны быть зрительно «читаемы». Визуальное восприятие ритмического ряда предполагает обязательное повторение элементов или интервалов между ними не менее трех раз. Выразительность композиционного решения моделей зависит от характера ритмического построения.
Ритмичность платья обеспечивается атласными лентами на лифе и кружевом, располагающимся по краю разрезной юбки, верху лифа и верху рукавов. Основным ритмом в платье выделяется вертикальный. Однако можно отметить, такой вид ритмического порядка как радиально-лучевой, который в нашем изделии проявляется в односторонних складках на юбке, берущих свое начало на горизонтальной линии притачивания юбки к лифу, и в складках волана, идущих от низа рукава.
3.2. Симметрия и асимметрия
Симметрия и асимметрия в костюме являются средствами достижения гармонии, равновесия и единства формы.
Симметрия - это одинаковый характер расположения равных элементов формы относительно точки, оси, плоскости. Фигура человека являет собой пример симметричности формы.
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ КОМПОЗИЦИИ В ВЫБРАННОМ КОСТЮМЕ
Композиция костюма как составляющий элемент творчества дизайнера подчиняется в своей логике требованиям и правилам построения художественной выразительной формы. Основной закон композиции – все без исключения части костюма должны находиться в гармоничном единстве образного, функционального и конструктивного начал.
Принципы основного закона композиции:
1. Любая дизайнерская форма должна быть логически выстроенным целым, не содержащих элементов, противоречащих ее идее. Предполагается, что все части и элементы костюма должны выражать общий замысел автора изделия. В композиции не должно быть случайных частей и деталей, пусть даже красивых и эффектных. Если какая-либо деталь противоречит основной идее костюма, мешает выражению функционального назначения, разрушает его целостность, то необходимо расставаться с ней или заставить ее работать на общий замысел композиции. Это позволит избежать ошибок становления на путь украшательства изделия, разрушающим единство композиции и противоречащим задачам дизайна костюма.
2. Всякая проектная форма должна выражать единство главного и второстепенного. Данный принцип указывает на выделение в композиции главной и второстепенной частей. Гармоничное единство этих частей достигается путем их согласованности между собой [1, c. 28].
Главная часть композиции является ее композиционным центром, которому подчиняются другие части. Главная часть – это доминанта костюма, сосредоточение основных связей элементов композиции. Композиционным центром может быть любой элемента формы. Если композиция относится к сложному виду, то зачастую присутствуют несколько композиционных центров, которые взаимосвязаны между собой. Гармоничные отношения достигаются при правильном соотношении и пропорционировании пластики объема, цветовых пятен, фактур, объемов и масс формы. Все эти элементы соподчиняются друг другу и целому, выражая единую общую идею.
В проектируемом изделии композиционный центр – линия разреза верхней юбки, так как драпировка изначально привлекает внимание своей массой и контрастом форм. В данной модели реализован закон цельности по принципу контраста форм и подобия цвета. Закон пропорциональности реализован в контрастных пропорциях оптимально в связи с разделением изделия по горизонтали лифа и юбки в соответствии с канонами золотого сечения 3:5. Закон симметрии реализован в нашем костюме, состоящем из геометрически равных частей и элементов, расположенных в определенном порядке относительно вертикальной оси симметрии. Преобладает вертикальный ритм за счет разрезанной верхней юбки и декоративных линий атласной ленты на лифе.
ВЫВОДЫ
Неисчерпаемым источником идей для проектировщика современной одежды служит исторический костюм. Изучение и осмысление исторического костюма в стиле барокко дает автору костюма мощный толчок в работе по созданию современных форм в одежде. Знания, полученные в работе с таким творческим источником, насыщают современный костюм выразительностью, по-новому выраженной образностью и инновационными приемами декорирования.
Корсет, хоть и стал менее популярен, он все равно остается по истине самой женственной частью женского туалета, который подчеркивает одни части тела и скрадывает другие, делая фигуру изящнее. Юбки на каркасе, и тем более двойные тоже, в большей мере, остались в прошлых веках. Однако сейчас они используются в качестве праздничной и вечерней одежды. А популярные кружева и ленты всегда являлись и являются в наши дни прекрасным украшением и дополнением. Таким образом, модели, разработанные на основе костюма XVII века, получаются очень интересными, наполненными и праздничными.
В данной курсовой работе для проектирования макета костюма в стиле барокко мною выбрано женское платье второй половины XVII века. Его отличительной частью является характерная для того времени двойная юбка, состоящая из верхней юбки (модест) и нижней (фрипон). Верхняя часть платья – корсет. Рукава узкие до локтя, отделаны воланами. Разрез верхний юбки, также как верх лифа и рукавов украшены кружевом. Кружева, воланы, вышивка, золотые и серебряные нити – неотъемлемая часть костюма XVII века в стиле барокко. Поэтому в проектируемом изделии использованы эти детали. Основная ткань платья – это популярный в то время набивной жаккард.
В ходе проделанной работы мы рассмотрели особенности компонентов композиции костюма: формы, силуэта, линий, материалов и цветового решения, а также дополнений и аксессуаров костюма XVII века; охарактеризовали исторический костюм в стиле барокко; определили композиционные средства, в частности, пропорции и ритм, симметрию и асимметрию, статику и динамику, используемые в костюме в стиле барокко. Также нами был разработан алгоритм художественного проектирования костюма в стиле барокко и изготовлена модель данного костюма. Задачи курсовой работы выполнены в полном объеме.
Таким образом, проектируемая модель может быть использована на уроках трудового обучения в качестве наглядности при знакомстве учащихся с костюмами различных исторических эпох, а также спецификой их проектирования. Также данная модель может применяться в качестве наглядности для студентов художественных, исторических специальностей, в выставочных композициях с целью эстетического воспитания учащихся и студентов, привития им чувства прекрасного.