Введение
1. Характеристика костюма древней Греции
1.1 Описание внешнего вида
1.2 Характеристика костюма древней Греции
2. Характеристика компонентов композиции костюма
2.1 Форма и силуэт
2.2 Линии в костюме
2.3 Материал и цвет изделия
2.4 Дополнения и аксессуары
3. Характеристика композиционных средств используемых в изделии
3.1 Пропорции и ритм в композиции
3.2 Симметрия и асимметрия
3.3 Статика и динамика
4. Использование законов и правил композиции в выбранном костюме
Выводы
Список использованной литературы
Приложения
Введение
История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде.
Костюм непосредственно связан не только с рукоделием и художественным творчеством, но и с этнографией и физиологией человека. Изучение истории костюма и моды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох.
Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждый катаклизм в истории человечества вызывал значительные перемены в одежде. Каждая эпоха имеет свое видение красоты человека. Задачей костюма является формирование облика отдельного индивидуума в наибольшем соответствии с существующим идеалом. При этом личный вкус и общепринятая норма в обществе не всегда совпадают с тенденциями развития моды.
В изучении истории костюма следует различать понятия «одежда» и «костюм», «исторический костюм».
Одежда - искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека.
Костюм - образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.
Исторический костюм - это «изменяющаяся одежда», которая более или менее, в особенности с конца средневековья подчиняется моде.
В VII - I веках до н. э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции.
Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира. Оно сочетало демократию, которая проявлялась через управление народного собрания и рабовладельческий строй.
Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на современное общество в области искусства, архитектуры, науки, театра, музыки, медицины, спорта и политики.
Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности таковы основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.
1. Характеристика костюма древней Греции
1.1 Описание внешнего вида
В данной курсовой работе в качестве проектируемой модели выбран женский костюм в древней Греции. С целью эстетического воспитания учащихся и студентов, данное изделие может применяться в качестве наглядности на учебных и факультативных занятиях по обслуживающему труду, мировой художественной культуре, в выставочных композициях с, привития им чувства прекрасного.
Настоящее греческое платье это отсутствие какого-либо кроя и шитья, лишь искусная драпировка куска ткани. Такое платье отличает особая простота силуэта. Гиматий и Хитон - лишь два куска прямоугольной ткани оборачиваемые вокруг тела и скрепляемые застежками. Проектируемое изделие представляет собой платье в пол, состоящего из прямоугольного куска ткани, дополненного фигурными золотыми пряжками, имитирующими фибулы, и плетёным поясом в виде шнура. При помощи застёжек изделие скрепляется на плечах модели. Поясом создаётся искусная драпировка, подчёркивающая фигуру модели.
Платье выполнено из лёгкого струящегося материала – искусственного шелка, характерного для костюма выбранной эпохи.
1.2 Характеристика костюма древней Греции
Впервые в истории культуры человечества в основе эстетическoгo идеала красоты человека в древней Греции лежит гармония тела и духа., Высокое гражданское сознание, патриотизм, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.
Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, где голова составляет одну седьмую ее часть.
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Художественный смысл греческого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободно лежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия.
2. Характеристика компонентов композиции костюма
Слово композиция берет свое начало от латинского «compositio» - составление, соединение, связь. В современном понимании композиция – это построение художественной формы с позиции объединения всех элементов формы в единое целое.
Композиция костюма является организующим началом, соединяющим все части костюма в гармоничное единство, выражающее идею автора в конкретной форме. Работая над композицией костюма, нам необходимо искать варианты выражения своей идеи в конкретной художественной форме, творчески выстраивая образное решение и осознанно выбирая лучшее из них. Поэтому композицию считают результатом эмоционального, интуитивного, творческого и осознанно продуманного выбора.
2.1 Форма и силуэт
Художественная форма – это внутренняя организация, структура художественного произведения, созданная с помощью системы изобразительно-выразительных средств данного вида искусства для выражения художественного содержания. От формы костюма зависят его образно-выразительные характеристики. Костюм это объемно-пространственная структура, облаченная в свою форму Границей этой структуры, вычленяющей и организующей, ее доминантой является форма.
Форма костюма зависит от: четкости силуэта; точности пропорциональных отношений частей костюма; ясности ритмического порядка деталей; соответствия цветового порядка костюма его назначению.
Структура формы – это определенным образом организованная система элементов формы. Условия проектирования формы костюма:
- анализ функциональных требований, предъявляемых к костюму, вычленение главных. Поиск конструктивного решения формы в зависимости от функционального назначения костюма. Для нашего изделия основным функциональным назначением является красота, грациозность внешнего вида, обтекаемость форм;
- поиск и анализ вариантов пропорционального строения частей проектируемой формы. Эта цель достигается за счет большого числа драпировок, защипок, плиссированных складок которые создают изящные линии, мягко обтекающие женское тело;
- анализ-прогноз видоизменения формы костюма в зависимости от пластических свойств материалов и степеней драпировки частей формы и всего костюма в целом. Костюм при движении вместе с фигурой может значительно изменять вид своей формы, что необходимо учитывать при подборе драпировок;
- поиск вариантов поверхности формы, согласованных с пластическими свойствами материала, предназначенных для костюма. Платье гиматий изготавливается из гладкого лёгкого искусственного однотонного искусственного шёлка пастельных оттенков. Данный материал хорошо драпируется, что явилось прерогативой в выборе ткани для воссоздания греческого костюма. Ещё эта ткань благородно смотрится за счет своей фактуры и не ярко выраженного блеска.
3. Характеристика композиционных средств используемых в изделии
3.1 Пропорции и ритм в композиции
Пропорции костюма должны быть увязаны с пропорциями тела человека. Человеческая фигура выступает в костюме как мера соразмерности. Костюм с правильно найденной масштабностью помогает подчеркивать достоинства и скрывать недостатки строения фигуры человека, обеспечивая комфорт и эстетичность. Масштабность в костюме связана с определением пропорций. Членения и детали формы должны быть приведены в соответствие с ростом человека, массой формы костюма.
Как уже обмечалось ранее, костюмы древней Греции соответствуют вышеуказанным требованиям. В изготавливаемой модели четко прослеживаются пропорции тела человека, доминирующие в моде эпохи древней Греции.
Ритм (от греческого rhithmos - течение) - закономерное повторение и чередование элементов композиции. Основополагающее начало любого ритма движение. Применение ритма позволяет достигать гармонии и выразительности костюма. Закономерность повторения элементов, характер ритмических рядов должны быть зрительно «читаемы». Визуальное восприятие ритмического ряда предполагает обязательное повторение элементов или интервалов между ними не менее трех раз. Выразительность композиционного решения моделей зависит от характера ритмического построения.
Ритмичность платья обеспечивается контрастным орнаментом и драпировкой. Основным ритмом в платье выделяется вертикальный, который в нашем изделии проявляется драпировкой при помощи пояса в области линии талии, и за счет драпировки, идущий от плеча создавая имитацию рукава.
3.2 Симметрия и асимметрия
Симметрия и асимметрия в костюме являются средствами достижения гармонии, равновесия и единства формы.
Симметрия - это одинаковый характер расположения равных элементов формы относительно точки, оси, плоскости. Фигура человека являет собой пример симметричности формы. Плоскость симметрии располагается вертикально и «делит» тело человека на левую и правую половины.
4. Использование законов и правил композиции в выбранном костюме
Моделирование формы одежды, костюма невозможно без представления о композиции, поскольку композиция как структурная целостность лежит в основе многих явлений и реальной жизни, и искусства.
Композиция (от лат, compositio) означает гармоничное сочетание, построение, составление, соединение, сочетание, то есть связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Композиция костюма как составляющий элемент творчества дизайнера подчиняется в своей логике требованиям и правилам построения художественной выразительной формы. Основной закон композиции – все без исключения части костюма должны находиться в гармоничном единстве образного, функционального и конструктивного начал.
Принципы основного закона композиции:
1. Любая дизайнерская форма должна быть логически выстроенным целым, не содержащих элементов, противоречащих ее идее. В композиции не должно быть случайных частей и деталей, пусть даже красивых и эффектных. Если какая-либо деталь противоречит основной идее костюма, мешает выражению функционального назначения, разрушает его целостность, то необходимо расставаться с ней или заставить ее работать на общий замысел композиции. Это позволит избежать ошибок становления на путь украшательства изделия, разрушающим единство композиции и противоречащим задачам дизайна костюма.
2. Всякая проектная форма должна выражать единство главного и второстепенного. Данный принцип указывает на выделение в композиции главной и второстепенной частей. Гармоничное единство этих частей достигается путем их согласованности между собой.
В решении композиции модели, разделяют на два вида:
1. главные компоненты
2. декоративно конструктивные компоненты
К главным относится все то, что обретает объемную форму определенного вида одежды. Например, объемная форма с контурными очертаниями лифа рукавов, юбки и т.д.
Выводы
Изучая художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции можно увидеть значительное влияние на развитие современной культуры. Греческий стиль — гармоничные пропорции и идеальный крой нарядов, олицетворяющих античную элегантность.
Современные дизайнеры не стремятся к слепому подражанию античным формам. Они внесли множество интересных изменений в греческий стиль. Они активно используют всевозможные декоративные элементы и цветовые решения. При пошиве таких изделий модные дизайнеры используют лен, шелк, ситец, атлас, шифон и множество других материалов, как искусственных, так и натуральных тканей. Они лишь используют их в качестве базовой основы, украшая многочисленными деталями и разнообразными оттенками. Греческие платья и туники нередко имеют длинные рукава, глубокие фигурные декольте, обнаженные плечи.
Изучение и осмысление исторического костюма в стиле древней Греции дает автору костюма мощный толчок в работе по созданию современных форм в одежде вечернего наряда. Знания, полученные в работе с таким творческим источником, насыщают современный костюм выразительностью, по-новому выраженной образностью и инновационными приемами декорирования.
Таким образом, модели, разработанные на основе костюма греческого костюма, получаются очень элегантными, женственными и праздничными.
В данной курсовой работе для проектирования макета костюма в стиле древней Греции выбран дорический хитон.
1. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма : учебное пособие / Э.М. Андросова. – Челябинск : Медиа-Принт, 2004. – 184 с.
2. История костюма, составленная Наталией Будур / Н. Будур. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 480 с.: ил.
3. Захаржевская,Р.В. «История костюма: От античности до современности» / Р. В. Захаржевская. М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288с.
4. Кирсанова, Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половины XX века / Р.М. Кирсанова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – 563 с.
5. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 432 с.
6. Кузищин В.И. История Древней Греции: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкий, А.В. Стрелков; под ред. В.И. Кузищина. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 480 с.
7. Поликарпов В. Лекции по культурологии [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/
8. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; Под ред. Э.Б. Плаксиной. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 224 с., {8} л. цв. ил.:ил.
9. Столярова, М.В. История костюма: краткий курс лекций / авт.-сост. М.В. Столярова, М.А. Бондарь. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. – 88 с.
10. Столярова, М.В. Художественное проектирование одежды: краткий курс лекций / авт.сост. М.В. Столярова, М.А. Бондарь. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П.Шамякина, 2008. - 98 с.