ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время дополнительное образование отошло на второй план, сегодняшняя цель общеобразовательных учреждений - дать ребенку знания, предусмотренные программой, но не более. Между тем, дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.
Изготовление картин, вышитых различными техниками, способствует развитию творческого воображения, порождает эмоциональный отклик, вызывает положительное отношение к художественной деятельности, что в конечном итоге рождает подлинное желание «творить». В процессе целенаправленного создания панно вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления.
Сочетание разных материалов в одной картине не может быть случайным. Всякий раз необходимо пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение.
Обучение технике изготовления вышитых панно способствует пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит творческую деятельность.
Вышивка крестом, украшающими швами — это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных.
Вышивание - один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. И постепенно узоры приобретали законченность композиции, единство орнамента и техники исполнения. В украшении вышивкой повседневной и праздничной одежды, предметов убранства быта – столешников (скатертей), подзоров, полотенец – воплотились природный вкус, талант и мастерство народа.
Основные задачи процесса обучения вышивке – эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков. Большая роль отводится овладению учащимися технологическим мастерством, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе.
Цель данной курсовой работы: ознакомиться с техникой вышивки украшающими швами и лентами.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотрение истории вышивки;
2. Выбор и обоснование эскиза разрабатываемого изделия;
3. Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы;
4. Изучение основ технологии вышивки украшающими швами и лентами;
5. Разработка технологической карты выбранного изделия.
Теоретическая и практическая значимость: работа исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы как наглядные пособия на занятиях технологии при изучении модулей программы «Рукоделие» и «Интерьер жилого дома». А так же декоративное панно может быть использовано на внеклассных занятиях декоративно-прикладного творчества как объект в качестве наглядного пособия, при организации выставок, проведении факультатива, организации кружковой работы и при организации выставки декоративно-прикладного искусства. Декоративные панно, выполненные в технике вышивка украшающими швами и лентами, могут быть использованы для оформления интерьера мастерской по шитью, кабинета технологии а так же в качестве подарка.
1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ
1.1. История развития вышивки как декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство - это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения.
Самая древняя вышивка принадлежит вышивальщицам Древнего Китая. Она датируется VI-V веком до н.э. В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. Именно в средние века появилась любимая и самая популярная техника вышивки – крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты [2, c. 24]. А по тематике вышивки стали более разнообразны. На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки.
Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.
Первая вышивка на Руси появилась в IX-XII веках. Археологами были найдены вышитые изделия данного периода. На них они отображали все то, что их окружало. У славян вышивка крестом служила не только украшением, но и оберегом от бед, сглазов и всякого зла. Есть легенда, что вышивка, изготовленная в течение одного дня от рассвета до заката, оберегает от злых сил, болезней и прочих бед.
Изначально вышивкой крестом занимались избранные люди из высшего общества это монахи и знать. Для этого занятия использовались дорогие материалы - бархат шелк золотые и серебряные нити, драгоценные камни, жемчуг. Такой вышивкой украшали одежду служителей православных храмов и церквей, царей и их семей, бояр. Дочь царя Бориса Годунова – Ксения была одной из лучших мастериц того времени, ее работы сохранились до сегодняшних дней, они были изготовлены в 1601 году.
2. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ЭСКИЗА РАБОТЫ
Требованиями к эскизу работы выступают размер изделия формата А4, также наличие в изделии элементов вышивки крестом и лентами, также мы дополнили его тканевой аппликацией, которая является разновидностью вышивки.
Цвет в изображении существует в виде линий, точек, пятен или штрихов, в зависимости от чего эскизы подразделяются на линеарные или пятновые, конечно существуют также смешанные изображения. Линию можно рассматривать как одно из ключевых средств изобразительного искусства в целом. Линией пользуются и в рисунке, и в наброске, и в эскизах. Линия подвижна, пластична, передает все особенности формы. Линейное изображение условно, передает простоту, лаконизм, четкость изображения и относится к быстрым графическим приемам. Реальный мир можно представить не только в виде линейных, но и в виде пятновых силуэтных изображений. Пятно имеет большое значение в набросках и зарисовках, в работе над эскизом панно. Для эскиза нашего изделия характерно смешанное решение с преобладанием пятновой техники, также необходима детальная проработанность эскиза в связи с его реалистичностью.
Композиция — важнейший структурный принцип произведения, организующий взаимное расположение его частей, их соподчинение относительно друг друга и целого, что придает произведению единство, цельность и завершенность. Условно различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Наше изделие представляет собой фронтальную композицию, в которой распределяются элементов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к зрителю — в вертикальном и горизонтальном (например, панно, стенды, картины, ткани и т.д.). Существуют устойчивые композиционные принципы, среди которых основными являются единство формы и содержания и целостность композиции. Композиционный центр — это элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Композиционный центр несет в себе всю смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано с особенностью зрительного восприятия индивида фиксировать внимание прежде всего на сильном раздражителе. Композиционный центр не обязательно совпадает с геометрическим центром изображения, он может быть смещен вверх, вниз, вправо или влево. Однако, где бы ни находился композиционный центр, обязательно должна прослеживаться его логическая связь с иными композиционными элементами, чтобы создавалось ощущение равновесия, заполненности и завершенности композиции.
3. ВЫБОР И ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ.
Ткань для основы.
Основа для вышивки может быть из атласа, хлопка, трикотажа и стрейча. Цвет и фактура ткани должны соответствовать выбранной композиции и назначению изделия. Чтобы ткань основы при вышивке не деформировалась и не заминалась, следует использовать ткань для прокладки. В нашем изделии использована канва – это специальная ткань полотняного переплетения с очень разреженной структурой. На сегодняшний день существуют различные варианты канвы. Предлагается канва из очень тонкого пластика, в котором пробиты небольшие дырочки для вышивания счетными видами швов. После окончания работы такую канву просто разрывают на полоски, которые легко удаляются, а вышивка остается на изделии. Часто канвой называют ткани, переплетение которых близко к полотняному. К таким тканям относится популярная во всем мире для вышивания Aida. Она имеет полотняное переплетение с равномерным чередованием нитей, образующие четкие ячейки, благодаря которым легко найти границы и местонахождение стежков. Существует очень удобный вид водорастворимой канвы. Ее наметывают на изделии швом «вперед иголку», после окончания вышивки изделие вместе с канвой погружают в теплую воду на 10 минут, после чего канва растворяется, остается только вышитый рисунок.
Ленты, нитки, пряжа
Начинающим вышивальщицам для работы лучше всего использовать атласные ленты – самый доступный материал. Они дают холодную матово-блестящую фактуру. Атласные ленты довольно жесткие и хорошо держат форму. Именно эти качества позволяют придавать вышивке объем и упрощают вышивание вприкреп.
Нитки подбирают по цвету, качеству и толщине. Зачастую используют мулине, ирис, шелковые, шерстяные и синтетические нитки. Подбирать нитки для работы желательно при дневном освещении, так как искусственный свет меняет их цвет. Нитки мулине - хлопковые крученые нитки для вышивания, отличительной чертой является четкое соответствие номера ниток и цвета. Моток состоит из 6 ниток, которые легко разделяются для вышивания одной, двумя, тремя нитками в зависимости от характеристик ткани или от узора, который хотят получить. Наиболее популярными являются марки DMC, Anchor, Madeira, Gamma. У каждого производителя существует свой набор цветов, для подбора которых используют специальный каталог – карту цветов.
ВЫВОДЫ
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Вышивка, как один из самых распространенных его видов, особенно доступна для восприятия ребенком; её красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.
Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Меняются материалы и способы вышивания, создаются новые орнаменты, композиции, но остаются постоянными любовь и потребность к созданию красоты.
В результате теоретической работы были рассмотрена древняя история вышивки, эволюция данного вида творчества на протяжении своей истории. Также охарактеризованы материалы и инструменты, необходимые для создания декоративного панно в технике вышивки крестом и лентами. Разработана технологическая карта создания панно с выделением основных операций, материалов и инструментов, применением наглядности.
В ходе изготовления изделия были освоены и закреплены навыки вышивки крестом, вышивки лентами, в частности прямым и смещенным ленточным стежком, стебельчатым швом, влажно-тепловой обработки панно, заключительного его оформления.
Разработанный материал можно использовать на уроках трудового обучения, при организации дополнительных занятий, кружковой работы школьников, а также на занятиях для студентов высших учебных заведений.
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вышитая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.
1. Букач, Л.А. Материаловедение и технология ручной вышивки: уч. пособие / Л.А. Букач, М.А. Ровнейко. – Мн. : РИПО, 2015. – 328 с
2. Воллерт, М.А. Вышивка – особый вид декоративно-прикладного искусства // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. -2017. - №3 (42). – С. 23-29
3. Гришкова, Т.А. Вышивка: ручная и машинная: уч. пособие / Т.А. Гришкова, Н.Ю. Шлейкова. – Ульяновск : Симбирская книга, 2007. – 104 с
4. Ефименко, М.В. Ветка сакуры в технике объемной вышивки / М.В. Ефименко. – Школа и производство. – 2013. - №8. – С. 49-50
5. Козина, С.А. Декоративное панно с вышивкой лентами в интерьере/ С.А. Козина, С.И. Валькевич // Международный студенческий научный вестник. – 2015. - №4-4. – С. 572-572а
6. Корочкина, В.П., Черокова, А.В. Искусство вышивки лентами или шелковые фантазии / В.П. Корочкина, А.В. Черокова // Современные наукомекие технологии. – 2013. - №6. – С. 25
7. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В. Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.: ил., с. цв. вкл. – (Сер. Бакалавриат)
8. Малова, А.В. Вышивка лентами как вид украшения / А.В. Малова, С.И. Валькевич // Международный журнал экспериментального образования. – 2014- № 4-2.- С.52-57
9. Молева, Е.А. Использование техники вышивки лентами на уроках технологии / Е.А. Молева // Школа и производство. – 2012. - №5. – С.45-49
10. Плотникова, Т.Ф. Объемная вышивка : монография / Т.Ф. Плотникова. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 260 с