Введение
1. Обоснование техники работы
1.1. Специфика развития вышивки как декоративно-прикладного искусства на территории Беларуси
1.1.1. Особенности техник вышивания крестом
2. Выбор и обоснование эскиза работы
3. Выбор и подготовка материалов и инструментов
4. Построение схемы композиции «Родные просторы»
5. Технология изготовления композиции «Родные просторы
Выводы
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Декоративно-прикладное творчество каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время творчество живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура всего человечества.
В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа; в творчестве народных мастеров находит проявление соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. В наш век технического прогресса искусство народных художественных промыслов с его ярко выраженной национальной спецификой определяет многообразие и вклад каждого народа в общую сокровищницу искусства страны.
Вышивание – один из самых популярных типов национального творчества. История зарождения вышивки уходит далеко вглубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.
Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. И постепенно узоры приобретали законченность композиции, единство орнамента и техники исполнения.
Вышивка крестом является путем вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных.
Основные задачи процесса обучения вышивке – эстетическое формирование личности школьников и привитие им практических навыков. Большая роль отводится овладению учащимися технологическим мастерством, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе, а также патриотическому воспитанию посредством изучения истории народных ремесел, специфики ДПИ родного края.
1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ
1.1. История развития вышивки как декоративно-прикладного искусства
Сейчас довольно большое внимание стало уделяться народным умельцам и их творчеству. Создаются кружки при домах творчества, в общеобразовательных школах, на уроках труда отдаётся предпочтение народному творчеству, которое отражает извечное стремление человека к прекрасному. Декоративно-прикладное искусство – это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения.
Самая древняя вышивка принадлежит вышивальщицам Древнего Китая. Она датируется VI-V веком до н.э. В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. Именно в средние века появилась любимая и самая популярная техника вышивки – крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты [2, c. 24]. А по тематике вышивки стали более разнообразны. На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки.
На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.
Изначально вышивкой крестом занимались избранные люди из высшего общества это монахи и знать. Для этого занятия использовались дорогие материалы – бархат шелк золотые и серебряные нити, драгоценные камни, жемчуг. Такой вышивкой украшали одежду служителей православных храмов и церквей, царей и их семей, бояр.
2. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ЭСКИЗА РАБОТЫ
Требованиями к эскизу работы выступают размер изделия формата А4, также наличие в изделии элементов вышивки крестом и лентами, также мы дополнили его тканевой аппликацией, которая является разновидностью вышивки.
Основой декоративно-прикладного искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.
Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы. При выполнении работ нужно помнить о законах композиции: 1) целостность; 2) контрастность; 3) подчиненность; 4) воздействия. Отличительной чертой любого вида искусства является условность. В декоративно-прикладном искусстве условность находит свою особую форму. В декоративной композиции важно то, что можно творчески переработать изображения окружающей действительности и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов (предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
В декоративной композиции вопросу стилизации природных форм нужно уделить большое внимание, так как в декоративной стилизации есть два пути: 1) изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать; 2) сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку, отталкиваясь от природных особенностей объекта. На этом этапе стилизации в изображении деревьев и других элементов пейзажа. Стилизация выполняется на черной бумаге белилами или гелевой ручкой, приемы, используемые в изображении пейзажа, – линия, силуэт, пятно.
Условно различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Композиционный центр — это элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей. Композиционный центр несет в себе всю смысловую нагрузку. Выделение его в композиции связано с особенностью зрительного восприятия индивида фиксировать внимание прежде всего на сильном раздражителе.
Выбранное нами изделие представлено в виде фронтальной композиции, в которой распределяются элементов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к смотрящему — в вертикальном и горизонтальном (например, панно, стенды, картины, ткани и т.д.). Для эскиза нашего изделия характерно смешанное решение с преобладанием пятновой техники, также необходима детальная проработанность эскиза в связи с его реалистичностью.
3. ВЫБОР И ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ.
Ткань для основы.
Основа для вышивки может быть из атласа, хлопка, трикотажа и стрейча. Цвет и фактура ткани должны соответствовать выбранной композиции и назначению изделия. В нашей изготавливаемой композиции использована канва – это специальная ткань полотняного переплетения с очень разреженной структурой. В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шѐлк, лѐн, хлопок, смеси и даже пластик), но главный еѐ показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани. Самые популярные размерности канвы — 14-я и 18-я, то есть четырнадцать и восемнадцать крестиков на дюйм или, соответственно, 5,5 кл./см и 7,2 кл./см. Также есть более жесткая ткань с крупными дырочками. Называется страмин. Применяется для вышивания крестом шерстью или в технике ковровая вышивка. Очень хорош для начинающих из-за крупных дырочек, ниток и игл. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов и т. д.
Наравне с канвой популярна и ткань равномерного переплетения, основное отличие которой в том, что она не размечена в клетку. Лен и смешанные льняные ткани состоят из одиночных нитей, с переплетением, в котором нить проходит под перпендикулярной ей и над следующей перпендикулярной. Существуют ткани с переплетением 18, 25, 28, 32, 36 и 40 нитей на дюйм (2,54см). Вышивка на ткани равномерного переплетения получается более детализированной. Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Также для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки еѐ достаточно опустить в теплую воду и канва растворится. В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Такой крест бывает водорастворимый и нет. Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счѐтным крестом (приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков) [5, c. 166].
4. ПОСТРОЕНИЕ СХЕМЫ ПАННО «АРОМАТЫ ПРОВАНСА»
В качестве основы эскиза композиции пейзажного характера «Родные просторы» использовано изображение, взятое из всемирной сети Интернет [11]. Размер готовой работы А4.
Композиция включает в себя изображение вышитых ромашек на первом плане, стволов деревьев частично с лиственными кронами, а также большая часть вышивки представляет собой изображение поля в коричнево-желтых цветах и небосклона, выполненного в бело-голубых тонах.
Для переноса эскиза вышивки на канву следует определить геометрический центр композиции на рисунке, затем – на канве. Начинать вышивку необходимо, от центра, чтобы она была симметрично расположена на ткани основы с учетом размеров элементов и их месторасположения. Для того, чтобы определить центр канвы можно сложить ее дважды пополам. В нашей работе геометрический центр вышивки располагается посередине поля, чуть ниже верхней точки оранжевой проталины, следовательно, начало вышивки будет начинаться в этой точке.
Главным мотивом композиции выступает поле, занимающее большую часть композиции. Высота стволов деревьев, расположенных в правой части картины – 8 см, размер кроны– 3,5х10 см.
Линия горизонта располагается от верхнего края композиции на расстоянии 2-3 см, длина оранжевой проталины около 9,5 см. Цветы ромашек находятся в левом нижнем углу на расстоянии 6 см от низа изображения, размер одного цветка ромашки – 2,5х2,5 см.
5. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ПЕЙЗАЖНОГО ХАРАКТЕРА «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
При изготовлении композиции с вышивкой крестом следует помнить о том, что верхние стежки должны располагаться в одном направлении, стежки на изнаночной стороне должны быть в одном направлении (горизонтальные или вертикальные). Если крестики расположены недалеко друг от друга, то можно не обрезая нить сделать протяжку на изнаночной стороне или на лицевой под крестиками, но она должна быть не более 1,5 см.
Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке, в связи с этим необходимо соблюдать определенные правила:
- отказаться от узелков;
- избегать размещения концов темных нитей под стежками, выполненными светлыми нитями;
- при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;
- уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани.
На завершающем этапе изготовления вышивка подвергается влажно-тепловой обработке, которая включает стирку и глажку. Вышитые изделия стирают вручную с мылом (жидким или мыльной стружкой) и гладят с изнанки на мягкой поверхности, чтобы вышивка не стала плоской. Вышивка ни в коем случае не выкручивается, аккуратно отжимается через полотенце и вешается сушиться, но не до полного высыхания, а до слегка заметной влажности.
ВЫВОДЫ
Изучать декоративно-прикладное искусство в наши дни необходимо. Оно способствует формированию в сознании человека понятия прекрасного в искусстве, воспитанию художественного вкуса. Декоративно-прикладное искусство выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единстве его чувств, интеллекта, воли, действия.
В традиционном народном искусстве Беларуси проявились ярко, полно и многообразно оригинальное творчество народа, его этнические особенности, эстетические вкусы и мировоззрение. Комплекс неповторимых и в то же время общих для культуры соседних народов технологических и художественных признаков определяют, с одной стороны этнические и национальные особенности, с другой – аналогии, объединяющие народное искусство белорусов с искусством славянских и других народов Европы.
В результате теоретической работы были рассмотрена история вышивки, эволюция данного вида творчества, а также ее специфические особенности на территории Беларуси, изучены орнаменты и узоры белорусской вышивки. Также проанализированы материалы и инструменты, необходимые для создания композиции в технике вышивки крестом. Разработана технологическая карта создания композиции пейзажного характера с выделением основных операций, материалов и инструментов, применением наглядности.
В процессе изготовления изделия были освоены и закреплены навыки вышивки крестом, в частности простым, влажно-тепловой обработки изделия, окончательного его оформления.
Разработанный материал можно использовать на уроках трудового обучения, при организации дополнительных занятий, кружковой работы, досуговой занятости детей, а также на занятиях для обучающихся средних и высших учебных заведений.
Народному искусству Беларуси на всех его этапа свойственна традиционность. Она определяет характер и современного народного искусства, хотя оно заметно изменилось. Для него характерна утрата бытовых практических функций и одновременно рост декоративности, художественного значения изделий. Глубокое и всестороннее осмысление всех этих процессов развития народного искусства на разных этапах его бытования, позволяют сохранить народное искусство как один из важнейших разделов культуры Беларуси, неисчерпаемый источник и прочный фундамент для развития современных промыслов [9, c. 29].
1. Букач, Л.А. Материаловедение и технология ручной вышивки: уч. пособие / Л.А. Букач, М.А. Ровнейко. – Мн. : РИПО, 2015. – 328 с
2. Воллерт, М.А. Вышивка – особый вид декоративно-прикладного искусства // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. -2017. – №3 (42). – С. 23-29
3. Гончарова, А.И. Анализ элементов белорусского национального орнамента / А.И. Гончарова, Т.В. Буевич, А.Э. Буевич // 50-я международная научно-техническая конференция : материалы докладов XIX Ломоносовские чтения : материалы Всероссийской научной конференции, Коряжма, 2017 г. / Филиал САФУ им. М.В. Ломоносова, Арзамасский филиал ННГУ ; редкол.: И.В. Кузнецова [и др.]. – Коряжма, 2017. -С. 36-38
4. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В. Неретина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.: ил., с. цв. вкл. – (Сер. Бакалавриат)
5. Кубанычбекова, М. Вышивка крестом / М.Кубанычбекова // Наука и инновационные технологии. – 2016. – №1. – С. 165а
6. Кузнецова, Л.А. Декоративно-прикладное искусство как исток изобразительного искусства / Л.А.Кузнецова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 6 (44). – С. 489-192
7. Прудникова, С.А. Воспитание художественной культуры обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству / С.А. Прудникова, Д.А.Давалева // Молодежный научный форум : гуманитарные науки. – 2017. – №3 (42). – С. 185-190
8. Русинова, Н.П. Основы теории декоративно-прикладного искусства / Н.П. Русинова. – Иркутск: Иркут, 2016. — 68 с
9. Сахута, Е.М. Народное искусство Беларуси : Традиции. Современное состояние. Тенденции развития : автореф. дис. ... канд. док.искусствоведения : 17.00.04 / Е.М.Сахута ; Акад. наук РБ. – Мн., 1996. – 33 с
10. Чувашева, Е.С. Технология вышивки крестом / Е.С.Чувашева // XIX Ломоносовские чтения : материалы Всероссийской научной конференции, Коряжма, 2017 г. / Филиал САФУ им. М.В. Ломоносова, Арзамасский филиал ННГУ ; редкол.: И.В. Кузнецова [и др.]. – Коряжма, 2017. -С. 36-38
11. Схемы вышивки крестиком. Пейзаж // Я рукодельница [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа : http:// ya-rukodelnitsa.ru. – Дата доступа : 16.11.2018