ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Изучение самосознания подростков в историческом контексте
1.2 Теоретические подходы к определению самосознания
1.3 Особенности самосознания подростков
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ВВЕДЕНИЕ
Понимание феномена личности с точки психологии неразрывно связано с категорией самосознания. Проблема самосознания человека в современной психологической науке занимает на сегодняшний день одно из ведущих мест. Самосознание, являясь ядерной структурой личности, оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. То, в какой мере человек в состоянии сам создавать свою личность, и какую личность он создает, напрямую зависит от характера и уровня самосознания [12].
В онтогенезе элементарные проявления самосознания возникают очень рано. Наиболее интенсивный характер развития самосознание получило в подростковом возрасте. Обусловлено это появлением качественно новой социальной ситуации развития, определяющей строго закономерным образом весь стиль жизни ребенка. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий проявляется в изменении внутренней позиции подростка, что обуславливает возникновение у него новой потребности, которая выступает в форме стремления к взрослости и самостоятельности. В связи с этим значительно повышается восприимчивость его к усвоению норм и способов поведения, а также ценностных ориентаций, свойственных взрослым людям. Происходит своеобразная переориентация с детских норм и ценностей на нормы и ценности взрослых [17].
Стремясь удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую потребность и занять достойное место среди сверстников и взрослых, подросток невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своего поведения и деятельности, всматриваться в себя, сравнивать себя с взрослыми и ровесниками, взвешивать свои возможности, выискивать недостатки, задумываться над самоусовершенствованием [7].
1. ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Изучение самосознания подростков в историческом контексте
В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который впоследствии получил название – «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Л.С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, Э. Шпрангер, К. Хорни, З. Фрейд и другие.
В центре повышенного внимания психологии в период 30-40-х годов оказалось сознание и самосознание.
В российской культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно точно определить начало и конец этого периода [18].
Психология развития является одним из старейших разделов возрастной психологии. Психологи не сомневались в стадиальном характере развития человека и его самосознания, а также в том, что подростковый возраст занимает в этом процессе особо важное место. Главным образом спор шел о том, какие именно факторы (биологические, социальные или биографические), определяют содержание и характер его протекания [4].
П. Блос попытался решить проблему окончания подросткового возраста, он выделил 4
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
Исследование проведено на базе средней школы № 15 города Мозыря.
Для проведения исследования было отобрано 40 человек: 20 девушек и 20 юношей. Возраст респондентов варьируется от 13 до 15 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение работы сделаем обобщающие выводы:
1) Для развития самосознания в подростковом возрасте характерен ряд особенностей. Вот основные из них:
– усиливание стремления к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими;
– происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя извне, на субъективную, динамическую позицию изнутри;
– ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и к самому себе;
– сравнение себя со своими идеалами.
2) Для исследования уровня самосознания подростков были использованы следующие методики:
– «Методика изучения самооценки» (Т. Дембо – С. Рубинштейн);
– «Тест эгоцентрических ассоциаций»;
– «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (М. Кун и Т. Мак-Портленд).
3) Проведя эмпирическое исследование на выявление особенностей в развитии самосознания в подростковом возрасте, мной был сделан вывод, что уровень самосознания и его особенности в этом возрасте напрямую зависят от пола подростка. Если говорить о самооценке, то у девушек в подростковом возрасте она выражена наиболее ярко и является более высокой, чем у юношей этого же возраста. Так же для девушек-подростков характерен более высокий уровень эгоцентризма. Последняя методика «Тест двадцати утверждений на самоотношение», которая диагностирует образ «Я», показала, что для девушек наиболее значимыми категориями является их внешность, эмоциональная составляющая, в отличие от парней, для которых наиболее важными оказались моральные качества и неформальный статус личности.
1. Бернс, Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Бернс. – Самара: Издат. дом «Бахрах», 2003. – 65 с.
2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии / Л. И. Божович. – 1978. – № 4. – С. 27-32.
3. Васильева, З.И. Изучение особенностей старших школьников // Вопросы психологии. – №5, 1993. – 34-38с.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. – 1984. – 433 с.
5. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2006. – С. 282-296.
6. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
7. Кригер, Г. Н. Структура самосознания // Сибирская психология сегодня: Сборник науч. трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.
8. Курдюмова, Е.В. К вопросу о природе и структуре самосознания // Проблемы формирования и развития личности в современных условиях: Материалы 4 и 5 психологических чтений студентов / Сост. и науч. ред. проф. А.В. Иващенко, Е.В. Гурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – С. 16-17.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2011. – 352 с.
10. Лишин, О.В. Смысловой конструкт в личностном становлении подростков и юношей // Мир психологии. – 2002. – № 1. – С. 83-99.
11. Лэнг, Р. Расколотое «Я» // Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
12. Миллер, О.М. Проблема сознания и самосознания в практической психологии // Психология образования: Материалы психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой (г. Красноярск, 9 декабря 2003 г.). – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – С. 128-134.
13. Моросанова, В.М. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: ИП РАН, 2007. – 213 с.
14. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996. – 124с.
15. Столин, В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 284 с.
16. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. Дубровиной И.В. – М., 1987. – 230 с.
17. Хвостов, А.А. Психология морального самосознания личности: Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2001. – 130 с.
18. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / В кн.: Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 2008. – С. 316-366.
19. Шибутани, Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / Т. Я. Шибутани. – Самара: «Бахрах», 2003. – 297 с.