Мотивы и предпочтения студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивы и предпочтения студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Мотивы и предпочтения студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Сводная таблица диагностики
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения мотивов студентов и их предпочтений в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья
1.1 Сущность понятия «мотив» и виды мотивов оздоровления и поддержания здоровья
1.2 Стратегии оздоровления и поддержания здоровья у студентов
2 Эмпирическое исследование мотивов и предпочтений студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Результаты исследования мотивов и предпочтений студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья
2.3 Возможности формирования внутренних личностно значимых мотивов оздоровления и физической активности у студентов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Одной из центральных проблем в настоящее время является проблема сохранения здоровья молодежи. Формирование здорового образа жизни является важнейшей государственной задачей, что отражено в Кодексе Республики Беларусь об образовании [1], Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [2]. В Программе одной из задач воспитания является овладение молодыми людьми знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни [2]. Одной из базовых составляющих воспитания детей и учащейся молодежи является воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование. В этой связи актуальной проблемой является выявление мотивов и предпочтений студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья.
Студенческий возраст является активным периодом психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития, что позволяет рассматривать его как сензитивный период для развития новообразований необходимых для успешного развития. Изучение и предпочтений студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья – это выявление их реального уровня сформированности и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого студента. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования потребности в сохранении и поддержании здорового образа жизни у молодых людей. В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. Перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов. Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует повышения качества обучения, разработки новых педагогических и организационных основ, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и воспитание.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ СТУДЕНТОВ И ИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Сущность понятия «мотив» и виды мотивов оздоровления и поддержания здоровья
В современной науке существуют различные подходы к проблеме изучения мотивов. Е.П. Ильин рассматривает мотив - как осознанную потребность [3], А.Н. Леонтьев под мотивом понимает конкретный или отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность [4, с. 5]. Целесообразно соединить две точки зрения: без потребности не нужен объект удовлетворяющий потребность-цель, но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности.
Таким образом, мотив – это внутренне состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени, сформированное обоснование своего поступка.
Стержнем любой деятельности является потребностно - мотивационный компонент. Мотивация главный компонент успешного выполнения деятельности.
Е.П. Ильиным было описано две базовые группы мотивов деятельности.
Первая группа – мотивы, которые лежат в основе деятельности:
1) мотивы содержания деятельности: то есть человек хочет узнать новые знания, овладеть новыми умениями и навыками;
2) мотивы реализации процесса деятельности: человека привлекает непосредственно процесс деятельности получения новых знаний, умений и навыков.
Вторая группа – мотивы за пределами дея¬тельности:
1) широкие социальные мотивы: общественные мотивы необходимости выполнения деятельности;
2) узколичные мотивы: благополучия, престижа и т.д.;
3) отрицательные мотивы: мотивация избе¬гания неудач [3, с.312].
Разделение мотивов также проведено А.Н. Леонтьевым. Автором было описано две группы: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы проявляются в стремлении получать новые знания, приобретать навыки и умения. Социальные мотивы могут быть реализованы на разных уровнях, но их суть состоит в социальном характере деятельности (общественная значимость, долг, установление отношений и т.д.) [4, с. 16].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Методики и организация исследования
Цель исследования: выявить мотивы и предпочтения студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья.
Гипотеза исследования: доминирующими мотивами и предпочтениями студентов в выборе стратегий оздоровления и поддержания здоровья являются коммуникативные мотивы и мотивы улучшения состояния здоровья.
Описание выборочной совокупности: 30 студентов, 17 -20 лет.
Методики исследования:
1. Анкетная методика С.П. Колосовой.
Цель методики: направлена на выявление доминирующих мотивов к физической культуре.
Описание: методика включает в себя перечень из 10 мотивов занятия физической культурой. Эти мотивы следует проранжировать в порядке возрастания. То есть самому значимому мотиву присвоить первый ранг, а самому незначимому десятый ранг [14].
2. Методика диагностики мотивации к реализации двигательной активности Е.М. Ревенко [18].
Цель методики: оценка уровня выраженности мотивации к реализации двигательной активности. Анализ отдельных ответов на вопросы позволяет сделать вывод о доминирующих мотивах и предпочитаемых стратегиях двигательной активности.
Описание: методика содержит 30 вопросов с четырьмя вариантами ответов. По сумме баллов делается вывод об уровне мотивации к реализации двигательной активности: высокая мотивация – от 76 баллов и выше. Средняя – от 55 до 75 баллов. Низкая – от 54 баллов и ниже.
Описание организации исследования:
− Подобрать методы и методики в соответствии с целью и гипотезой исследования.
− Сформировать выборку испытуемых.
− Выявить предпочитаемые мотивы студентов в выборе стратегий оздоровления и подержания здоровья.
− Выявить предпочитаемые стратегии оздоровления и подержания здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотив – это внутренне состояние личности, которое определяет и направляет ее действия в каждый момент времени, сформированное обоснование своего поступка. Наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья, важны также подкрепляющие его мотивы: обеспечить потребность в движении; приобрести дополнительные знания, умения и навыки; улучшить работоспособность и двигательные качества; расширить свои физические возможности с целью улучшения качества жизни. Эти мотивы находятся на личностно-смысловом уровне, а также проявляются в определенном поведении: ответственное и бережное отношение к собственному здоровью, а также других людей, навыки выбирать определенную линию поведения, а также выполняемой деятельности. Это в свою очередь направлено на сохранение важности здоровья в качестве общечеловеческой ценности. При этом человек овладевает способностью к проведению адекватной оценки собственных достижений, которые направлены на сохранение, а также укрепление здоровья.
Сохранение, а также укрепление здоровья представляет собой интегрированный, сложный, динамический, последовательный процесс. При этом его содержательно наполненный аспект реализуется для увеличения показателей физического развития, а также развития психических ресурсов личности. При этом происходит исключение определенных форм поведения, которые могут оказывать выраженное отрицательное воздействие на состояние здоровья. Выделены следующие базовые стратегии оздоровления и поддержания здоровья у студентов: аэробная активность, выполнение упражнений на гибкость и на развитие силы мышц, высокоинтенсивные физические нагрузки, полноценный сон, рациональное питание, исключение вредных привычек и другие.
На основании результатов проведенного исследования было установлено, что наиболее часто студенты указывали в качестве ведущих мотивов оздоровления и физической активности следующие: улучшение состояния здоровья (27%), улучшение физической подготовленности (20%), общение со сверстниками (27%). У большинства студентов выражен средний уровень мотивации двигательной активности. Этот показатель является недостаточно высоким для регулярного поддержания оптимального уровня двигательной активности. Поскольку двигательная активность в данном случае регулируется не всегда внутренними мотивами, но и внешними мотивами одобрения, коммуникативными мотивами, мотивами долженствования.
1 Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп. по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 400 с.
2 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. [электронный ресурс]. – Режим доступа : adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf.
3 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб. : Издательство «Питер», 2010. – 512 с.
4 Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2016. – №2. – С.3-18.
5 Сырвачева, И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / Физическая культура, здоровье, проблемы, перспективы, технологии // Научно-практическая конференция ДВГУ. – Владивосток, 2003. – С. 23-28.
6 Куликов, В.М. Здоровый образ жизни: основные термины, понятия и определения / В.М. Куликов. – Гродно : ГГАУ, 2006. – 80 с.
7 Дрибинский, П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью / П.Л. Дрибинский // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 28-33.
8 Журавлева, И.В. Здоровье учащихся: со¬циологический анализ / И.В. Журавлева. – Минск : Изд-во БГПУ, 2011. – 240 с.
9 Бауэр, В.А. Воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом / В.А. Бауэр - М. : Альфа-пресс, 2008. – 42 с.
10 Пятков, В.В. Формирование мотивации и ценностного отношения студента к занятиям физической культурой / В.В. Пятков. – С. : Сургут, 2009. - 184 с.
11 Круцевич, Т.Ю. Отношение студентов к занятиям по физическому воспитанию в вузе / Т.Ю. Круцевич, О.Ю. Марченко // Физическое воспитание и спорт в системе образования как фактор физического и духовного оздоровления нации // Международная научно-практическая конференция. – Минск : БГУФК, 2009. - Ч. 2. - С. 150-153.
12 Конкина, М.А. Занятия физической культурой и спортом в структуре ценностных ориентаций среди студенческой молодежи / М.А. Конкина // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М. : Институт социологии РАН, Российское общество социологов. - 2008. - С. 3 – 10.
13 Стратегия формирования здорового образа жизни молодежи: опыт и перспективы развития : материалы международной научнопрактической конференции, г. Барнаул, 5–6 октября 2017 года / под науч. ред. Н.А. Матвеевой, Е.В. Четошниковой. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – 312 с.
14 Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов. – Минск : Тесей, 2013. – 126 с.
15 Якуш, Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания / Е.М. Якуш. – Минск : БГУФК, 2010. – 83 с.
16 Саскевич, А.П. Комплекс средств физической культуры, направленный на улучшение показателей физического развития и физической подготовленности детей / А.П. Саскевич, О.В. Хижевский // Весцi БДПУ. – 2017. – Серыя 1. – №4. – С. 22-28.
17 Третьякова, Н.В. Стратегические установки по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 159–164.
18 Ревенко, Е.М. Диагностика мотивации к реализации двигательной активности / Е.М. Ревенко. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/diagnostika-motivatsii-k-realizatsii-dvigatelnoi-aktivnosti.html.
19 Ревенко, Е.М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активности // Образование и наука. 2017. № 7. С. 157–174.
20 Абаскалова, Н.П. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 5–24.
21 Ревенко, Е.М. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления : монография / Е.М. Ревенко, В.А. Сальников. – Омск : СибАДИ, 2014. – 392 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Сводная таблица диагностики
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты