Оплата труда как фактор удовлетворенности работой сотрудников организации
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оплата труда как фактор удовлетворенности работой сотрудников организации»
по дисциплине: «Организационная психология»
2022
45.00 BYN
Оплата труда как фактор удовлетворенности работой сотрудников организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организационная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
1.1 Понятие «удовлетворенность работой», подходы к его изучению в советской и западной психологии
1.2 Социальные и психологические факторы удовлетворенности работой
1.3 Оплата труда как фактор удовлетворенности работой
1.4 Особенности профессиональной деятельности менеджеров по продажам
1.5 Анализ эмпирических исследований удовлетворённости работой в психологии
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования удовлетворенности работой
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных организациях остро встает вопрос об удовлетворённости работой, которая выступает ценным источником повышения эффективности деятельности персонала. В связи с этим коммерческие и государственные организации заинтересованы в повышении уровня удовлетворенности профессиональной деятельности сотрудников. Высокая удовлетворенность работой характеризуется преобладанием позитивного, конструктивного отношения к работе со стороны сотрудников, которое проявляется в исполнительности, высокой степени ответственности за выполняемую работу, инициативности и стремлении сделать ее как можно лучше. Неудовлетворенность работой проявляется в низких результатах труда, высокой текучести персонала, его нестабильности, снижении трудовой активности. Потому особенно важно осуществлять мониторинг удовлетворённости работой в современных организациях.
Особый научный интерес представляет изучение удовлетворённости работой у менеджеров по продажам. Это связано с тем, что менеджеры - ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и решающие управленческие задачи, которые направлены на достижение целей компании. Следовательно, эти работники обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения, несут ответственность за результаты своей деятельности, устанавливают взаимодействие с внешней средой организации и т.д.
На удовлетворенность трудом влияют различные факторы – экономические, социальные, личностные. Экономический фактор удовлетворённости трудом включает в себя всё, что касается оплаты труда: своевременность и регулярность выплаты заработной платы, её уровень, наличие индексации, а также наличие всех дополнительных выплат.
Феномен удовлетворенности работой изучали такие ученые, как: Е.В. Гелясина, Н.В. Маковская, С.Е. Малинина, О.Н. Нуртдинова, Д.Е. Попова, Л.В. Финькевич, Г.А. Фофанова, Ф. Р. Хагур и др.
Факторы удовлетворенности трудом изучали Д. И. Аппакова, С.Р. Сербиева, Е.В. Тарасенко, Н.А. Дмитриева, Н.С. Носова, Е. А. Подолян, Д.Н. Рачевский, И.И. Рифицкая и др.
Цель исследования: изучить оплату труда как фактор удовлетворенности работой сотрудников организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «удовлетворенность работой», подходы к его изучению в советской и западной психологии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ
1.1 Понятие «удовлетворенность работой», подходы к его изучению в советской и западной психологии
В психологической науке существуют различные подходы к понятию удовлетворенности работой. В советской психологии можно выделить два подхода к понятию удовлетворенности работой. В рамках первого данное понятие рассматривается как субъективная оценка степени удовлетворения потребностей, который специалист хочет удовлетворить в труде (Т.А. Китвель, В.А. Ядов, А.А. Киссель и др.). Во втором подходе удовлетворенность работой – это показатель соответствия социального запроса и возможностей работника (Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравомыслов и др.).
Исследованием проблемы взаимосвязи удовлетворенности трудом и его эффективностью занимались такие исследователи, как В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, К. М. Гуревич, В. П. Горяинов, Е. М. Иванова, А. А. Кисель, Н. Л. Волошинов и др.
Советский ученый В.А. Ядов полагал, что «удовлетворенность работой есть относительное насыщение потребностей, связанных с трудовой деятельностью. Это состояние реализации соответствующих интересов» [38, с. 11]. Похожее мнение высказывал А.Г. Здравомыслов, который утверждал, что «предъявляемые к нему требования и предоставляемые ему возможности отвечают его потребностям и соответствуют его ориентациям, социальным установкам, направленности интересов» [39, с. 12]. Так, удовлетворенности работой неразрывно связано с диспозиционной системой личности и общественно значимыми интересами работника.
С позиций Ф.Н. Ильясова, в нее входят: удовлетворенность социальным статусом, удовлетворенность производственной ситуацией, удовлетворенность функциональным содержанием труда [14]. По мнению Н.Н. Обозова, удовлетворенность трудом рассматривается как «показатель благополучия или неблагополучия положения личности в группе. К структурным элементам удовлетворенности относятся: оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями и организацией труда и т.д.» [26, с. 232].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА КАК ФАКТОРА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления удовлетворенности работой у сотрудников организации нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение удовлетворенности работой у сотрудников организации с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База и выборка исследования: 30 сотрудников торговой организации в возрасте 25-35 лет. Выборку составили менеджеры по продажам, из них 15 высокооплачиваемых менеджеров по продажам и 15 низкооплачиваемых менеджеров по продажам.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне удовлетворённости трудом у высокооплачиваемых менеджеров по продажам и низкооплачиваемых менеджеров по продажам.
Методики исследования:
1. Опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А.В. Батаршев) [15].
Цель: выявление составляющей удовлетворенности своим трудом.
Удовлетворенность трудом включает следующие составляющие:
- интерес к работе – максимальный балл равен 6;
- удовлетворенность достижениями в работе – максимальный балл равен 4;
- удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками – максимальный балл равен 6;
- удовлетворенность взаимоотношениями с руководством – максимальный балл равен 6;
- уровень притязаний в профессиональной деятельности – максимальный балл равен 4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что удовлетворённость собой рассматривается как субъективная оценка степени удовлетворения потребностей, который специалист хочет удовлетворить в труде, а также показатель соответствия социального запроса и возможностей работника. Удовлетворенность работой – это то индивидуальная оценка человека к различным аспектам собственной трудовой деятельности, важный показатель адаптации сотрудника к конкретной компании.
Существует большое количество факторов, влияющих на удовлетворенность трудом персонала: внешних (заработная плата, характер трудовой деятельности, отношения с коллективом и руководством, стиль руководства, возможности карьерного роста и самореализации) и внутренних (затраченные усилия, восприятие рабочей ситуации, полученные результаты), индивидуальные характеристики, личностные особенности, (уровень притязаний, интерес к работе, стремление к карьерному росту, мотивационные потребности).
Важным фактором удовлетворенности работой может выступать оплата труда. Заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рационально использовать рабочую силу, что приводит к высокой результативности труда и ее удовлетворенности. Существует прямая связь между размером заработной платы и уровнем удовлетворенности трудом, а также уровнем трудовой активности. Уровень общей удовлетворенности трудом в значительной степени определяется удовлетворенностью заработной платой.
Профессиональная деятельность менеджеров характеризуется необходимостью оказывать непосредственное воздействие на других людей, интенсивным общением с клиентами, высокой ответственностью, недостатком информации, дефицитом времени, напряженными ситуациями, необходимостью принимать важные решения.
В современных исследованиях изучается уровень удовлетворённости трудом, его факторы, а также последствия для сотрудников и организации. Показано, что часто низкая удовлетворённость фиксируется по таким характеристикам, как состояние оборудования и техники; оплата труда, система поощрений и наказаний. Удовлетворённость трудом связана с профессиональной мотивацией, возрастом работников. У молодых служащих внутренняя мотивация связана с повышенным интересом к работе, с определенными профессиональными притязаниями. Сотрудники с опытом работы на первый план ставят удовлетворенность условиями труда.
1. Аппакова, Д. И. Факторы, влияющие на удовлетворенности персонала работой в организации / Д. И. Аппакова // Акселерация инноваций - институты и технологии. – Уфа: ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», 2020. – С. 210-214.
2. Аргайл, М. Психология счастья / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
3. Бельчик, Т.А. Удовлетворенность различными аспектами трудовой деятельности как фактор роста производительности труда / Т.А. Бельчик // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8. – С. С. 1430-1433.
4. Бессокирная, Г.П. Динамика ценности и мотивов труда рабочих (2003-2007 гг.) / Г.П. Бессокирная // Социологические исследования. – 2010. - № 2. – С. 56-63.
5. Бессокирная, Г.П. Мотивация труда: опыт и методики исследований в России (1990-2010-е годы) -2007 гг.) / Г.П. Бессокирная // Социологические исследования. – 2016. - № 2. – С. 29-38.
6. Бондаренко, Е.А. Влияние копинг-стратегий поведения на жизнестойкость менеджеров / Е.А. Бондаренко // Будущее науки. – 2020. – Т. 1. – С. 70-73.
7. Варфооломеева, Т.П. Социально-психологические аспекты изучения профессий системы «Человек-человек» / Т.П. Варфоломеева // Самарский научный вестник. - 2013. - № 4. – С. 49-53.
8. Варыханова, К.В. Удовлетворенность трудом в зависимости от мотивации профессиональной деятельности работников в условиях современного производства / К.В. Варыханова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. - № 2. – С. 11-15.
9. Галимова, А. Ш. Заработная плата как фактор мотивации к труду / А. Ш. Галимова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2015. – № 2. – С. 1-7.
10. Голянич, В.М. Психологические предикторы профессиональной компетентности менеджеров по продажам / В.М. Голянич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018 - № 9. – С. 325-330.
11. Долженко, Р. А. Удовлетворённость трудом работников офисов продаж коммерческого банка: опыт исследования и управления / Р. А. Долженко // Труд и социальные отношения. – 2014. – Т. 25. – № 10. – С. 66-77.
12. Зенина, С.Р. Личностные детерминанты эффективности профессиональной деятельности менеджеров страховой компании / С.Р. Зенина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12. – С. 40-44.
13. Ильина, К. В. Мотивация труда персонала на предприятии / К. В. Ильина, В. А. Кудрявцева // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 341-345.
14. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psi-test.ru/pub/job_sat/1-2.html.
15. Интегральная удовлетворенность трудом // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М., 2002. – C. 470-473.
16. Кора, Н.А. Специфика профессиональной деятельности менеджеров по продажам / Н.А. Кора //Вестник Амурского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 113-118.
17. Коробова, О. О. Теоретико-прикладные аспекты изучения удовлетворенности трудом персонала в организации / О. О. Коробова, И. И. Яковлева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 668-672.
18. Краюшкна, Н.А. Соотношение социально-психологической адаптации и копинг-стратегий менеджеров / Н.А. Краюшкина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2017. – № 3. – С. 123-131.
19. Лысова, Е. А. Анализ подходов к понятию удовлетворенности трудом / Е. А. Лысова // Бюллетень науки и практики. – 2017. – № 12. – С. 558-563.
20. Малинина, С. Е. Удовлетворенность трудом в коллективе как фактор повышения производительности труда / С. Е. Малинина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 60-62.
21. Маркова А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1996. – 308 с.
22. Мельничук, А.С. Особенности психологической саморегуляции деятельности у менеджеров активных продаж / А.С. Мельничук // Акмеология. – 2016. - № 2. – С. 40-49
23. Методика «Удовлетворенность работой» (В.А. Розанова) // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – СПб., 2003. – С.181-184.
24. Мостовая, И.В. Динамика удовлетворенности работой в ситуации организационных изменений / И.В. Мостовая // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2007. – № 6. – С. 1-5.
25. Носов, А. Д. Мотивация персонала / А. Д. Носов // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 158-163.
26. Нуртдинова, О. Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью педагогов как психологический феномен / О. Н. Нуртдинова // Актуальные проблемы психологии в образовании. – Мурманск, 2016. – С. 225-229.
27. Пономарева, О. Я. Удовлетворенность трудом как показатель качества человеческого капитала организации в условиях цифровизации / О. Пономарева, О. Ю. Никитина // Международная конференция по цифровизации. – Екатеринбург, 2019. – С. 67-74.
28. Попова, Д. Е. Сущность и содержание понятия «удовлетворенность трудом» / Д. Е. Попова // Устойчивое развитие социально-экономической системы РФ. – 2019. – С. 98-101.
29. Самсонова Л.Г. Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом персонала // Студенческая наука XXI века: материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 355-356.
30. Сергин, А.А. Развитие профессиональной компетентности менеджера по продажам / А.А. Сергин // Молодой ученый. – 2019. – № 48. – С. 156-158.
31. Стукалова, В. В. Проблемы исследования удовлетворенности трудом персонала / В. В. Стукалова // Динамка развития современной науки. – Иркутск, 2017. – С. 18-22.
32. Типы менеджеров по продажам и их отличия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://i-markt.ru/about/stati/kakie-byvayut-menedzhery-po-prodazham-i-v-chem-ikh-otlichiya/.
33. Ульянова, О.А. Психологические особенности продавцов-консультантов сетевого маркетинга // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2013. – № 1 (13). – С. 27-41.
34. Федулова, Е. А. Изучение проблемы удовлетворенности трудом / Е. А. Федулова // Социально-педагогическая деятельность в социуме : теория, практика, перспективы : сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2014. – Ч. 1. – С. 86-90.
35. Хавыло, А. Удовлетворенность трудом в системе мотивации персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psycho.ru/library/3195.
36. Цыпленкова, М. В. Основы менеджмента : учебное пособие / М. В. Цыпленкова [и др]. – М. : Изд. дом Акад. естествознания, 2013. – 129 с.
37. Чернявский, А.А. Эффективные менеджеры по продажам: психологические особенности / А.А. Чернявский // Вестник ЗабГУ. – 2009. – № 4. – С. 84-88.
38. Ядов, В.А. Человек и его работа в СССР и после: учеб. пособие для вузов / В.А. Ядов. - М.: Академия, 2003. - 306 с.
39. Яндаева, В. О. Факторы удовлетворенности трудом / В. О. Яндаева // Профессионализм и творчество : материалы научной конференции. – Магнитогорск, 2018. – С. 206-210.
40. Ясько, Б.А. К проблеме взаимосвязи удовлетворенности трудом и профессиональной мотивации субъекта государственной гражданской службы / Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. - № 2. – С. 76-80.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты