Индивидуальная предпринимательская деятельность в Республики Беларусь: особенности правового регулирования
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальная предпринимательская деятельность в Республики Беларусь: особенности правового регулирования»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2022
45.00 BYN
Индивидуальная предпринимательская деятельность в Республики Беларусь: особенности правового регулирования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВВАЯ ПРИРОДА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМЕТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности. Отличие предпринимательской деятельности от иной хозяйственной деятельности
1.2 Место индивидуальной предпринимательской деятельности в структуре предпринимательской деятельности без образования юридического лица
1.3 Место индивидуальной предпринимательской деятельности в структуре института малого и среднего предпринимательства
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ
2.1 Государственная политика регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
2.2 Анализ развития предпринимательства в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ
3.1 Основные проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Совершенствование государственной политики в сфере предпринимательской деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
По опыту экономических развитых стран устойчивое развитие социально-экономического развития зависит напрямую от активности малого и среднего бизнеса. Это достаточно подвижной сектор экономики, который легко приспособляется к часто изменяющимся условиям рынка, так что развитие малых и средних предприятий является базой для устойчивого экономического развития. Беларусь в этом плане не исключена, а вопросы роста экономики и обеспечения ее источников в настоящее время актуальны, как и раньше. Развитие индивидуальных, малых и средних предприятий в стране – одна из приоритетных направлений экономики нашей страны.
Экономика Республики Беларусь представляет собой предпринимательскую сферу. Это начало активно развиваться с начала 90-х годов и это способствовало насыщенности внутренних рынков товаров и услуг, расширению экспортных потенциалов страны и росту экономического потенциала. Предпринимательство стало основой для дополнительных доходов бюджета страны. На основе этого сектора была развиваться конкуренция и формируются рыночные связи.
Тема проблем развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на сегодняшний день весьма актуальна, так как в данный период рыночной экономики особенное значение получает становление малого предпринимательства.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. субъекты предпринимательской деятельности обеспечивают государству получение прибыли от внешней торговли, а население обеспечивают как продукцией, так и рабочими местами.
Цель курсовой работы заключается в исследовании развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- осуществить анализ понятия и видов предпринимательской деятельности, выявить отличие предпринимательской деятельности от иной хозяйственной деятельности;
- определить место индивидуальной предпринимательской деятельности в структуре предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- определить место индивидуальной предпринимательской деятельности в структуре института малого и среднего предпринимательства;
- изучить государственную политику регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ПРАВОВВАЯ ПРИРОДА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМЕТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды предпринимательской деятельности. Отличие предпринимательской деятельности от иной хозяйственной деятельности
Ключевое понятие в коммерческих исследованиях – понятие «экономическое предпринимательство». При этом правовые нормы экономики и правовой литературы используются такими терминами, как «хозяйственное дело», «предпринимательское дело», «коммерческое дело», «коммерческое дело». Термин «деятельность» объединяет все этих понятий и значит особый способ взаимодействия человека с внешним миром, который состоит в преобразовании мира внешнего и соблюдении его целей человека.
В частности, хозяйственная деятельность представляет собой деятельность хозяйствующего субъекта физического лица и организации, имеющих юридическое положение, пополнить запасы материальных ресурсов и обеспечить возможное удовлетворение потребностей, определяемых в соответствии со своими назначениями. Цель хозяйственной деятельности – это важно заметить, что подобные материальные благие товары и услуги применяются не для своего потребления, но и для продвижения другим людям.
Основной вид хозяйственной деятельности – предпринимательская деятельность, под которой понимается самостоятельная деятельность субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц), осуществляемая ими на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1, с. 28].
Предпринимательская и хозяйственная деятельность ‒ это перекрещивающиеся понятия. Но не всякая хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской.
Для того, чтобы та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской, необходимы и достаточны следующие признаки: лицо должно принимать участие в гражданском обороте и выступать от своего имени; самостоятельный характер деятельности; предпринимательский риск; самостоятельная имущественная ответственность; и основное – цель деятельности – систематическое получение прибыли.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ
2.1 Государственная политика регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
Стабильное и эффективное функционирование предпринимательства требует наличие соответствующей поддержки со стороны государства. Для его осуществления на данный момент принято несколько нормативно-правовых актов. Так, основу нормативно-правового регулирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь составляют:
- Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;
- Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2021–2025 годы;
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 743 от 17.10.2018 г.;
- Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 года № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.
Цель стратегии – формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения. В результате реализации стратегии при согласованных действиях органов государственной власти и бизнеса планируется довести долю субъектов малoго и среднего предпринимательства в общем объеме валовой дoбавленной стоимости к 2030
году до 50 процентов [11, с. 27].
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ
3.1 Основные проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Развитие предпринимательской деятельности в Беларуси на фоне формирования рынка может оказать решение множества задач: создание конкуренции, новые рабочие места, предоставление региональным рынкам потребительских товаров и т.д.
Прежде всего, необходимо отметить, что государственное регулирование развития малого предпринимательства возвело много административных барьеров в его функционировании:
‒ жесткий контроль за текущей предпринимательской деятельностью;
‒ несовершенство действующей финансово-кредитной системы и системы налогообложения субъектов хозяйствования, в том числе малых предприятий (характеризуется большим количеством видов налогов, платежей);
‒ недостаток собственных средств, необходимых для предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам.
Исходя из данной ситуации следует то, что необходимо менять подходы развития малого предпринимательства [17, с. 127].
Начинающие предприниматели и субъекты МСП сталкиваются с вызовами и барьерами, которые препятствуют их вхождению в бизнес, росту и развитию, в следующих областях, определяющих предпринимательскую активность:
1) в части бизнес-среды:
- высокие экономические и персональные риски предпринимателей в связи с значительным количеством оснований для привлечения экономических субъектов к уголовной и административной ответственности при существенной несоразмерности наказания совершенным экономическим преступлениям и при превалировании обвинительно-репрессивного характера упредительных мер по предотвращению нарушений;
- значительные риски безосновательного вмешательства должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования при излишнем количестве административных процедур, технических (поверочных) мероприятий, проверок по анонимным сообщениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной экономической деятельностью выступает предпринимательство, которое является самостоятельной деятельностью юридического и гражданского лица, осуществляемой ими на их основании, на риске и под их имущественной ответственностью, и направленной на систематическое выручку.
Под хозяйственной деятельностью следует понимать деятельность физических лиц и организаций со статусом юридического лица по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначена для реализации другим лицам.
Основным видом хозяйственной деятельности является предпринимательская деятельность.
1. Различают следующие формы предпринимательской деятельности:
- без образования юридического лица (то есть в качестве индивидуального предпринимателя);
- с образованием юридического лица.
Предпринимательство без образования юридического лица может осуществляться только в форме индивидуальной предпринимательской деятельности.
По данным статистической отчетности Республики Беларусь за 2015–2019 годы увеличивается количество предпринимательских организаций. Так, в 2019 году их число увеличилось на 3336 единиц по сравнению с 2015 годом. Из них микро и малых организаций стало больше на 3495 ед. а малых стало меньше на 610 ед., наибольшими темпами увеличилось количество микроорганизаций – 4099 ед. или 4,4%, число средних организаций сократилось на 159 ед.
Средняя численность работников в 2019 году по сравнении с 2015 годом увеличилась на 56,8 тыс. чел., при этом численность работников средних организаций сократилась на 10,9 тыс. чел.
Номинальная начисленная заработная плата работников малого и среднего предпринимательства в 2019 году составила 1078,1 рублей, что больше, чем в 2015 году на 432,9 рубля или на 67,1%.
Выручка от реализации увеличивается на протяжении 2015–2019 гг. Общее увеличение выручки составило 60200,0 млн. руб., где 48183,7 млн. руб. приходится на микро- и малые организации.
За последние годы Беларусь сделала большой путь на пути формирования мощного предпринимательского сектора. Данный вопрос вышел на государственный уровень, налажен стабильный диалог между бизнес-сообществом и правительством.
1. Годунин, О. Р. Хозяйственное право: учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей / О. Р. Годунов. – Минск : БГУ, 2016. – 114 с.
2. Краткий конспект лекций по хозяйственному праву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkmog.by/docs/logist/konsprct_xoz.pdf.
3. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
6. Об изменении законов по вопросам налогообложения [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
7. О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр. 2016 г., № 149 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
8. Синьков, Б. Б. Хозяйственное право : курс лекций для магистрантов / Б. Б. Синьков. – Минск : БНТУ, 2017. – 163 с.
9. О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 1 июл. 2010 г., № 148-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
10. О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки : Указ Президента Респ. Беларусь, 23 мар. 2016 г., № 106 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
11. Макроэкономика : учебник / под ред. Л.Г. Чередниченко, А.З. Селезнева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 385 с.
12. Макроэкономика: учеб. / [А.В. Аносов и др.]; под ред С.Ф. Серегиной; Высшая школа экономики, Нац. исслед. ун-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018.
13. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь, 2020. –Статистический сборник.
14. Мальгина, И. В. Развитие малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь: основные тенденции / И. В. Мальгина // Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход. – 2020. – С. 365–370.
15. Мойсеенок, О. В. Государственная поддержка развития предпринимательства в Республике Беларусь: региональный аспект / О. В. Мойсеенок //Вести Института предпринимательской деятельности. – 2019. – №. 2. – С. 31–40.
16. Арашкевич, О. В. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь / О. В. Арашкевич // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2020. – №. 6. – С. 24–28.
17. Кулаков, В. Н. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь / В. Н. Кулаков // Проблемы экономики. – 2019. – №1 (28). – С. 122–132.
18. Шоканова, Д. Ч. Развитие института предпринимательства в Республике Беларусь / Д. Ч. Шоканова // Подольский научный вестник. – 2017. – №. 2. – С. 107–109.
19. Совет по развитию предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ced.by/ru/news-by-tags/~shownews/2020-08-28-predlozhenia-msp-2021–2025.
20. Шлег, Д. Ю. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / Д. Ю. Шлег // Механизмы развития предпринимательства в современных условиях. – 2018. – С. 533–539.
21. О государственной̆ программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rce.by/news/news07-1020.php.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты