Методы социальной работы с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы социальной работы с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2022
45.00 BYN
Методы социальной работы с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Организация: Малоритский районный социально-педагогический центр, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ПРИЗНАННЫМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Понятие и основные виды семей, признанными находящимися в социально опасном положении
1.2 Влияние неблагополучных семей на развитие и воспитание несовершеннолетних
1.3 Формы и методы работы социально-педагогических центров с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ, ПРИЗНАННЫХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Методика и процедура изучения особенностей семей, признанных находящимися в социально опасном положении)
2.2 Анализ результатов исследования особенностей семей, признанных находящимися в социально опасном положении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что семья как ячейка общества испытывает значительные трудности, связанные с усилением расслоения семей по уровню дохода, с ростом числа разводов, внебрачных семей, разрушением традиционной структуры семьи, изменением старых общепринятых норм поведения, взаимоотношений между родителями и детьми, изменениями установок на воспитание детей. Растет количество семей, признанными находящимися в социально опасном положении, семей «группы риска», темпы роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, увеличиваются. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. Всего на 31.12.2021 в Беларуси насчитывается более 34 тыс. детей-сирот; более 24 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении [22]. По состоянию на 1 октября 2021 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии. По информации ОВД органами опеки и попечительства 718 несовершеннолетних признано находящимися в социально опасном положении.
Функционирование семьи как социального института обусловлено степенью нахождения равновесия с окружающей средой. Любое нарушение этого равновесия, вызванное обстоятельствами социальной среды, порождает необходимость изменений в построении и жизненных функциях семьи. В случае невозможности самостоятельной реализации собственных функций, возникает необходимость в помощи со стороны специалистов. Такую помощь может оказать педагог социальный. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы взаимодействие педагога социального с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ПРИЗНАННЫМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Понятие и основные виды семей, признанными находящимися в социально опасном положении
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [24,с. 45].
Термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется другой термин «неблагополучная семья».По значению они равносильны.
В ситуацию социально-экономического и психолого-педагогического риска попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом зоне риска, могут быть как благополучные, так и неблагополучные семьи, характеризующиеся стилем, формами и содержанием семейного воспитания, которое позитивно или негативно влияет на развитие и поведение ребенка.
Асоциальная семья, находящаяся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, может принести ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии.
В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль над детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [2, с. 27].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ, ПРИЗНАННЫХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Методика и процедура изучения особенностей семей, признанных находящимися в социально опасном положении
Цель деятельности ГУО «Малоритский районный социально-педагогический центр»: обеспечение социальной адаптации, оказание социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи [4].
Задачи ГУО «Малоритский районный социально-педагогический центр»:
- обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;
- организация индивидуально ориентированной, социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите;
- оказание социально-педагогической, психологической и помощи жертвам торговли людьми в возрасте от 3 до 15 лет;
- профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений, формирование и коррекция родительской ответственности [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Семья, находящаяся в социально опасном положении (неблагополучная семья) – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении: семьи группы социально-экономического и психолого-педагогического риска, семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками, семьи, практикующие жестокое обращение с детьми; семьи, находящиеся в социально опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты; семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни; асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей.
2. Роль неблагополучных семей несет отрицательный характер. Сложность в общении с детьми в таких семьях усугубляет общую эмоциональную обстановку и делает жизнь ребенка сложной, вызывая большое количество проблем. Родители часто заняты и не уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться на абсолютно другом уровне. Взрослые не всегда различают, что нужно разрешать, а что запрещать. Все это создает очень сложную ситуацию и негативно влияет как на детей, так и на взрослых. Увеличение количества неблагополучных семей, случаев проявления агрессии и девиации среди детей, все это говорит о том, что нужно принимать серьезные меры по устранению этой участившейся проблемы.
1. Аббасова, А. А. Роль социального педагога в работе с неблагополучной семьей / А. А. Аббасова // Известия Саратовского университета. – 2009. – № 2. – с. 81-86.
2. Алмазов, Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
3. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю. В. Василькова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
4. Государственное учреждение образования «Малоритский районный социально-педагогический центр» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://rspc.malorita.edu.by/.
5. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н. Ф. Девицина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 287 с.
6. Дубинин, С. Н. Социально-психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков / С. Н. Дубинин // Вестник Самарского гос. ун-та. – 2008. – № 2. – с. 51-56.
7. Истратова, О. Н. Семейное неблагополучие как социально-психологическая проблема / О. Н. Истратова // Известия ЮФУ. – 2013. – № 10. – с. 115-119.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1989. – 256 с.
9. Курбанова, С. В. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22. 00. 04 / С. В. Курбанова. – Москва, 2006. – 18 с.
10. Макаренкова, И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) / И. В. Макаренкова, А. В. Мисько – М. , 2004. – 43 с.
11. Миннегалиев, М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М. М. Миннегалиев // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – с. 122-129.
12. Митичева, Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – с. 739-742.
13. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.
14. Орел, В. И. Здоровье дезадаптированных детей и сути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях / В. И. Орел, В. М. Середа // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 1. – с. 23-27.
15. Поповичева, Л. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи / Л. И. Поповичева, М. Д. Масанова // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – с. 398-401.
16. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних / Отв. ред. Г. М. Иващенко. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2002. – 94 с.
17. Раттер, М. Помощь трудным детям: пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 422 с.
18. Рашитова, Л. С. Социально-психологические особенностей семей дезадаптированных подростков // Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов VI-ой Междунар. научн. конференции / Под ред. О. А. Карабановой. – М.: 2015. – с. 770-773.
19. Смагина, Л.Азы семейной педагогики / Л. Смагина // Пралеска: Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. - 2006. - N 11. - с. 57 - 64.
20. Смирнова-Ярская Е. Р. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / Е. Р. Смирнова-Ярская. – М., 2015. – 100 с.
21. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –416 с.
22. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_41019/.
23. Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И. А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
24. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 271 с.
25. Чечет. В.В. Педагогика семьи: учеб. пособие // В.В.Чечет. – Минск: БГПУ, 2015.
26. Шогенов, М. З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19. 00. 05 / М. З. Шогенов. – Ульяновск, 2003. – 19 с.
27. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т. И. Шульга. – М.: Дрофа, 2007. – 254 с.
28. Шунк, Е. П. Реабилитационный досуг для детей группы риска / Е. П. Шунк // Труды молодых ученых. – 2016. – № 1. – с. 90-95.
29. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. – 3-е изд. – Москва: Дашков и К°, 2015. – 751 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест «Стратегия семейного воспитания» Н.М. Рухленко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты