Правовой институт профилактических мер воздействия
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовой институт профилактических мер воздействия»
по дисциплине: «Административная деятельность органов внутренних дел»
2022
45.00 BYN
Правовой институт профилактических мер воздействия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административная деятельность органов внутренних дел
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
2 ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
3 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [1].
КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.
В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений.
Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.
С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения [2].
Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.
Данный институт вводится с целью усиления профилактической составляющей административной ответственности, сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка, в административно-деликтное законодательство.
Данный институт был включен в раздел III проекта КоАП главу 6 "Профилактические меры административного воздействия“.
1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ученые говорят, что истоки зарождения на территории современной Беларуси административного права (то есть правил, определяющих взаимоотношения граждан и государства) находятся примерно в XVI веке. С каждым новым витком развития и становления государственности появлялись все новые нюансы взаимоотношения граждан и государства. Менялась страна, менялись законы [3,с.14].
Эффективная стратегия управления государством обусловлена созданием действенного механизма государственной политики, соответствующего конституционным основам и долгосрочным целям устойчивого развития.
Инструментальные механизмы формирования и реализации государственной политики позволяют определять приоритетные направления развития государства и общества, влиять на принятие государственно важных решений, осуществлять мониторинг социально-политической ситуации в стране, а также контроль за реализацией государственной политики, оценку результативности принятых решений [4, с.45].
Проблемы формирования и реализации административно-деликтной политики и ее основы – административной деликтологии – стали предметом научных дискуссий среди зарубежных ученых, в частности, исследовались в работах А. П. Шергина, Е. В. Додина, В. Е. Севрюгина, Ю. Н. Старилова и др.
Традиционно правовая политика исследуется преимущественно с позиции общей теории государства и права. Как отмечает М. Н. Марченко, это «является вполне понятным и оправданным, поскольку речь идет о правовом явлении и, соответственно, «правовой политике» как юридической категории.
Однако такой подход не дает и не может дать полного представления об исследуемом явлении.
Ведь правовая политика, как бы она ни понималась и ни представлялась, будучи по своей природе и характеру продуктом преимущественно государственной деятельности, формируется и осуществляется не только в сугубо государственной (точнее – государственно-правовой), но и в «негосударственной», в широком смысле, социальной среде» [5, с.92].
2 ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
Профилактические меры воздействия, их перечень содержится в Глава 5 «Профилактические меры воздействия» КоАП.
Согласно ст. 5.1. КоАП
К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:
1) устное замечание;
2) предупреждение;
3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних) [8].
Данные профилактические меры воздействия применяются в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Рассмотрим подробно данные меры.
Устное замечание заключается в разъяснении физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны.
Также к профилактическим мерам воздействия относится предупреждение.
Предупреждение состоит в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения.
Немаловажное значению имеют также такие профилактические мерам воздействия как меры воспитательного воздействия.
3 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ
Одна из наиболее существенных новаций КоАП – институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. В их числе устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.
Эти меры будут применяться в рамках института освобождения от административной ответственности.
Их ключевая особенность – отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию.
В рамках институализации профилактической составляющей административно-деликтного законодательства существенно переработаны положения об административном правонарушении.
Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий [19].
Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения.
От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.
При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться.
Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникает возможность применения к правонарушителям профилактических мер административного воздействия, например, устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним.
Это позволит сотруднику ОВД не только пресечь совершаемое правонарушение, но даст возможность правонарушителю осознать общественную вредность совершенного им деяния.
Полагаем, что принятые КоАП и ПиКоАП создали принципиально новую законодательную основу и позволят усовершенствовать правоприменительную практику государственных органов и организаций при привлечении к административной ответственности в достижении провозглашенных ее целей, задач и принципов.
К профилактическим меры воздействия относятся: устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Таким образом, кардинально расширена сфера применения профилактических мер в качестве альтернативы административному взысканию.
В КоАП введено новое правило, допускающее наложение штрафа в размере, меньшем нижнего предела, предусмотренного санкцией нормы об ответственности.
В качестве мер воспитательного воздействия определены: разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинение потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга.
Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего.
1. На Правовом форуме проводится обсуждение проекта КоАП/ Url: https://normativka.by/lib/news/41487.
2. Проект Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Url: http://house.gov.by/ru/zakony2-ru/view/kodeks-respubliki-belarus-ob-administrativnyx-pravonarushenijax-980/.
3. Константинов, П. Ю. Административно-деликтная политика как одно из направлений административной реформы в Российской Федерации / П. Ю. Константинов, А. К. Соловьева, А. П. Стуканов // Изв. высш. учеб. заведений. Правоведение. – 2007. – № 1 (270). – С. 5–20.
4. Рудковский, В. А. Принципы правовой политики: понятие и содержание / В. А. Рудковский // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. – 2016. – № 6 (113). – С. 11–14.
5. Марченко, М. Н. Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации / М. Н. Марченко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. – 2013. – № 5. – С. 26–37.
6. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 772 с.
7. Шергин, А. П. Проблемы административно-деликтного права / А. П. Шергин // Государство и право. – 1994. – № 8–9. – С. 52–65.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6 янв. 2021 г., № 91-З : принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2020 г. // ЭТАЛОН. ONLINE. – Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=hk2100091.
9. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6 янв. 2021 г., № 92-З : принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2020 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=HK2100092&p1=1&p5=0.
10. Шергин, А. П. Нужна теория административной деликтолизации / А. П. Шергин // Право и государство: теория и практика. – 2005. – № 1. – С. 41–45.
11. Трофимов, В. В. Научная обоснованность правовой политики как фактор минимизации рисков в динамической структуре права / В. В. Трофимов // Юрид. техника. – 2019. – № 13. – С. 368–377.
12. Ладутько, В. К. Административно-деликтная политика Республики Беларусь: тенденции, достижения, повышение эффективности реализации / В. К. Ладутько // Вес. Нац. акад. навук Беларусi. Сер. гуманiтар. навук. – 2022. – Т. 67, № 1. – С. 110–117.
13. Гракович О.И. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел // Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Курс лекций. – Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 1995. – С. 213 – 238.
14. Грядовкин А.К., Круглов В.А. Административно-предупредительные меры в деятельности ОВД // Совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сб. ст. преподавателей, адъюнктов и соискателей / Под ред. В.А. Круглова. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1997. – С. 20 – 25.
15. Алексеев, С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация / С.С. Алексеев // Государство и право. – 2017. – № 6. – С. 10 -18.
16. Административная деятельность органов внутренних дел: учеб. пособие / В.А. Круглов [и др.]; под науч. ред. Л.М. Рябцева, В.А. Круглова. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1999. – 346 с.
17. Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2002. – 756 с.
18. Гавриленко Д.А. Правовое государство и дисциплина. – Мн.: Амалфея, 1991. – 289 с.
19. КоАП и ПиКоАП: новации законодательства. Url https://zelwa.by/koap-i-pikoap-novacii-zakonodatelstva/.
20. Разбираем новации законодательства. Url: http://www.janow.by/gazeta-yana-ski-kraj/nashi-rubriki/obshchestvo/razbiraem-novatsii-zakonodatelstva.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты