Использование речевых ситуаций в процессе обучения учащихся иноязычному общению на среднем этапе школьного обучения
НГК им. Я. Коласа (Несвижский государственный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование речевых ситуаций в процессе обучения учащихся иноязычному общению на среднем этапе школьного обучения»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранного языка (английский язык)»
2022
45.00 BYN
Использование речевых ситуаций в процессе обучения учащихся иноязычному общению на среднем этапе школьного обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранного языка (английский язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Цели и задачи обучения иноязычному общению учащихся учреждений общего среднего образования
1.2. Речевые ситуации, их основные виды и функции
1.3. Требования к речевым ситуациям в обучении иноязычному общению
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ
2.1. Использование речевых ситуаций
2.2. Методические рекомендации по организации процесса обучения иноязычному говорению с использованием проблемных ситуаций на старшем этапе средней общеобразовательной школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире английский язык представляет собой одно из важнейших средств международного общения, поэтому вопрос использования эффективных методов преподавания иностранных языков очень важен. Учителя стараются прибегать к новым способам и приемам организации обучения, чтобы повысить его эффективность. Создание реальных ситуаций общения в классе может быть использовано для того, чтобы максимально приблизить процесс обучения к условиям общения в жизни.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие навыков устного иноязычного общения у старших школьников является одной из самых сложных и актуальных проблем в современной методике преподавания.
Теоретической основой исследования являются работы ученых, которые занимались изучением учебно-речевых ситуаций, их видов и функций (Е.Н. Соловова, В.Л. Скалкин, Е.И. Пассов и другие); исследования, выявляющие аспекты организации обучения иноязычному говорению (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, С.Ф. Шатилов и другие.).
Объектом исследования является процесс обучения учащихся старших классов иноязычному общению.
Предмет исследования – методика обучения учащихся старших классов иноязычному общению с использованием речевых ситуаций.
Целью данного исследования является разработка методических основ обучения учащихся старших классов иноязычному общению с использованием речевых ситуаций.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить цели и задачи обучения иноязычному общению учащихся учреждений общего среднего образования;
- определить речевые ситуации, их основные виды и функции.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Цели и задачи обучения иноязычному общению учащихся учреждений общего среднего образования
Согласно образовательным программам и стандартам, основной целью учебного предмета «иностранный язык» является формирование поликультурной личности учащихся. Поэтому, в процессе обучения необходимо уделять внимание, прежде всего, подготовке учащихся к различным формам отношений и общения между индивидами и группами, которые принадлежат к разным культурам [10].
Посредством изучения иностранного языка учащиеся знакомятся с духовным наследием других стран, у них формируется определенный образ мира, соответствующий социальным, политическим и культурным реалиям современной действительности, а также вторичное когнитивное сознание, которое обеспечивает весь комплекс иноязычной коммуникативной деятельности. Данный предмет способствует развитию речевых процессов и механизмов, способности передавать свои мысли и чувства во время иноязычного общения. Языковые навыки формируются благодаря единству речепорождения и речевосприятия.
Основными целями обучения иноязычному общению учащихся учреждений общего среднего образования являются:
- овладение иностранным языком как эффективным средством общения в единстве когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций;
- усвоение и актуализация знаний изучаемого иностранного языка;
- приобретение навыков и умений иноязычной речевой деятельности (распознавание и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письмо);
- овладение навыками формирования и формулирования мыслей на иностранном языке;
- развитие лингвистической составляющей гуманитарного мышления;
- умение осуществлять общение в контексте диалога культур;
- формирование психологической готовности к межъязыковой межкультурной коммуникации [10].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ
2.1. Использование речевых ситуаций
Как уже отмечалось, использование речевых ситуаций в обучении учащихся иноязычному общению помогает пробудить у них интерес и активизировать деятельность. Ученики таким образом могут отвлечься от рутинных сложных для них упражнений и начинают осознавать важность учебных материалов для последующего применения в жизни, что, несомненно, способствует повышению их мотивации к работе на занятиях и изучению иностранного языка в целом. Использование речевых ситуаций позволяет не только сосредоточить внимание учащихся на материалах урока, но и устранить страх ошибок, любопытство доминирует над тревогой и обеспечивает активность и осознание собственного успеха. Рассматривая определенные ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни, учащиеся активно и легко участвуют в обсуждении предлагаемой коммуникативной ситуации.
Учебно-речевые ситуации могут быть использованы на различных этапах учебного занятия:
- на этапе представления новых материалов;
- на этапе закрепления изученного материала;
- на этапе работы над навыками и умениями устной и письменной речи.
Рассмотрим применение учебно-речевых ситуаций на различных уровнях обучения иноязычному общению: на уровне фразы, сверхфразового единства, текста в старших классах средней общеобразовательной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании поставленных задач нами были сделаны следующие выводы:
1) Цели и задачи обучения иноязычному общению в средней общеобразовательной школе предполагают организацию образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями личностно-ориентированного, коммуникативного, компетентностного, когнитивного и социокультурного подходов. Поэтому, важнейшими принципами являются: ориентация на понимание культуры, обеспечение диалога культур с учетом взаимосвязи: язык-мышление-культура, организация обучения иностранным языкам как средству иноязычного общения, основанная на моделировании ситуации межкультурного общения.
2) Речевая ситуация определяется в методической литературе как совокупность обстоятельств, в которых реализуется общение, система речевых и неречевых условий общения, необходимых и достаточных для совершения речевого действия.
Существует большое количество классификаций речевых ситуаций (Е.Н. Соловова, В.Л. Скалкин, Е.И. Пассов и другие). В нашей работе мы будет придерживаться точки зрения В.Л. Скалкина, который выделяет следующие виды речевых ситуаций: дополняемые, проблемные, воображаемые, ролевые учебно-речевые ситуации.
3) При проектировании учебно-лингвистических ситуаций необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся, их психо-возрастные особенности, социокультурные различия. Это поможет учителям упростить процесс обучения иноязычному общению и избежать многих трудностей. Кроме того, использование различных с точки зрения структуры и содержания речевых ситуаций в обучении иноязычному общению делает процесс обучения более интересным и непринужденным для учащихся, что положительно скажется на их мотивации к изучению иностранного языка в целом.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Английский язык: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н.В. Юхнель, Е.Г. Наумова, Н.В. Демченко – М.: Вышэйшая школа, 2019. – 330 с.
3. Английский язык: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Н.В. Юхнель и [др] – М.: Вышэйшая школа, 2021. – 357 с.
4. Английский язык: учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / Л. М. Лапицкая [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2018. – 303 с :
5. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учеб. пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М.Л. Вайсбурд – М.: Титул, 2001. - c. 16-121
6. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин яз. выс. пед. учеб. завед. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 127 c.
7. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1995, №4.- с.3-6
8. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.A. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 c.
9. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие / под ред. Т.П. Леонтьевой. – М.: Вышэйшая школа, 2015. – 234 с.
10. Национальный образовательный портал Республики Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adu.by/ru/.
11. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1999. - 276 с.
12. Пассов, Е.И., Стояновский, А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. / Е.И. Пассов, А.М. Стояновский // Иностранные языки. – 1989, №2. – с. 18-22
13. Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. / В.В. Сафонова – М.: Еврошкола, 2001
14. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. – М.: Просвещение, 1983.
15. Скалкин, В.Л., Рубинштейн, Г.А. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи. / В.Л. Скалкин, Г.А. Рубинштейн // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. – с. 25-33.
16. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова – 4-е изд. М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты