Субъективное переживание одиночества и субъективное благополучие личности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Субъективное переживание одиночества и субъективное благополучие личности»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Субъективное переживание одиночества и субъективное благополучие личности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: БГПУ им. М. Танка, УО
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Субъективное переживание одиночества в психологической науке
1.2 Подходы к понятию субъективного благополучия личности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования субъективного переживания одиночества и субъективного благополучия личности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях на фоне стремительного развита социума происходит рост требований к социальной мобильности личности во всех сферах ее жизни. Сегодня особенно значима ориентация студенческой молодежи на конкурентоспособность, коммуникативную компетентность, личностный рост успешность в самореализации. Потому актуализируется проблема качества взаимодействия личности студента с социумом. Широта межличностных связей и их качество могут влиять на характер самореализации личности, ощущении внутреннего благополучия.
Субъективное переживание одиночества может появляться в результате разрыва с близким человеком или физической изоляции, сокращением взаимосвязей с окружающими людьми. Но одиночество переживается и людьми, имеющими широкий круг общения. В студенчестве на переживание одиночества значимое влияние оказывают собственно возрастные особенности, стиль воспитания в семье, индивидуально-психологические свойства личности, склонность к уединению и т. д.
Субъективное переживание одиночества у студентов может негативно отразиться на их адаптации к вузу, возможностях успешного установления коммуникаций и социальных связей. Субъективное переживание одиночества может негативно отразиться на ощущении субъективного благополучия личности в целом. Так как человек является существом социальным, то его цели жизни обусловлено взаимодействием с другими людьми. Потому субъективное благополучие всегда связано с социальными установками, представлениями, особенностями взаимодействия с окружающими и т.д. Субъективное благополучие состоит не только из отношения к внешнему объективному результату активности, но и ее внутренних эффектов в виде самопринятия и целостности.
Субъективное благополучие представляет собой переживание личности, основанное на его опыте, в отношении его опыта и порождения опыта. Поэтому представляется важным экзистенциальный план анализа, изучение взаимосвязи субъективного благополучия и переживания одиночества. Ведь одиночество – одна из базовых экзистенциальных проблем, характерных для современного человека.
Изучением проблемы одиночества занимались Р. Вейс, К. Роджерс, Л.А. Пьянкова, А. Лэнгле, Л.Ф. Вязникова, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Субъективное переживание одиночества в психологической науке
В психологической науке нет единого мнения на сущность понятия «одиночество». Зарубежный психолог Р. Вейс полагал, что Одиночество – это «эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Следует различать эмоциональное и социальное одиночество; причем если одиночество становится хроническим, то превращается в безнадежную апатию» [10, с. 143].
Социальное одиночество обусловлено отсутствием доступного круга социального общения, значимых дружеских связей или чувства общности, а эмоциональное – отсутствием тесной, интимной привязанности к конкретному человеку. Эмоциональное одиночество находит свой выход в целой серии состояний - внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиночество проявляется во всевозрастающем чувстве собственной маргинальности [10, с. 145].
Г. Салливан определял одиночества как «патологию, болезненное и всепроникающее состояние психики человека, связанное с неадекватной реализацией стремлений в межличностном общении» [20, с. 171].
Э. Пепло и Д. Перлман полагали, что осознание собственного одиночества и фокусировка на нем внутренних переживаний, постоянное осмысление самого себя как актуально одинокого человека (самоатрибуция) становятся факторами реализации этого явления в жизни человека. Психологи изучали возникающие между индивидом и другими людьми многочисленных «диссонансов» [25, с. 45].
Дж. Фландерс считает, что одиночество – это следствие нарушения механизма обратной связи, который помогает и индивиду, и социуму в целом сохранить оптимальный уровень человеческих контактов. По мнению Дж. Фландерса, «одиночество является приспособительным механизмом обратной реакции, которая имеет своей целью выведение индивида из текущего состояния дефицита общения и вводит его в более оптимальное состояние, отвечающее нормальному набору (по количеству и качеству) социальных связей и контактов» [6, с. 28].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи субъективного переживания одиночества и субъективного благополучия личности у студентов было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи субъективного переживания одиночества и субъективного благополучия личности у студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе УО «БГПУ им. М. Танка». В исследовании приняли участие 30 студентов 1-5 курсов в возрасте 17-25 лет, среди них
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует статистическая связь между субъективным переживанием одиночества и субъективным благополучием личности студентов.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Шкала субъективного переживания одиночества» (СПО) С.В. Духновского [16].
Цель: определение степени субъективного переживания одиночества.
Опросник включает 17 утверждений, которые необходимо оценить по 7-балльной шкале. Подсчитывается сумма баллов. Затем сырые баллы переводятся в стены по нормативной таблице.
Критерии оценки:
1-3 стенов – низкие показатели;
4-7 стенов – средние;
8-10 стенов – высокие показатели.
2. Дифференциальный опросник переживания одиночества (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев) [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одиночество – это субъективное состояние эмоциональной отчужденности от мира, собственной не вовлеченности в связи с другими людьми. В зависимости от особенностей личности одиночество может быть негативным и позитивным. Негативный смысл одиночества состоит в том, что оно является фактором деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий спектр социальных отношений. С другой стороны, одиночество – это неотъемлемая часть становления индивидуальности человека, которое несет в себе возможность погружения в личностную рефлексию и личностного роста.
Субъективное благополучие личности – это устойчивое интегральное переживание, включающие оценку и отношение индивида к своей жизни и самому себе, ощущение удовлетворенности, выступающее условием его активности, фактором преобладающего психического состояния. На субъективное благополучие личности оказывают влияние внешние (условия, содержание жизни и деятельности, социальная ситуация, взаимоотношения с другими) и внутренние (личностные свойства, мотивы, цели, представления о себе и других, эмоциональное состояние) факторы. Достижение субъективного благополучия личности предполагает полноту самореализации индивида, ощущение наполненности жизни, готовность проявлять активность в конкретных жизненных условиях, находить гармонию между социальной средой и развитием собственной индивидуальности.
В результате эмпирического исследования было установлено, что большая часть студентов имеет средний уровень субъективного переживания одиночества – они испытывают умеренно выраженное одиночество, наличие некоторых проблем, вызывающих эмоциональный дискомфорт, способны к рефлексии во взаимоотношениях, стремятся к сотрудничеству, невозможность установления которого порождает чувство одиночества. У студентов ярко выражены продуктивные аспекты уединения и принятие одиночества и уединения. У них умеренно выражена потребность в общении. Студенты не дают низкую оценку одиночеству как феномену, не испытывают негативные чувства, связанные с пребыванием в одиночестве, не считают себя одинокими. У них есть люди, с которыми возможен близкий контакт, значимые связи с окружающими людьми. В целом, у студентов ярко выражено позитивное одиночество, слабо выражено общее переживание одиночества и зависимость от общения.
1. Алимбаева, Р. Т. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью / Р. Т. Алимбаева, А. У. Мартаева // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 142–143.
2. Аратамонова, А.А. Переживание одиночества как фактор развития личностного потенциала студентов – первокурсников: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.А. Аратамонова. – Москва, 2008. – 26 с.
3. Белых, Т. В. Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза / Т. В. Белых, А. О. Харланова // Гуманизация образования. – 2018. – № 3. – С. 71-80.
4. Бочарова, Е. Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия / Е. Е. Бочарова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 2. – С. 38-44.
5. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
6. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
7. Григоренко, Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – № 2. – С. 98–105.
8. Зотова, О. Ю. Ситуационные и личностные факторы субъективного благополучия студентов / О. Ю. Зотова, А. М. Рикель, А. А. Туниянц // Вестник РГГУ. – 2017. – № 4(10). – С. 118-136.
9. Копысова, В.В. Факторы, влияющие на формирование одиночества / В.В. Копысова // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: материалы научной конференции. – Москва, 2015. – С. 292-296.
10. Корчагина, С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. – М.: МПСИ, 2008. – 228 с.
11. Куликов, Л.В. Психология настроения / О.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
12. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 24–27.
13. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Консультативная психология и психотерапия. – 2002. – № 2. – С. 34–58.
14. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
15. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
16. Методика «Шкала субъективного переживания одиночества» (СПО) С. В Духновского // Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб., 2009. – С. 57-59.
17. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. – Тюмень, 2005. – 28 с.
18. Осин, Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 55–81.
19. Рикель, А.М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А.М. Рикель, А.А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
20. Салливан, Г. Недоброжелательность, ненависть и техники изоляции // Психоаналитические концепции агрессивности. Антология. В 2 книгах. – М., 2004. – Кн. 2. – С. 170-187.
21. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. – М. : «София», 2006. – 368 с.
22. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
23. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис… канд. психол. наук / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
24. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
25. Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г. Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.
26. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P. M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
27. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. –576 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты