Нарушения развития личности в подростковом возрасте
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нарушения развития личности в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Общая психология»
2022
45.00 BYN
Нарушения развития личности в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятия «личность» в психологии
1.2. Психологические особенности личности подростка
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Общее понятие и виды нарушений личностей подростков
2.2. Характеристика факторов нарушений развития личности подростка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», согласно Н.И. Вайнвальд, которая определяется как история «формирования и развития личности в конкретном обществе, развития человека как современника конкретной эпохи и современника конкретного поколения» [7, с. 146]. И течение жизни имеет свои определенные фазы, которые связаны с изменениями в образе жизни, системе отношений и жизненной программе.
Когда психологи занимаются изучением личности, они в первую очередь сталкиваются с разнообразными чертами характера и их выражением в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты, связь между сознательным и бессознательным (подсознанием) и многое другое – вот далеко неполный перечень черт, которые вступают в игру, когда мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Личность имеет множество характеристик, но она также представляет собой единое целое. В связи с этим возникают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять совокупность свойств личности как систему и выделить в ней то, что обычно называют системообразующим фактором или чертой, во-вторых, раскрыть объективные основы этой системы.
Развитие личности как процесс «социализации индивида» происходит в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, национальных традиций народа, представителем которого он является. Это макроситуации развития личности. В то же время на каждом этапе жизни формируются определенные ситуации социального развития, которые представляют собой особое отношение ребенка к окружающей его социальной действительности.
Исследованием личности и ее структуры в психологии занимались большое количество психологов, как отечественных, так и современных: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Я.Л. Коломенский, С.Л. Рубинштейн, С.Ю. Головин, А.А. Малышев, А.Г. Ковалев и др.
Подростковый возраст описывается специалистами как переходный, сложный, трудный и критический этап, имеющий решающее значение для формирования личности: расширяется сфера действия, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются моральные понятия.
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятия «личность» в психологии
Человек – это совокупность определенных свойств внутренней жизни конкретного человека, что приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная жизнь одних индивидуумов отличается от жизни или деятельности других. Отношения между индивидуумом, как продуктом антропогенеза, человеком, который познал социальный и исторический опыт, и человеком, который преображает мир, могут передаваться по формуле: «Индивидуум рождается. Человек становится. Индивидуальность защищена». Родной или племенной, первоначальная концепция – это концепция человеческого существа [5, с. 87].
Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность внешнего мира, а также собственную природу и, соответственно, действовать и действовать разумно. Человек определяется как конкретная личность со всеми своими характеристиками. Понятие «индивид» воплощает генеалогическую принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он является личностью, – значит сказать очень мало. По сути, это говорит о том, что он потенциально является человеком [12, с. 216].
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его личность. Индивидуальность не является чем-то выше или выше личности. Индивидуальность является личностью в своей уникальности. Когда мы говорим об индивидуальности, мы имеем в виду оригинальность личности. Все люди индивидуальны, но индивидуальность одних очень яркая, выпуклая, другие не видны. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах умственной деятельности. Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некоторую мозаику из понятий. Наиболее популярным из них является понятие черт личности [9, с. 32].
Проанализируем различные формулировки понятия «личность» в психологии.
По мнению В.Н. Лавриненко: «личность – это человек, взятый в систему таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществе в силу природы, устойчивы, определяют моральные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [18, с. 256].
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Общее понятие и виды нарушений личностей подростков
Нарушение личности представляет собой серьезное нарушение психической деятельности, с одновременным изменением поведенческих и характерологических тенденций. Для болезни характерны вовлечение нескольких сфер личности, стойкие нарушения в чувствах, мышлении, действиях. На фоне подавления и декомпенсации одних черт, ярко начинают проявляться другие, значительно обостряется выраженность внутренних переживаний. Проанализируем возможные нарушения личностей подростков.
Реактивное расстройство привязанности встречается чрезвычайно редко. Чаще всего это случается с детдомовцами или детьми, изъятыми из неблагополучных семей.
Это состояние, при котором у подростка не формируется эмоциональная привязанность к родителям или лицам, их замещающим. Симптомы расстройства проявляются в возрасте до 5 лет, нередко еще в младенчестве. Это вялость, отказ от общения, самоизоляция. Маленький ребенок равнодушен к игрушкам и играм, не просится на руки, не ищет утешения при физической боли. Он редко улыбается, избегает глазного контакта, выглядит грустным и апатичным. По мере взросления признаки самоизоляции могут проявляться двумя, казалось бы, противоположными видами поведения: расторможенным и заторможенным.
При расторможенном поведении подросток стремится привлечь к себе внимание даже незнакомых людей, часто обращается за помощью, совершает поступки, не соответствующие возрасту (например, приходит спать в постель к родителям) [15, с. 32].
Недопонимание, недостаток терпения, выраженная негативная реакция на поведение подростка со стороны значимого взрослого может вызвать раздражение, гнев или вспышку агрессии со стороны ребенка, а при сохранении нарушения в подростковом возрасте – к злоупотреблению алкоголем, наркоманией и другим видам асоциального поведения.
При заторможенном поведении подросток уклоняется от общения и отказывается от помощи. В некоторых случаях у него попеременно наблюдаются оба типа поведения, как расторможенный, так и заторможенный.
Реактивное расстройство привязанности может проявляться в таких формах, которые порой вызывают у приемных родителей отчаяние: подросток постоянно лжет, ворует, ведет себя импульсивно, проявляет жестокость к животным и полное отсутствие сознательности. Он не выражает сожаления или раскаяния после неприемлемого поведения [7, с. 94].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность определяется как личность в совокупности с ее социальными, приобретенными качествами. Это означает, что личность не включает в себя те черты индивида, которые являются генотипическими или физиологически обусловленными и ни в коей мере не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, кроме тех, которые проявляются в отношениях с людьми, в обществе, не относятся к числу личностных качеств. Понятие личности обычно включает в себя такие свойства, которые более или менее стабильны и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его действия, имеющие значение для людей. В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Они не являются сугубо психологическими и изучаются всеми общественными науками. Поэтому встает вопрос о специфике исследования этих категорий психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Структура личности это связь и взаимодействие различных ее компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются ее свойствами и отличиями и называются «чертами».
Подростковый возраст является самым сложным периодом из всех детских возрастов. Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В подростковом возрасте у ребенка происходит развитие половых функций, физических характеристик. Формируются основы нравственности, социальные установки по отношению к себе, к людям, к обществу, что определяет основные формы межличностного поведения подростка. Стабилизируются черты характера подростка. Ведущей деятельностью данного возраста является общение, а новообразованием - самосознание личности. Особенности стадий развития личности видны через изменение структур самосознания: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе), регулятивной (образ Я). У подростков главным познавательным процессом является мышление. Мыслительные операции становятся формально-логическими. Подросток становится способен оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, строить гипотезы, рождать оригинальные идеи, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, раскрывать причины, планировать. Память из механической становится логической. Очень развито воображение. Подросток ценит творчество: пишет стихи, рисует, моделирует. Он чаще фантазирует, чем действительно делает, но уже способен на самообразование. Начинает формироваться мировоззрение: подросток способен рассуждать о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах, будущем.
1. Агазаде, Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней: автореф. … д-ра мед. наук. М., 1989. – С. 32-34, 39-40.
2. Агафонов, А.В. Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций / А.В. Агафонов. – М.: МГТУ ГА, 2004. – 216 с.
3. Ананьев, Б.Г. Структура личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. А.В. Куликов. – С-Пб.: Изд. «Питер», 2000. – С. 91-95
4. Асмолов, А.Г. Педагогика достоинства / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 2015. – № 5(167). – С. 7-18
5. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова. – РнД: Феникс, 2015. – 109 c.
6. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович. – 2008. – 365 с.
7. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. –М.: Прогресс, 1990. – 276 с.
8. Грибанова, Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков / Г.В. Грибанова, К.С. Лебединская, М.М. Райская. – М: Педагогика, 2008. – 168 с.
9. Гульдан, В.В. Основные типы мотивации противоправных действий у психопатических личностей / В.В. Гульдан // Вестник МГУ. – Сер. 14. Психология. – 2004. – № 1. – С. 31-45.
10. Гуревич, П.С. Психология личности: учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 559 c.
11. Джеймс, У. Личность. Психология самосознания. Хрестоматия / У. Джеймс. – Самара, 2000. – с. 7.
12. Донцов, Д.А. Психология личности / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, А. Рыбакова. – М.: Русайнс, 2014. – 352 c.
13. Дружинин, В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 656 с.
14. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: Учебник для академического бакалавриата / Б.В. Зейгарник. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 367 c.
15. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев. – М., 2012. – 191 с.
16. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников / Н.Л. Коновалова. – СПб., 2000. – 354 с.
17. Кудряшова, Л.Д. Психология и оценка личности / Л.Д. Кудряшова. – М.: «ИПК «Коста», 2007. – 208 c.
18. Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2017. – 592 c.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2002. – 112 с.
20. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л: Медицина,1983. – 256 с.
21. Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г.М. Мануйлов, В.В. Козлов, Н.П. Фетискин. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 362 с.
22. Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 6. – С. 33-37.
23. Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 2006. – 320 c.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М: Академия, 1997. – 456 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшей пед. учеб. заведений: 3 кн. Психология образования. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; 2007. – 632 с.
26. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М.: Академия, 1995. – 496 c.
27. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – М.: Издательство В.А. Михайлова, 2008. – 288 c.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 713 с.
29. Семакова, Е.В. Нарушения психического развития у детей – междисциплинарная проблема. Семья особого ребенка: Д 255 материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Семаковой, И.Ю. Машковой. – Смоленск, 2014. – 225 с.
30. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 2006. – 219 с.
31. Старовойтенко, Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е.Б. Старовойтенко. – М.: Академический проект, 2004. – 256 c.
32. Утлик, Э.П. Психология личности: учебник / Э.П. Утлик. – М.: Academia, 2018. – 448 c.
33. Фрейд, З. Очерки по истории психоанализа / З. Фрейд. – В кн. «Я» и «ОНО». Т. 1, Тбилиси, 1991. – 236 с.
34. Шапарь, В.Б. В лабиринтах психологии личности / В.Б. Шапарь. – М.: Феникс, 2004. – 512 c.
35. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М: Академический Проект, 2005. – 336 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты