Трудоголизм как форма поведенческой аддикции
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Трудоголизм как форма поведенческой аддикции»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Трудоголизм как форма поведенческой аддикции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «профессиональной деформации», подходы к его изучению в советской и западной психологии
1.2 Трудоголизм как разновидность профессиональной деформации и поведенческой аддикции
1.3 Психологические особенности личности, склонной к трудоголизму
1.4 Факторы, способствующие формированию трудоголизма личности
1.5 Анализ эмпирических исследований трудоголизма в психологии
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОГОЛИЗМА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования трудоголизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Раньше вы любили регулярно ездить на рыбалку, а сейчас недоумеваете, что вам могло нравиться в этом бессмысленном бдении с удочкой на берегу? На вопрос друзей, когда вы сможете выкроить время, чтобы посидеть с ними, вы озадаченно отвечаете: «Я не знаю», а, изучив свой рабочий календарь в коммуникаторе, с сомнением в голосе назначаете дату через два месяца? Вы напрочь забыли, что означает слово «отпуск», а все, о чем вам хочется поговорить, это ваша работа? Если на все вопросы ответ утвердительный, примите искренние соболезнования: вас совершенно точно засосало в болото трудоголизма.
Около 30% своей жизни мы проводим на работе. Преданность работе, посвящение ей максимум времени не всегда определяется как проблема, так как трудолюбие человека является характеристикой, которую положительно воспринимают в обществе. Человек, одержимый работой, так же уверен, что сможет в любой момент остановиться, если захочет.
Не более чем полвека назад наличие у человека чрезмерного трудолюбия воспринималось в социуме исключительно одобрительно, и трудоголизм не рассматривался как форма психологических зависимостей. Однако многочисленные научные исследования напрочь разбили миф о том, что трудоголизм – благоприятное свойство личности, позволяющее субъекту достичь высоких успехов в строительстве карьеры или продвинуться быстро по служебной лестнице. Сегодня трудоголизм отнесен к самостоятельной форме расстройства влечений и поведения, поскольку такая зависимость является иррациональной, неконтролируемой и имеет навязчивый характер.
Человек, который выполняет длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к работе. В этом случае так же можно говорить о синдроме психического выгорания. Выгорание возникает в результате накопления отрицательных эмоций, которые не находят выхода во вне и накапливаются, получается некий «снежный ком» отрицательных эмоций, несущийся на самого человека. Это проблема сегодняшнего времени для всех профессий, работающих по системе человек-человек: чиновник, продавец, учитель, врач и т.д. С точки зрения психологии – это профессиональная деформация, то есть неспособность качественно выполнять свою работу. С точки зрения медицины – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, связанного с исполнением своих профессиональных обязанностей. Длительные запредельные нагрузки, плохой микроклимат в коллективе, неспособность создать благоприятную среду на рабочем месте – вот основные причины, приводящие к синдрому профессионального выгорания.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «профессиональной деформации», подходы к его изучению в советской и западной психологии
Эмоциональное выгорание – это состояние человека, для которого характерно эмоциональное истощение, в медицине квалифицируется как 273.0 по МКБ-10. Изучение эмоционального выгорания началось еще задолго до появления этого термина. Проблема сохранения психического здоровья и эмоционального благополучия беспокоила людей с начала времен. Однако, технический прогресс, развитие медицины и накопление знаний в области психологии привели нескольких исследователей к введению понятия «эмоциональное выгорание».
Изучение феномена профессионального выгорания уходит своим корнями в 1974 год, когда психиатр Г. Фрейденбергер начал использовать термин эмоционального выгорания по отношению к специалистам помогающих профессий, для обозначения эмоционального истощения своих коллег, используя слово «выгорание» как метафору [21, с. 167]. Далее этот же термин использовался разными ученые, в том числе К. Маслач. Она использовала данный термин для описания более широкого спектра состояний, а именно физического, эмоционального и умственного истощения у людей [14, с. 8].
В последующие годы были проведены и опубликованы десятки исследований касательно «эмоционального выгорания». Однако это привело к сумбуру как в понимании данного термина, так и моделях, объясняющих эмоциональное выгорание. Одним из ярких примеров подобного сумбура, который до сих пор можно встретить, является разделение понятий «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Надо отметить, что изначально оба понятия подразумевали эмоциональное выгорание во время профессиональной деятельности, но в дальнейшем исследователи показали, что эмоциональное выгорание связано с жизнедеятельностью человека в целом, и сейчас оба понятия считаются синонимичными.
В психологии сложились разные подходы к изучению профессионального выгорания. В контексте межличностного подхода (К. Маслач, С. Джексон и др.) признается роль интенсивного и длительного общения в возникновении профессионального выгорания [6, с. 231]. В структуре выгорания выделяются такие компоненты, как: эмоционально истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Позднее К. Маслач установила, что профессиональное выгорание может возникать не только из-за психического истощения в процессе профессионального общения с людьми, но и по причине конфликта психических потенций человека с условиями их реализации в жизни [14, с. 10].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОГОЛИЗМА
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной курсовой работы является проанализировать трудоголизм как форму поведенческой аддикции. Исходя из этого было проведено эмпирическое исследование уровня профессионального выгорания на примере медицинских работников.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 3 медицинских работника – врача, среди которых 2 мужчины и 1 женщина.
Было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей профессионального стресса и эмоционального выгорания у медицинских работников. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе эмпирических данных, полученных из сравнительного анализа экспериментальных данных, результаты были подвергнуты сравнительному анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Для проведения эмпирического исследования были выбраны следующие диагностические методики:
– методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Назначение методики: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания. Методика разработана В.В. Бойко в 1996 г., методологической основой которой является теория развития и протекания стресса Г. Селье. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». По мнению автора методики, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональнее выгорание – это профессиональный синдром, обусловленный стрессом в трудовой деятельности, результат накопления негативных изменений в различных сферах специалиста в трудовой деятельности, что проявляется в таких реакциях, как: циничное отношение к клиенту, редукция своих обязанностей, снижение продуктивности труда, эмоциональное истощение. Профессиональное выгорание отражается на личности специалиста, проявляется в негативных переживаниях, снижении физических и личностных ресурсов, появление тревожности, раздражительности, позитивности профессионального самоотношения.
Трудоголизм – это болезненная зависимость от работы, заключающаяся в патологическом стремлении продолжать заниматься рабочими делами даже тогда, когда это особенно и не нужно. Результат трудоголизма – разнообразные социальные проблемы: сужение круга общения, неблагополучный климат в семье, невозможность устроить личную жизнь. Трудоголик «убегает в работу», так как не может конструктивным способом разрешить существующие психологические проблемы во взаимоотношениях с людьми, не способен устранить внутренний конфликт. Он утрачивает возможность полноценно общаться с членами человеческого сообщества, уединяясь от социума в своей работе, что приводит к развитию существенных дефектов личности.
Прослеживается цикличность в проявлении склонности личности к трудоголизму, что характеризуется полярным отношением к работе – от активного стремления все выполнять, как некого «ухода в работу», до апатичного отношения к трудовым обязанностям. Трудоголизм как проявление ухода в работу выступает неким защитным механизмом психики, возможностью ухода от реальных проблем. Фактором формирования аддиктивного поведения, являются психологические особенности данной личности, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения. Для трудоголиков характерен гиперальтруизм – это помощь другим, которая перерастает в самопожертвование, проявляется компенсаторное самовозвышение.
К факторам, способствующим формированию у личности трудоголизма можно отнести: аспекты процесса воспитания в детстве, личностные индивидуальные особенности, стиль руководства и корпоративная культура, социально‐психологические и культуральные факторы. Знание факторов риска формирования работоголизма, а также психологической и психопатологической динамики его формирования позволило нам создать программы для профилактики и коррекции синдрома выгорания у специалистов, работающих в сфере охраны психического здоровья. Особое внимание было уделено образовательной стратегии превенции.
1. Аминов, Н. А. Психологический профотбор на педагогические специальности / Н. А. Аминов. – Ярославль : Изд-во Ярославского гос. ун-та, 2014. – 169 с.
2. Бакута, А. П. Сущность феномена профессионального выгорания / А. П. Бакута // MODERN SCIENCE. – 2021. – № 4. – С. 346-352.
3. Барабанщикова, В. В. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях / В. В. Барабанщикова, О. А. Климова // Национальный психологический журнал. – 2015. – №1(17). – С. 52-60
4. Бараева, Е. И. Профессиональное самоотношение педагога и эмоциональное выгорание / Е. И. Бараева // Народная асвета. – 2017. – № 7. – С. 74-78.
5. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2012. – 241 с.
6. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2015. – 336 с.
7. Войниленко, Н. В. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов // Специальное образование. – 2017. – № 4. – С. 55-71.
8. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. – СПб. : Питер, 2014. – С. 143-156.
9. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин, СПБ, 2011. – 300 с.
10. Карпинский, К. В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: монография / К. В. Карпинский, А. М. Колышко. – Гродно : ГрГУ, 2014. – 139 с.
11. Китаев-Смык, Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души / Л. А. Китаев-Смык // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 2. – С. 41-50.
12. Короленко, Ц. П. Работоголизм – респектабельная форма аддиктивного поведения / Ц. П. Короленко // Обозр. психиатрии и мед. психол. – 2003. – № 1. – С. 17–29.
13. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя / Н. В. Кузьмина. – М. : Просвещение, 2013. – 321 с.
14. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 3–11.
15. Лукьянова, А. И. Лень как средство достижения удобства и покоя / А. И. Лукьянова // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 171-173.
16. Овдей, С. В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика / С. В. Овдей // Социальная работа. – М. : Новопринт, 2017. – №6. – С. 38-42
17. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / В. Е. Орел // Психологический журнал. – 2016. – №1. – С. 90-101.
18. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2015. – № 43. – С. 15-23.
19. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
20. Филина С. В. Коррекция и профилактика синдрома выгорания / С. В. Филина // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий/ Под ред. В. В. Лукьянова. – Курск : Изд-во КГУ. – 2018. – C. 24-25.
21. Щербатых, Ю. В. Общая психология / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2012. – 257 с.
22. Юрьева, Л. Н. Психологический подход к трудовой деятельности – ресурс для повышения эффективности профессионального образования специалистов сферы охраны психического здоровья / Л. Н. Юрьева // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Ме‐ ждунар. учеб.‐метод. конф. Чебоксары, 2014. – С. 257–260
23. Юрьева, Л. Н. Трудоголизм : факторы риска развития и признаки патологической зависимости / Л. Н. Юрьева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 17–26.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты