Конституционный статус Национального собрания Республики Беларусь, особенности его отношений с Президентом и Советом Министров Республики Беларусь
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конституционный статус Национального собрания Республики Беларусь, особенности его отношений с Президентом и Советом Министров Республики Беларусь»
по дисциплине: «Конституционное право»
2022
45.00 BYN
Конституционный статус Национального собрания Республики Беларусь, особенности его отношений с Президентом и Советом Министров Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие, структура, состав, порядок формирования Национального собрания. Срок полномочий и основания прекращения полномочий Национального собрания
1.2 Функции и компетенция Национального собрания Республики Беларусь
ГЛАВА 2 ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ: ПОЛНОМОЧИЯ, ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С СОВЕТОМ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В средние века высшая государственная власть принадлежала одному человеку – монарху, который служил олицетворением союза властей. Монарх устанавливал важнейшие правовые нормы (законодательная власть), решал основные вопросы управления страной (исполнительная власть), был верховным судьей (судебной властью). С развитием капиталистических отношений возникают идеи о необходимости разделения власти между несколькими государственными учреждениями, чтобы ограничить власть монарха и предотвратить произвол и злоупотребления.
Англичанином Дж. Локком была предложена концепция разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, союзную. Союзная власть представляла собой совокупность полномочий в области внешней политики, то есть по проведению международных переговоров, заключению международных договоров и прочему. Немного позднее Шарль Монтескье разработал теорию разделения властей, развив идею Локка. Он предложил выделять законодательную, исполнительную и судебную ветви власти [1, с. 8].
Действующая белорусская конституция признает разделение власти. В статье 6 Конституции говорится, что государственная власть осуществляется на основе законодательного, исполнительного и судебного деления властей. Таким образом, конституция приняла модель разделения властей, предложенную Монтескье, а не Локком.
Законодательная власть – это установление важнейших правовых норм посредством принятия законов. В Республике Беларусь законодательная власть представлена одним органом – Парламентом.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие, структура, состав, порядок формирования Национального собрания. Срок полномочий и основания прекращения полномочий Национального собрания
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь выступает представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Парламент представлен двумя палатами Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90) [2].
В состав Палаты представителей входит порядка 110 депутатов.
Выборы в Палату представителей проводятся в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики – территориальная представительная палата. По восемь членов Совета Республики избираются от каждой области и города Минска тайным голосованием на собраниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее чем за четыре месяца и проводятся не позднее чем за тридцать дней до истечения срока полномочий существующих палат созыва.
Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.
В качестве депутата Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, который достиг 21 года.
ГЛАВА 2 ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ: ПОЛНОМОЧИЯ, ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Статьи 97 и 98 Конституции Республики Беларусь предусматривают исключительные полномочия Палаты представителей и Совета Республики соответственно [2].
Так, Палата представителей осуществляет следующие полномочия:
– рассматривает проекты изменений в Конституцию по предложению Президента или по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь;
– рассматривает проекты законов об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военная доктрина; ратификация и денонсация международных договоров; об основном содержании и принципах реализации прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; отчет об утверждении и исполнении республиканского бюджета; установление республиканских налогов и сборов; о принципах реализации имущественных отношений; по основам социальной защиты; о принципах регламентирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здоровье; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судебной системе, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; о помиловании; об объявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об учреждении государственных наград; о толковании законов [11, c. 243].
ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С ПРЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совета Республики, Правительства, а также гражданам с правом голоса в количестве не менее 50 тысяч человек и Палате представителей.
Законопроекты, которые могут привести к сокращению, созданию или увеличению государственных средств, могут быть представлены в Палату представителей только с согласия президента или от имени правительства.
Президент или Правительство от его имени имеет право предложить Палате представителей и Совету Республики срочно объявить о рассмотрении закона. В этом случае Палата представителей и Совет Республики должны рассмотреть законопроект в течение десяти дней с момента его подачи.
По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством [14, c. 319].
Любой закон сначала рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики, если иное не предусмотрено Конституцией.
Если иное не предусмотрено Конституцией, законопроект становится законом, когда он принимается Палатой представителей и одобряется Советом Республики большинством голосов всех членов каждого собрания.
Проекты законов, принятые Палатой представителей, должны быть представлены на рассмотрение Совета Республики в течение пяти дней, где они могут рассматриваться в течение максимум двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.
ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ С СОВЕТОМ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В своей деятельности Совет Министров Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. В течение двух месяцев после назначения Премьер-министр представляет в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения – повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь объявляет об отставке Президента Республики Беларусь в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь недоверия Совету Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики [19, c. 245].
Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Конституция Республики Беларусь, создавая правовые гарантии продвижения государства к рынку, свободному предпринимательству и добросовестной конкуренции, в то же время обеспечивает необходимый в обществе социальный баланс, гарантируя права малоимущих слоев населения, стабильность в обществе. Именно поэтому Парламент Республики Беларусь в своей деятельности уделяет большое внимание социальной политике государства, мерам регулирования правовых и экономических отношений в обществе, защите прав человека, обеспечению стабильных и гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений.
Парламент является важным идеологическим органом. Его деятельность отражает то, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент.
Народные депутаты своим ежедневным и кропотливым трудом создают правовую базу независимого и демократического государства.
Характеризуя Парламент в Республике Беларусь, можно выделить важные характеристики:
применение к нему термина «Парламент» означает официальное признание парламентаризма в нашей стране;
специфическим свойством Парламента является и определение его как общенационального представительного органа.
1 Сенькова, Т.В. Общая теория права: краткий конспект лекций / Т.В. Сенькова. – Гомель: УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 26 с.
2 Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
3 Краснобаева, Л.А. Конституционное право Республики Беларусь: тексты лекций / Л.А. Краснобаева. – Гомель: УО ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 170 с.
4 Понятие, состав, структура и порядок формирования Парламента [Электронный ресурс] / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792.
5 О государственном суверенитете Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июл. 1990 г., № 193-XІІ // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=V09000193.
6 Василевич, Г.А Белорусское государство на рубеже веков / Г.А. Василевич. – Минск: ИООО «Право и экономика», 2006. – 444 с.
6 Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007 – 528 с.
7 О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З: в ред. от 17 июля 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
8 О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, 18 декабря 2015 г., № 707-П5/VIII: в ред. от от 2 октября 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
9 Шафалович, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А.А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2015. – 315 с.
10 Курак, А.И. Конституционное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: [справочное пособие] / А.И. Курак, А.П. Жалов. – Минск: Белтаможсервис, 2006. – 279 с.
11 Петров, А.П. Конституционное право: [учебное пособие для вузов по специальностям «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право» и «Политология»] / А.П. Петров. – Минск: Амалфея, 2011. – 687 с.
12 Шафалович, А.А. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменационные вопросы / А.А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2015. – 315 с.
14 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
15 Демичев, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351 с.
16 Василевич, Г.А. Роль Парламента Республики Беларусь в обеспечении конституционной законности / Г.А. Василевич // Вестник Белорусского государственного университета. – 2012. – № 2. – C. 98-102.
17 Земляк, К.М. Законодательная власть как вид государственной власти / К.М. Земляк // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 44-48.
18 Кивель, В.Н. Конституционное право: курс лекций / В.Н. Кивель – Минск: Современная школа, 2008. – 156 c.
19 Дубовицкий, В.Н. Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти / В.Н. Дубовицкий // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр.; редкол. В.И. Семенков, Г.А. Василевич и др.; Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – Вып. 4. – С. 237-253.
20 О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З: в ред. от 17 июля 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты