ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность и содержание домашней работы учащихся
1.2 Особенности организации домашней работы учащихся разных возрастных групп по иностранному языку
1.3 Виды домашних заданий по английскому языку
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач современного школьного образования является создание условий для развития самостоятельной и творческой личности, стремящейся к самореализации и постоянному получению новых знаний. В связи с этим большая роль отводится самостоятельной работе учащихся, главной составляющей которой является домашнее задание. Исследование системы домашних заданий по определенным учебным дисциплинам и предметам представляет собой одну из важнейших проблем в обучении, так как соответствующая система домашних заданий является необходимым условием для успешного освоения материала, изучаемого на уроке.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что проблема организации системы домашних заданий по иностранному языку не является достаточно изученной и сформированной, вследствие чего учителем не используется в полной мере потенциал домашних заданий как фактор для обеспечения успешного обучения учащихся.
Объект исследования – домашняя работа учащихся как компонент образовательного процесса.
Предмет исследования – система домашних заданий по английскому языку для 4-го класса средних общеобразовательных учреждений.
Целью курсовой работы является опыт организации домашней работы учащихся по английскому языку в средней школе, ее содержание и методы организации.
Согласно цели нами были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность и содержание домашней работы учащихся в средней школе;
2) изучить особенности организации домашней работы учащихся разных возрастных групп по иностранному языку;
3) определить методы управления деятельностью учащихся по выполнению домашних заданий;
4) выявить основные недостатки домашней учебной работы школьников.
ГЛАВА 1 ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность и содержание домашней работы учащихся
Домашняя работа представляет собой один из важнейших содержательных этапов при обучении учащихся, а также является типичным примером самостоятельной работы. Она способствует закреплению навыков и умений, материала, изученного на уроке, содействует развитию самостоятельности учеников и организации времени, без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного изучения учащихся.
Необходимость домашней учебной работы была отмечена еще Н.К. Крупской, которая подчеркивала, что «уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками» [21, с.273].
Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, «домашнее задание – это форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала» Данный словарь определяет домашние упражнения как «тип упражнений по способу их выполнения: самостоятельная работа с пройденным на занятиях материалом во внеаудиторное время. Самыми распространенными домашними упражнениями являются упражнения в письме и чтении [2, c.66].
Белорусский педагог И.Ф. Харламов указывал, что домашняя учебная работа состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубоком усвоении изучаемого материала и его применении на практике, развитии творческих способностей и дарований и совершенствовании учебных умений и навыков [21, с. 273].
1.2 Особенности организации домашней работы учащихся разных возрастных групп по иностранному языку
Требования к домашней работе учащихся, а также ее содержание должны регулироваться нормативными документами, в соответствии с которыми различные возрастные группы получают домашние задания определенного вида и характера.
Прежде всего, домашние задания должны соответствовать возрастным особенностям школьников. Для каждой возрастной подгруппы существует определенное время, отведенное на выполнение домашней работы:
1-2 класс – от 1 до 1,5 часа;
3-6 классы – от 2 до 2,5 часа;
7-8 класс – 3 часа;
9-11 класс – до 4 часов.
Что касается самостоятельных и домашних заданий по иностранному языку, то младшие школьники должны уделять около 4 часов в неделю на изучение иностранного языка, средние классы – от 3 до 3,5 часов в неделю, старшая школа – от 2,5 до 3 часов самостоятельных занятий по иностранному языку.
При изучении иностранного языка для развития самостоятельной деятельности школьников предъявляются следующие требования:
- ученик должен осознать цель и задачи каждого конкретного упражнения. Он должен знать, что он будет с ним делать, какой результат желает увидеть в конце, и чем данное упражнение сможет обогатить его опыт.
- ученик должен знать процедуру выполнения задания. Для этого учителю необходимо вооружить учащихся всеми необходимыми знаниями, исходя из возможностей класса и их опыта на иностранном языке.
- ученик должен уметь пользоваться необходимыми материалами для выполнения задания: звукозапись, учебный дидактический материал, справочная литература (словари, справочники) [19, с. 168].
1.3 Виды домашних заданий по английскому языку
Одной из особенностей домашнего задания является его поисковый характер, то есть домашнее задание не должно иметь цель заучить материал, а должно представлять собой решение задач по аналогии с теми, которые ученики выполняли на уроке. Для того, чтобы сделать выполнение домашних заданий эффективным и интересным для каждой возрастной группы учащихся необходимо использовать различные виды домашних заданий. Ученики, в свою очередь, должна иметь возможность выбирать домашнее задание, и каждое задание должно тщательно инструктироваться учителем.
Существуют задания-минимум, которые могут быть предложены всем ученикам в классе, а также задания-максимум – для тех, кто проявляет особый интерес и стремление в изучении материала. Домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень изучения материала, пробуждать интерес и стимулировать любознательность [14, с. 217].
О.В. Алексеева и Е.А. Литвинова выделяют следующие основные разновидности домашней работы:
- одна домашняя работа на весь класс, которая представляет собой наиболее распространённый вид домашней работы, в ходе выполнения которой у детей формируются различные умения и навыки;
- творческая домашняя работа, которая ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, создание условий для организации работы с одарёнными детьми.
- групповая домашняя работа, когда группа детей выполняет задание, являющееся частью общего классного задания;
- индивидуальная домашняя работа, которая задаётся конкретным ученикам. Она может быть выполнена на карточках или с применением тетрадей на печатной основе.
- дифференцированная домашняя работа, которая рассчитана на различный уровень сложности;
Каждый из видов заданий может носить как индивидуальный, так и групповой характер.