Современное общество нуждается в том, чтобы его членами были сознательные люди с чувством собственной гражданственности и принадлежности к стране. Именно такой пласт общества определяет будущую стабильность страны и ее благополучие.
К сожалению, многочисленные социальные исследования показывают, что подрастающее поколение обладает низким уровнем гражданской сознательности и патриотизма. Такая негативная тенденция стала результатом того, что в образовательных учреждениях отсутствует планомерная и регулярная работа по воспитанию гражданственности в детях. Именно этим обусловлена проблематика нашего исследования.
Объектом исследования является гражданственность как психологическая особенность подростков.
Предмет исследования — методы и формы, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка по воспитанию гражданственности личности.
Цель нашего исследования — определить эффективность методов и форм, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка по воспитанию гражданственности личности.
На основании поставленной цели были выделены следующие задачи:
· определить современное состояние проблемы гражданского воспитания школьников, используя психолого-педагогическую литературу;
· выявить свойства гражданственности как качества личности подростка;
· определить потенциал уроков иностранного языка по воспитанию гражданственности подростков;
Состояние социума и современная система социального воспитания не могут в полной мере и с высокой эффективностью способствовать разрешению духовно-нравственного кризиса молодежи. На сегодняшний день стало очевидным, что высокий уровень гражданской идеи является той основой, которая способна обеспечить благополучное будущее страны. Исследования таких социологов, как Р.Г. Гуровой, Ю.А. Маринкиной в полной мере демонстрируют, что для современного молодого поколения в первую очередь являются значимыми следующие ценности: приобретение профессии, необходимость самовыражения и самосовершенствования. Гражданские мотивы молодежи, через которые выражается их отношение к Отечеству и своему государству, находятся после двух упомянутых приоритетов — всего лишь на третьем месте. Современная ситуация такова, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание являют собой многоаспектный феномен публичной жизни: педагогический, социокультурный, политический. Именно по этой причине задача формирования у молодого поколения осознания себя как настоящих, а не будущих членов общества, является весьма актуальной. Важно также сформировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения. Для того, чтобы эта проблема была успешно решена, необходимо осуществлять процесс гражданского воспитания на всех ступенях образования: дошкольной, школьной и профессиональной.
Проблема гражданского воспитания занимает многих исследователей. Проблематика явления раскрыта в трудах B.Г. Белинского, A.И. Герцeна,
Процесс воспитания патриотизма организовываться и осуществляться в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей, в контексте современной социальной ситуации. Гражданско-патриотическое воспитание как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины, является одним из приоритетных направлений работы современной школы, каждого учителя в частности [10, c.302].
Раскрытие особенностей и потенциала урока иностранного языка возможно и нужно использовать при решении задач гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Так как:
· в школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей [11, c.107].
· целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений [12, c.151].
В ходе исследования нами был изучен значительный объем психологической, педагогической, методической литературы.
В первую очередь нами было изучение современное состояние вопроса воспитания гражданственности в современных исследованиях. Необходимо сказать, что выявленные в ходе исследования положения обозначают только частично некоторые аспекты гражданского воспитания личности в условиях образовательного учреждения. Нами было выявлено, что современное состояние воспитание гражданственности находится на низком уровне, так различные образовательные учреждения не обеспечивают должной системы воспитания этого качества. Из этого следует, что эта проблема является крайне актуальной, и она заслуживает более подробного исследования.
Также нами была определена специфика гражданственности как качества личности подростка. Во многом ее характер обусловлен возрастными особенностями психологического и физиологического развития, что необходимо учитывать при организации процесса воспитания гражданственности в школьнике.
Было определено, что уроки иностранного языка обладают большим потенциалом для воспитания гражданственности. Практическая значимость методов и форм гражданского воспитания и их дальнейшее применение на практике с последующим анализом помогает выявить эффективность деятельности по воспитанию гражданственности, а также определить отношение учащихся к таким понятиям, как «гражданин», «патриот», «идеал», «Родина», «памятник», «история». Выявление отношения к этим понятиям позволяет в полной мере подтвердить средств и методов иностранного языка по воспитанию гражданственности у подростков на уроках.
Таким образом, мы видим, что процесс воспитания гражданственности на уроке иностранного языка отвечает не только воспитательным, но также и
1. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 9. — С.14—18.
2. Ворожищева, Е.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к гражданскому воспитанию дошкольников: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.В. Ворожищева. – Новокузнецк, 2010. — 32 с.
3. Гальскова, Н.Д. Основы профессиональной подготовки учителя иностранных языков / Н.Д. Гальскова, Д.К. Бартош, А.Ф. Будько. – Минск: МГЛУ, 2015. – 116 с.
4. Беличева, С.А. Этот «опасный» возраст / С.А. Беличева. – М.: Знание, 1982. – 94 с.
5. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
6. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
7. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 171 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1-to80RE7Zjlqobnobry7up87IlyOJ81fwP9j5iWatNo/edit?pli=1. – Дата доступа: 22.10.2016.
8. Лайтман, М. Подростки хотят перемен / М. Лайтман. – М.: Институт перспективных исследований, 2012. – 320 с.
9. Федосенко, Е.В. Помощь подростку: полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.
10. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: в 12 т. / К.Д. Ушинский. – Т. 2. – М., 1948. – 647 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [ и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
12. Рапацкий, Б.И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б.И. Рапацкий // Психология. – 2014. – №1. – С.149–153.
13. Самуйленков, Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя / Д.Ф. Самуйленков. – Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1999. – 175 с.
14. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. – М. : 1965. – 320 с.
15. Демьяненко, М.Я. Основы общей методики обучения иностранным языкам / М.Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко, С.В. Кислая. – Киев: Высш. шк., 1976. – С. 157–167.
16. Елухина, Н.В. Преподавание иностранного языка в средней школе / Н. В. Елухина. — М., 2001. — 414 с.
17. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1977. – 216 с.
18. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. — 243 c.
19. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.