Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования особенностей ролевых отношений мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования ролевых отношений мальчиков и девочек дошкольного возраста
1.2 Роль и значение сюжетно-ролевой игры в формировании ролевых отношений между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование особенностей ролевых отношений мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре
2.1 Диагностика уровня сформированности ролевых отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование ролевых отношений между мальчиками и девочками в старшей группе
2.3 Эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы в учреждении дошкольного образования
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для психологии ключевой проблемой. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками, дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение с воспитанниками дошкольного возраста – необходимое условие психического развития ребенка. Несмотря на тщательные и многочисленные исследования в данной области вопросы гендерных различий в становлении и развитии межличностных отношений в дошкольном возрасте остаются недостаточно изученными.
В психолого-педагогической литературе отношения на основе доброжелательности рассматриваются как важнейшие характеристики общения (В.Н. Мясищев), как критерий нравственной личности (С.Л. Рубинштейн). Психологические исследования (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками дошкольного возраста становятся важным фактором формирования личности ребенка. В процессе воспитания взаимоотношений воспитанников дошкольного возраста важную роль играет правильно и вовремя сформированные ролевые взаимоотношения, которые развиваются в процессе совместной деятельности. Основным видом деятельности воспитанников дошкольного возраста является игровая деятельность.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает: развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты; становление позиции мальчика и девочки как субъекта социальных отношений; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
Наиболее сензитивным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений воспитанников является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается консолидация воспитанников дошкольного возраста со сверстниками своего пола.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования особенностей ролевых отношений мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования ролевых отношений мальчиков и девочек дошкольного возраста
Ролевые отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения являются значимыми в период формирования и развития личности дошкольного возраста. Личность ребенка в период дошкольного возраста происходит свое развитие в процессе общения в семье и во взаимодействии со взрослыми. Учреждение дошкольного образования и семья оказывают существенную роль на гендерное воспитание и проявление мальчиков и девочек в ролевых отношениях.
Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта [11, с. 67].
Ролевые отношения – совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.) [7, с. 95].
[...]
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование особенностей ролевых отношений мальчиков и девочек в сюжетно-ролевой игре
2.1 Диагностика уровня сформированности ролевых отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Исследование было проведено нами на базе ГУО «Детский сад № 221 г. Минска». В исследовании принимали участие воспитанники старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет) в количестве 20 человек. Для проведения исследования были сформированы две группы ребят:
– первая группа (контрольная) – 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек);
– вторая группа (экспериментальная) – 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) (см. Приложение А).
Все экспериментальной исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап: на данном этапе осуществлялась выявление уровня сформированности ролевых отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с использованием специально-подобранных методик.
Формирующий этап: на данном этапе был разработан и апробирован на практике комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на формирование ролевых отношений между мальчиками и девочками в старшей группе.
Контрольный этап: обобщение и анализ результатов исследования уровня сформированности ролевых отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с использованием специально-подобранных методик после реализации комплекса сюжетно-ролевых игр.
Для проведения экспериментального исследования, использовались следующие диагностические методики:
1. Наблюдение за особенностями игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры (Н.Н. Серова)
Цель: выявление особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры.
Оценка особенностей игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры проводилась по следующим критериям:
1. Передает характерные особенности персонажа: своего пола противоположного пола.
2. Длительность ролевого взаимодействия.
[...]
Заключение
В данной работе под ролевыми отношениями будем понимать переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния, которые люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры ролевых взаимоотношений воспитанников дошкольного возраста. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура, полоролевая «Я-концепция». В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу.
Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. В игре ребенок дошкольного возраста реализует свое желание действовать не только самостоятельно, но и как взрослый. Кроме того, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность напрямую зависит от того, во что и как играют дошкольники, каково содержание сюжетно-ролевых игр. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра является средством формирования ролевых отношений между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста.
Целью данной работы являлось теоретически обосновать возможности сюжетно-ролевой игры в формировании ролевых отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование выявления уровня ролевых отношений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста которое осуществлялось в несколько этапов. Исследование было проведено на базе ГУО «Детский сад № 221 г. Минска». В исследовании принимали участие воспитанники старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет) в количестве 20 человек. Для проведения исследования были сформированы две группы ребят: первая группа (контрольная) – 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек); вторая группа (экспериментальная) – 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
1 Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т. Антонова //Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С. 68.
2 Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2008. – 367 с.
2 Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2007. – 418 с.
3 Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 2014. – 243 с.
4 Донцов, А. И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования / А. И. Донцов. – М. : Просвещение, 2014. – 420 с.
5 Карташова, Л. О самоорганизации детей в игре / Л. Карташова //Дошкольное воспитание. – 2011. – №11. – С. 31.
6 Коломинский, Я. А. О взаимоотношениях в группе детей / Я.А. Коломинский //Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 43.
7 Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н. В. Погольша. – СПб.: Питер, 2012. – 367 с.
8 Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 2001. – 112 с.
9 Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Прогресс, 2010. – 420 с.
10 Осорина, М. В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб. : Питер, 2009. – 243 с.
11 Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. – Самара, 2008. – 498 с.
12 Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. – М. : Педагогика, 2008. – 148 с.
13 Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 319 с.
14 Сироткина, Л. П. Формирование положительных взаимоотношений между детьми разновозрастной группы посредством трудовой деятельности / Л. П. Сироткина // Молодой ученый. – 2018. – № 7 (193). – С. 187-189
15 Смирнова, Е. О. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е. О. Смирнова, В. А. Бутенко // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 39.
16 Смирнова, Е. О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам / Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина // Вопросы психологии. –2008. – №3. – С. 54.
17 Смирнова Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 69.
18 Столетов, В. Н. Диалоги о воспитании / В. Н. Столетов. – М. : Педагогика. – 2008. – 271 с.
19 Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Молодой ученый – Режим доступа: https://moluch.ru/.
20 Условия успешных взаимоотношений детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
21 Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь. – Минск, 2023. – 463 с.
22 Чернов, А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей / А. В. Чернов. – Ростов на Дону : Феникс, 2002. – 204 с.
23 Эльконин, Д. Б. Психология игры [Электронный ресурс] / Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib.ru.