Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что, учитывая, что в современных условиях преступность продолжает расти, необходимо совершенствовать индивидуализацию наказаний, оказывать психологическую и педагогическую помощь каждому осужденному в исправительном учреждении для повышения эффективности исправления. Поскольку бывшие осужденные представляют особую значимость для общества, государство проявляет пристальный интерес к их способности стать полноценными гражданами после отбытия наказания и при необходимости оказывает им психологическую и социальную помощь. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными к лишению свободы является важным фактором их ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения. Поскольку повышение и укрепление эффективности правового регулирования имеет важное значение для пенитенциарной системы, необходимо разработать определенную систему организации и осуществления воспитательной работы в местах лишения свободы.
Кроме того, острота проблемы профилактического воздействия на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок исполнения наказания, диктует необходимость поиска новых подходов к ее решению и предопределяет целесообразность проведения монографического исследования различных ее аспектов, К ним относятся становление и развитие отечественного законодательства в данной сфере, личностные и поведенческие параметры современного злостного нарушителя и, наконец, особенности предупреждения злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Однако на сегодняшний день решение проблемы профилактического воздействия на осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, нельзя считать завершенным, что не может не сказаться на эффективности правоприменительной практики.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогической характеристики осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания
1.1 Понятие «осужденные»
Осужденные – это социальная группа, состоящая из людей, которые по решению суда отбывают наказание в государственных тюрьмах за совершенные противоправные деяния или получили условный срок и находятся под надзором. Уголовно-процессуальные и исправительные системы во многом основаны на принципах возмездия, репарации, общего сдерживания, индивидуального сдерживания, воздаяния по заслугам, перевоспитания и превенции. Анализ показывает, что ни один из этих философских принципов не является адекватным и не приводит к снижению преступности. На ситуацию в этой сфере влияет множество факторов, помимо идеологии исправительной системы. Но давайте вернемся к этим базовым принципам:
Возмездие. Это концепция «око за око, зуб за зуб», основанная на принципе, что то, что преступно, является злом по своей сути и поэтому должно быть наказано. Целью возмездия не является снижение уровня преступности, защита общества или реабилитация преступника.
Наказание. Преступник должен выплатить жертве компенсацию, вернуть все, что было похищено, и возместить причиненный ущерб, будь то физические увечья или потеря имущества.
Общее устрашение. Общее устрашение основано на идее, что наказание за преступление должно повлиять на тех, кто официально не был наказан. Преступник должен быть использован в качестве примера, чтобы его страдания удержали других от совершения подобных преступлений.
Индивидуальное запугивание. В случае индивидуального запугивания акцент делается на том, какой эффект санкции окажут на правонарушителя. Предполагается, что правонарушитель будет избегать поведения, которое привело к санкциям, в будущем.
[…]
Глава 2 Эмпирическое исследование психолого-педагогической характеристики осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить особенности агрессивности личности осужденных.
Задачи исследования:
1. Организовать и провести эмпирическое исследование.
2. Проанализировать результаты.
3. Предложить рекомендации по снижению уровня агрессивности.
Испытуемые: в исследовании приняли участие 20 осужденных, имеющих рецидив в возрасте 30-40 лет мужского пола.
Этапы исследования.
Первый этап - психодиагностический: проведение психодиагностики методом тестирования с целью получения первичных данных по методикам исследования, их первичная обработка. Процедура тестирования реализуется в соответствии с инструкцией, изменения в которую не вносились. Испытуемым предлагается пройти тест по озвученной экспериментатором инструкции и по завершении работы тестовый материал подлежит обработке.
Второй этап: анализ основных характеристик выборок – показателей агрессии; обсуждение результатов.
Третий этап: формулирование выводов и заключения исследования.
Четвертый этап: предложение практических рекомендаций по снижению уровня агрессивности.
Используемые методики. В ходе проведения исследования нами была использована следующая психологическая методика, адекватная объекту и предмету исследования: «Диагностика состояния и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки.
[…]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что осужденные представляют собой социальную группу, которая состоит из лиц, которые совершили противоправные действия и отбывают наказания в государственных учреждениях исполнения наказаний. Основными принципами работы с осужденными являются такие как возмездие, перевоспитание, превентивность и т.д. Особенности личности осужденного строятся на основе определения показателей статуса, новых общественных отношений, ограничений в процессе построения собственного отношения к конкретному типу деятельности. Основными психологическими качествами осужденных являются негативные качества, определяющие основные характеристики отношений к окружающим и восприятия тех или иных особенностей.
Для осужденных, которые злостно нарушают установленный порядок отбывания наказания характерными являются специфические характеристики психолого-педагогического развития. Основными индивидуальными личностными чертами осужденных-рецидивистов являются такие как цинизм, высокий уровень агрессивности и жестокости, снижение уровня развития эмпатии и личностного взаимодействия с другими людьми.
С целью формирования представлений о психолого-педагогических характеристиках осужденных, злостно нарушающих установленный порядок, нами было проведено исследование при помощи методик Басса-Дарки и многофакторного личностного опросника.
Анализ результатов исследования показал, что в основном, осужденные, злостно нарушающие установленный порядок характеризуются следующими психолого-педагогическими характеристиками: вербальной агрессии, раздражения, чувства вины и физической агрессии.
[…]