Введение
Ответственность является гарантией устойчивости общественных отношений, стойкости правопорядка и защиты человеческих ценностей. Институт юридической ответственности является одним из предопределяющих факторов укрепления правопорядка.
Административная ответственность, являясь особым видом юридической ответственности обладает всеми чертами, присущими последней и, вместе с тем, выступает самостоятельным институтом административного-деликтного права. Представление административной ответственности в административном праве отражает основные подходы к пониманию признаков и особенностей юридической ответственности.
Административная ответственность реализуется путем применения административного взыскания к правонарушителю, однако далеко не сводится к нему. Взыскание – итог реализации ответственности, ее мера. Правильно подобранная санкция дает возможность правоприменительным органам в борьбе с административными правонарушениями избрать наиболее целесообразную меру ответственности, что также является одним из обязательных условий эффективности борьбы с административными правонарушениями.
Административная ответственность должностных лиц является важной составляющей правовой системы. Она предусматривает привлечение должностных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в рамках их служебной деятельности.
Исследуя и анализируя современную обстановку, можно с полной уверенностью заявить, что административные правонарушения, которые совершаются должностными лицами, занимают самый большой удельный вес во всем объеме правонарушений такой категории субъектов. При этом, отмечается, что институт административной ответственности должностных лиц в современных условиях изучен на недостаточном уровне.
Актуальность темы настоящего исследования обуславливается и тем, что, несмотря на законодательное закрепление дефиниции «должностное лицо», в отечественной юриспруденции компромисс относительно этой правовой категории так и не достигнут. Существенным признаком должностного лица является реализация в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, организационно-распорядительных прав, имеющих властный характер и влекущих юридически значимые последствия. Именно наличие у должностного лица права совершать действия властного характера предопределяет и особенности ответственности такого лица. Поэтому должностные лица относятся к категории специальных субъектов административных правонарушений.
Обзор источников по теме исследования
В ходе исследования были проанализированы нормативные правовые акты Республики Беларусь, учебные пособия и специальная литература, направленные на исследование особенностей административной ответственности должностных лиц в Республике Беларусь.
Правовой основой исследования послужила Конституция Республики Беларусь [9], Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [7], Закон Республики Беларусь «О государственной службе» [13] и другие нормативные правовые акты.
Теоретической основой исследования послужили труды таких ученых, как Д. Н. Бахрах [1], К. С. Бельский[2], Д. А. Гавриленко [3; 4], Д. В. Капский, Д. П. Ходоскин, О. А. Ходоскина [5], А. Н. Крамник [8], О. А. Лазюк [10], С. И. Лутенков, Т. П. Афонченко [11], М. Е. Рутковская [14], Т. В. Телятицкая [17], А. Г. Тиковенко [18] и др.
Так, О. А. Лазюк в своей статье «Должностное лицо как специальный субъект административной ответственности в Республике Беларусь» рассматривает должностные лица как субъекта административной ответственности. Автор акцентирует внимание на понятии «должностное лицо» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также определяет, что административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием противоправного бездействия.[10].
В свою очередь, С. И. Лутенков отмечает, что государственная служба является необходимым и важным элементом структуры государства. Она выполняет связующую роль между государством и обществом. Эффективность государственной службы во многом зависит от правовой регламентации должностных обязанностей государственных служащих и установления мер юридической ответственности. Так, государственный служащий несет административную ответственность при совершении административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в качестве должностного лица [11].
Работа «Должностное лицо как специальный субъект административных правонарушений» М. Е. Рутковской посвящена исследованию должностного лица как специального субъекта административных правонарушений. В частности, рассматриваются вопросы трактовки понятия «должностное лицо» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь, проведены сравнения и выделены отличительные признаки данного понятия, определены категории, признаки и функции должностного лица. Исследована такая категория должностного лица, как государственные служащие. В статье обращается внимание на отсутствие в законодательстве определений правовых категорий «организационно-распорядительная функция», «административно-хозяйственная функция», «юридические значимые действия», «специальное полномочие» [14].
Глава 1 Общие положения об административной ответственности должностных лиц
1.1 Понятие, особенности и принципы административной ответственности
В любом обществе складываются определенные социальные нормы, назначение которых состоит в регулировании постоянно возникающих или повторяющихся общественных отношений между людьми. Нормальные взаимоотношения в любом коллективе невозможны без упорядочивающего воздействия определенной системы общеобязательных правил поведения. Действия, противоречащие установленным правилам, являются нарушениями и влекут за собой определенную ответственность. Сама же ответственность возможна тогда, когда к поведению людей предъявляются требования, основанные на выработанных обществом правилах. Это относится не только к юридической ответственности, но и ко всем видам ответственности, включая ответственность за нарушение внутренних норм общественных организаций, а также нравственную ответственность.
Понятие «ответственность» производно от глагола «отвечать» (дать ответ, подать весть и т. д.). В научной литературе единого понятия ответственности не существует. Философы делают акцент на долг лица перед другими лицами или обществом. В этом случае ответственность рассматривается как явление субъективного характера. Юридическая или правовая ответственность происходит из понятия ответственности, связана с совершением незаконных действий [19, c. 5].
Юридическая ответственность определяется как необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения в случае совершения им правонарушения. Юридическая ответственность неразрывно связана с государственной властью и наступает при нарушении правовых норм. Юридическая ответственность наступает за правонарушение и является его следствием. Она выражается в отрицательной реакции государства на противоправное поведение и характеризуется применением мер государственно-принудительного воздействия.
Основной целью юридической ответственности является охрана и защита общественных отношений, правопорядка и законности. Юридическая ответственность имеет своей задачей охрану прав и законных интересов граждан, предприятий и учреждений от общественно опасных противоправных деяний путем установления наказания за их совершение. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, справедливой упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент [3, c. 12].
[…]
Глава 2 Административные наказания, применяемые к должностным лицам
2.1 Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
Общим признаком юридической (правовой) ответственности должностных лиц, конечно же, является знание и правильное понимание обязанностей, возложенных на них законом или моральными обязательствами, и не маловажно иметь правильное отношение к ним.
Юридическая ответственность формируется в соответствии с типом требований к выполнению своих обязанностей и формой, используемой для обеспечения выполнения ими своих обязанностей, а также различными наказаниями для виновных, нарушающих законодательство.
Юридическая (правовая) ответственность должностных лиц – явление сложное и многомерное. Обязанности должностных лиц возникают, когда они не выполняют или ненадлежащим образом исполняют служебные обязанности, не соблюдают служебную дисциплину, нарушают законы и порядок, характер и свободы людей и граждан и по другим причинам, предусмотренным законодательством.
Создать эффективную систему мотивации должностных лиц к качественному и результативному выполнению работы и установить строгую юридическую ответственность за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, нарушения гражданских прав и другие нарушения законов и национальной дисциплины.
Юридическая ответственность воплощается в применении к должностным лицам определенных мер наказания, то есть наказаний за совершенные ими преступления в соответствии с действующим законодательством.
Строгое соблюдение трудовой (служебной) дисциплины и укрепление национальной дисциплины – одна из важнейших обязанностей должностных лиц. Строгая дисциплина государственного аппарата – залог его эффективной и стабильной работы. Предпосылка дисциплинарной системы заключается в том, что каждый государственный служащий строго соблюдает кодекс поведения, установленный государственным агентством, и быстро и точно выполняет юридические инструкции, данные ему начальством [16, c. 389].
Должностные лица несут большую ответственность за причинение имущественного ущерба государственным органам при исполнении своих служебных обязанностей. Если требуется по закону, это осуществляется путем компенсации имущественных убытков в добровольном или судебном порядке.
[…]
Глава 3 Проблемные аспекты привлечения к административной ответственности должностных лиц
Несмотря на законодательное закрепление дефиниции «должностное лицо», в отечественной юриспруденции компромисс относительно этой право вой категории так и не достигнут. В известной степени категория должностных лиц представляет кроме научного еще и значительный практический интерес, в частности, не только в плане привлечения должностных лиц к административной и уголовной ответственности за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в служебные обязанности должностного лица, но и для правильного рассмотрения компетентными органами жалоб граждан на действия и решения должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Ретроспективный взгляд на дореволюционное и советское законодательство дает возможность проследить процесс постепенного качественного изменения содержания понятия «должностное лицо», дает возможность выделить подходы к пониманию этой дефиниции. В истории раз вития термина мы наблюдаем последовательный переход от девиза «Любой служащий – есть должностное лицо» и индивидуализации должностных лиц не по объему и характеру полномочий, а по признакам тех организаций, в которых они занимают должности до выработки признаков должностного лица в виде определения его функциональных характеристик, до поиска оптимального определения дефиниции «должностное лицо». Как показывает исторический анализ, развитие проблемы должностного лица в правовой науке и на практике характеризуется противоборством двух тенденций: расширительного толкования термина «должностное лицо» и его узкого понимания. Должностным лицом в широком смысле можно считать любого из государственных служащих, занимающего должность в государственном аппарате.
В свою очередь, как отмечает А.Г. Тиковенко, в узком смысле под должностными лицами понимаются государственные служащие, которые осуществляют возложенные на них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а равно деятельность, имеющую публичную значимость, выступающую основой для иных юридически значимых действий, либо непосредственно совершают юридически значимые действия, устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения [18, с. 63]. Значит, в основу узкого понимания должностного лица закладывается соответствующий признак, который, по мнению конкретного автора, является главным, приоритетным при определении сущности должностных лиц.
[…]
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Административная ответственность представляет собой форму реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим такие правонарушения.
Цель административной ответственности заключается в воспитании у нарушителя и окружающих его лиц уважения к правовым нормам, а также в предупреждении нарушителя и других окружающих его лиц от совершения новых правонарушений.
Административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, но основная черта заключается в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.
Принципы административной ответственности – законность, равенство перед законом, виновная ответственность, справедливость и гуманизм.
Под должностным лицом понимается физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.
Юридическим основанием административной ответственности должностных лиц является должностное административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица, совершенное им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, отличающееся от других административных правонарушений физических лиц повышенной общественной опасностью, возникающей в силу обладания должностным лицом специального правового статуса (положения), и за которое КоАП установлена административная ответственность.
[…]
1. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. – М.: БЕК, 2019. – 355 с.
2. Бельский, К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К. С. Бельский // Государство и право. − 2019. − № 12. – С. 12-20.
3. Гавриленко, Д. А. Административная ответственность и современность: некоторые вопросы теории и практики : учеб. пособие / Д. А. Гавриленко. – Минск : Акад. МВД Респ. Бе ларусь, 2008. – 79 с.
4. Гавриленко, Д.А. Административно-деликтное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2016. – 416 с.
5. Капский, Д.В. Административное право: учеб. пособие / Д.В. Капский, Д.П. Ходоскин, О.А. Ходоскина. – Гомель: БелГУТ, 2015. – 210 с.
6. Керамова, С. Н. Об административной ответственности государственных служащих / С. Н. Керамова // Гос. служба и кадры. – 2020. – № 1. – С. 217-219.
7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 18 дек. 2020 г.: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 284-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник. – Мн.: Тесей, 2019. – 288 с.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.). – Минск: Амалфея, 2022. – 80 с.
10. Лазюк, О. А. Должностное лицо как специальный субъект административной ответственности в Республике Беларусь / О. А. Лазюк // Стратегическое развитие Отечественной науки: национальное самосознание, скрытые конкурентные преимущества : сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 22 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2023. – С. 37-40.
11. Лутенков, С. И. Административная ответственность государственных служащих в Республике Беларусь [Электронных ресурс] // С. И. Лутенков, Т. П. Афонченко // Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации : сборник научных статей IV международной научно-практической интернет-конференции, 31 марта 2023 г. : научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Ж. Ч. Коноваловой ; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. – Гомель, 2023. – С. 71-75.
12. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь / И. И. Мах. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
13. О государственной службе : Закон Респ. Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 7 февраля 2023 г. № 248-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
14. Рутковская, М. Е. Должностное лицо как специальный субъект административных правонарушений / М. Е. Рутковская // 77-я научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета : материалы конференции в 3 частях, Минск, 11-22 мая 2020 года. Том Часть 3. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 919-922.
15. Рябцев, Л. М. Административное право: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Минск: Книжный Дом, 2007. – 320 с.
16. Сухова, В. Административная ответственность должностных лиц (статья 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) / В. Сухова // Организационно-правовые аспекты инновационного развития АПК (см. в книгах). – 2016. – № 13. – С. 388-391.
17. Телятицкая, Т. В. Административное право / Т. В. Телятицкая. − Минск: Тетрасистемс, 2017. – 144 с.
18. Тиковенко, А. Г. Должностное лицо в современном праве / А. Г. Тиковенко // Юстиция Беларуси. – 2003. – №2. – С. 63-66.
19. Шайгалиев, М. Г. Юридическая ответственность: проблемы теории и практики : авто реф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.01 / М. Г. Шайгалиев ; Казах. нац. ун-т им. Аль-Фараби. – Алматы, 2006. – 25 с.
20. Яковец, М. О. Понятие должностного лица как субъекта административного права / М. О. Яковец // Сборник работ 66-й научной конференции студентов и аспирантов Белгосуниверситета. В 3 ч. Ч. 3. – Минск, 2009. – С. 296-300.