Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения социально-психологической готовности детей к обучению
1.1 Характеристика социально-психологической готовности детей к обучению в школе
1.2 Старший дошкольный возраст: характеристика и особенности
1.3 Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общей психологической готовности ребёнка к школьному обучению
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей социально-психологической готовности детей к обучению в школе
2.1 Исследования социально-психологической готовности детей к школе
2.2 Сравнительный анализ социально-психологической готовности детей к школе посещаемых и не посещаемых детский сад
2.3 Методические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Изучение социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе является очень актуальной темой. Этот период развития ребенка является критическим для его будущего успеха в учебе и социальной адаптации. Подготовка детей к школе не только включает в себя развитие академических навыков, но и формирование социальных и эмоциональных компетенций, которые необходимы для успешной адаптации в новой среде.
Изучение социально-психологической готовности старших дошкольников позволяет понять, какие факторы и влияния могут сказываться на их успешную адаптацию в школе. Это может включать их уровень социальной компетентности, навыки саморегуляции, способность к сотрудничеству и умение устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми.
Такое исследование имеет практическую значимость, поскольку позволяет разработать эффективные программы и подходы к подготовке старших дошкольников к школе. Это может включать различные мероприятия, направленные на развитие социальных навыков, повышение самооценки и уверенности в себе, а также поддержку родителей и педагогов в этом процессе.
Таким образом, изучение социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе является важным и актуальным направлением исследований, которое может содействовать успешной адаптации детей в новой образовательной среде.
В связи с этим изучение темы «Социально-психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе» является достаточно актуальной и требует более детального рассмотрения.
Изучением данной темы занимались такие авторы как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.А. Смирнов и др.
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов социально-психологической готовности воспитанников детских садов к обучению в школе
Объект исследования: социально-психологическая готовность к школьному обучению
Предмет исследования: особенности социально-психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе
Задачи:
1. Обосновать и раскрыть сущность социально-психологической готовности к обучению в школе.
2. Выявить особенности социально-психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников.
3. Разработать рекомендации по формированию социально-психологической готовности к обучению в школе.
Глава 1 Теоретические основы изучения социально-психологической готовности детей к обучению
1.1 Характеристика социально-психологической готовности детей к обучению в школе
Готовность ребёнка к школе является одной из важнейших составляющих к действию и определяется психологическими факторами. Готовность к школе представляет собой многогранный процесс, а именно - включает в себя готовность отдельного ребёнка, готовность школы как в материальном, так и в профессиональном плане для детей, а также способность семьи и общества поддерживать оптимальное развитие ребёнка в периоде перехода из детского сада в школу. Начало обучения ребёнка в школе считается одним из ответственных этапов на жизненном пути ребёнка. Школы обязаны быть готовыми ко всем детям на всех уровнях готовности. В свою очередь, поступающий в школу ребёнок должен быть достаточно подготовлен к новым изменениям в образе жизни, к предъявляемым школой требованиям, к осознанию себя в роли ученика [1, с.892].
Готовность детей к школе определяется на уровне детского сада и является критерием результата для программ на уровне общества, а не критерием исключения в начале формального образовательного процесса. Новые знания о раннем развитии мозга и организма ребёнка показали, что поддающиеся изменению факторы раннего опыта ребёнка могут сильно повлиять на его траекторию обучения. Готовность к школе включает в себя не только ранние академические навыки детей, но и их физическое здоровье, языковые навыки, социальное и эмоциональное развитие, мотивацию к обучению, творческие способности и общие знания. Семья и общество играют решающую роль в обеспечении роста детей во всех этих областях и, следовательно, их готовности к школе. Школы должны быть готовы обучать всех детей, когда они достигают возраста поступления в школу, независимо от степени их готовности. Многие дети поступают в детский сад с ограничениями в социальных, эмоциональных, когнитивных, и физическое развитие, которое могло быть значительно уменьшено или устранено за счёт раннего выявления потребностей ребёнка и внимания со стороны семьи к ним. Исследования раннего развития мозга подчёркивают влияние раннего опыта, отношений и эмоций на создание и укрепление нейронных связей, которые являются основой для обучения [2, с.66].
Педиатры по характеру своих взаимоотношений с семьёй и детьми могут существенно влиять на готовность к школе. Педиатры играют основную роль в обеспечении физического здоровья детей путём оказания профилактической помощи, лечения заболеваний, выявления нарушений чувствительности и наблюдения за питанием и ростом.
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей социально-психологической готовности детей к обучению в школе
2.1 Исследования социально-психологической готовности детей к школе
С целью изучения уровня социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста нами было организовано исследование на базе детского сада.
Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
– определить выборку испытуемых и методики для исследования;
– организовать и провести исследование, проанализировать полученные результаты исследования;
– разработать развивающую программу социально-психологической готовности детей обучения к школе старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняло участие 30 детей, которые были поделены на две группы (дети, которые посещают и не посещают детский сад. Каждая группа составила по 15 человек.
Для работы нами были выбраны следующие методики для исследования: методика М.Р. Гинзбург «Определение мотивов учения» (приложение А), методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной и Е.Н. Задориной (приложение Б).
Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург.
Цель методики – определение внутренних мотивов учения школьников.
Методика включает в себя 3 вопроса и 6 картинок. Детям необходимо их подробно рассмотреть и дать ответы.
По результатам исследования определяются следующие мотивы: учебный, социальный, позиционный, игровой, получения оценки.
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной и Е.Н. Задориной.
Цель методики – определение уровня интеллектуального развития детей.
Методика включает в себя следующие направления по изучению развития ребенка: изучение словарного запаса, понимание количественных и качественных соотношений, определение логического мышления и математических способностей.
Результаты исследования рассмотрим в следующем параграфе.
Заключение
Таким образом, изучив научную литературу, можно сделать следующие выводы: подготовка к школе – это процесс, истоки которого находятся в раннем возрасте. Формирование психических процессов и основных видов деятельности тесно взаимосвязаны. При освоении той или иной деятельности у ребенка постепенно формируются такие познавательные процессы как память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Относительно сущности понятия социально-психологической готовности к школьному обучению позволяет сделать вывод, что психологическая готовность представляет собой многоаспектное явление, сформированность которого у детей позволяет им принимать участие в образовательном процессе в школе, осуществлять познавательную деятельность, взаимодействовать с окружающими, как сверстниками, так и учителями. Важными компонентами социально-психологической готовности являются следующие: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая и эмоциональная готовности.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. У ребенка расширяется круг социального взаимодействия с разными людьми. Можно выделить следующие особенности развития старших дошкольников: внимание и память носит непроизвольный характер, отмечается произвольность запоминания, логичность мышления, повышенный уровень эмоциональности, активным развитием речи и расширением словарного запаса. Игровая деятельность является ведущей в этом возрасте. Одним из основных механизмов развития ребенка в период дошкольного детства выступают механизмы идентификации и обособления.
Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе обусловливается качествами, позволяющими ему общаться с окружающими, как сверстниками, так и взрослыми. Умение строить отношения с одноклассниками, выполнять задания коллективно характеризует социально-психологическую или коммуникативную готовность к школе. Общение со сверстниками необходимо для организации совместной деятельности на уроках. Чем старше становится ребенок, тем больше его привлекает общение. Мир людей становится более интересным, чем мир предметов и вещей. Ребенок начинает понимать характер взаимоотношений между людьми, мотивы их поступков, эмоциональную составляющую общения. Для него становится важным понять смысл поведения, норм, которые его регулируют.
[...]
1. Абобакирова, О. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе / О. Абобакирова // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 891-893.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов / Г.С. Абрамова – М.: Юрайт, 2010 – 811 с.
3. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова. – М.: Начальная школа, 2016 – 215 с.
4. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е.Е. Алексеева. – М.: Юрайт, 2020. – 196 с.
5. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе / К.В. Бардин. – М.: Знание, 2015 –210 с.
6.Бермус, А.Г. Практическая педагогика / А.Г. Бермус. – М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. – М.: Юрайт, 2020. – 219 с.
8. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович. – М: Знание, 2015 – 98 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Юрайт, 2019. – 400 с.
10. Большакова, Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе / Л.С. Большакова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. – С. 257-258.
11. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе / Г.В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. – 2016 – №10. – С. 19–25
12. Выготский, Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 302 с.
13. Выготский, Л.С. Развитие высших психологических функций / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 1136 с.
14. Дубровина, И.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Дубровина И.В. – М.: Юрайт, 2020. – 218с.
15. Зеленая, Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л.В. Зеленая // Современная психология: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 43-45.
16. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Л.П. Крившенко. – М: Юрайт, 2020 – 276.
17. Малькова, Н.В. Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе / Н.В. Малькова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 56-60.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 c.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 432 c.
20. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе/ Н.В. Нижегородцева. – М.: Академия, 2017 − 332 с.
21. Пугачев, А.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности / А.С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. – № 12 (47). – С. 506-510.
22. Рыбина, Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению / Э. Рыбина // Дошкольное воспитание. – 2017 – №8. – С. 25–28.
23. Ульенкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова // Вопросы психологии. – 2015 – № 4 – С. 62–69.
24. Франтасова, О. Готовность детей к школьному обучению / О. Франтасова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 48–50.
25. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: «Академия», 2011. – 416 с.