Введение
Глава 1 Общие положения о малом и среднем предпринимательстве
1.1 Понятие малого и среднего предпринимательства
1.2 Индивидуальные предприниматели как субъекты малого предпринимательства
Глава 2 Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
2.1 Источники правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
2.2 Особенности правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Предпринимательская деятельность является важнейшим ресурсом устойчивого роста экономики. В условиях переходной экономики предпринимательство характеризуется рядом специфических особенностей и не в полной мере вписывается в рамки классических экономических теорий. В общественном сознании укоренились ошибочные стереотипы, что мешает успешному развитию предпринимательства в Республике Беларусь. В частности, предпринимательская деятельность противопоставляется развитию государственного сектора экономики, предпринимательство и малый бизнес считаются тождественными понятиями и др.
В настоящее время предпринимательству уделяется особое внимание в связи с тем, что в нем стало принято видеть фактически бесплатный и неограниченный фактор экономического роста. Между тем вопрос о его природе, содержании и сущности так и остается нерешенным. Это ведет не только к неправильному пониманию работы механизма предпринимательства и особенностей поведения предпринимателей, но и к ошибкам в экономической политике в отношении предпринимательства, в частности, связанным с завышенными ожиданиями относительно ориентации предпринимателей на решение общественных задач.
Значение темы курсовой работы объясняется тем, что рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.
Успешное развитие предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, что обусловлено развитием конкуренции, повышением экспортного потенциала; лучшим использованием местных сырьевых ресурсов, созданием дополнительных рабочих мест, что является особо важным в современных условиях, когда наблюдается рост безработицы. Большое значение имеет способность малых организаций расширять сферу приложения труда в сельской местности, создавать новые возможности не только для трудоустройства в сельских районах, но прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения.
Количественная динамика и качественный рост сектора малого бизнеса приведут к повышению его вклада в социально-экономическое развитие страны, а интеграция его субъектов в систему производственных связей, развитие кооперации и субконтрактация с крупными предприятиями станет фактором реструктуризации и модернизации экономики, внедрения современной системы организации производства и повышения его эффективности.
[...]
Глава 1 Общие положения о малом и среднем предпринимательстве
1.1 Понятие малого и среднего предпринимательства
История предпринимательства, которая имеет многовековой опыт, была прервана в период больших потенциальных возможностей, когда многие сотни тысяч бизнесменов стали иметь возможность в содействии степени укрепления финансовой силы государства. Политика вытеснения, а вслед за тем и ликвидирования предпринимательства как класса вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Деятельность предпринимателей классики теории марксизма связывали, в основном, с личной собственностью и эксплуатацией рабочей силы, хотя все же и признавали некоторые позитивные и организационные функции предпринимательства.
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
С точки зрения экономистов, предприниматель – это тот, кто объединяет инструменты, работу, материалы и т.д. таким образом, что совокупная цена получаемого продукта растет. При этом он использует различные экономические механизмы, воплощая в жизнь инновации и изменяя заведенный веками порядок.
Предпринимательство является динамичным процессом наращивания богатства [1, c.185].
С развитием различных негосударственных форм собственности, вовлечением в данный процесс довольно широких масс населения появилась надобность законодательного урегулирования данных отношений. Появившиеся в итоге законы «О кооперации в СССР» и «О персональной трудовой деятельности» во многом содействовали развитию альтернативной экономической деятельности, в конце концов оказались очевидно недостаточными для регуляции уже давно использующихся в международной практике разнообразных форм предпринимательской деятельности. Это привело к принятию большого числа законодательных актов, закрепивших эти формы.
[...]
Глава 2 Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
2.1 Источники правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Беларусь предоставляет широкие возможности для развития предпринимательства. Каждый желающий может начать свой бизнес по заявительному принципу. При этом государство оказывает помощь в подборе производственных помещений и земельных участков для открытия своего дела либо его расширении.
Для развития предпринимательского сектора в республике успешно функционируют различные преференциальные режимы.
Помимо этого, в стране действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывающих начинающему бизнесу информационные и методические услуги, а также помощь в поиске партнеров, организации кооперационных и субконтракционных связей, получении финансовых и материально-технических ресурсов.
Устойчивое и эффективное функционирование предпринимательства требует поддержки со стороны государства. В настоящее время существует несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют предоставление государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в Республике Беларусь. Таким образом, основу нормативно-правового регулирования данной поддержки составляют:
– Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве»;
– Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства»;
– Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 года № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.
[...]
Заключение
Малое и среднее предпринимательство – это совокупность микропредприятий, малых и средних предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью при определенных установленных законами критериях.
Исследование воздействия малого бизнеса на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций.
Все функции, которые выполняет малый бизнес, чрезвычайно важны для национальной экономики, так как они ведут к развитию и внедрению новых технологий, улучшению качества товаров и услуг, внедрению новых товаров и услуг, нахождению новых видов ресурсов, а также открытию новых рынков. Все эти аспекты улучшают качество жизни социальной сферы государства, а также значительно улучшают экономическое состояние страны.
Малый бизнес играет важную роль в экономической и социальной жизни многих развитых стран. Его широко поддерживает государство путем финансирования организаций, установления льготного налогообложения и других средств, способных стимулировать деятельность малого бизнеса.
Под поддержкой малого и среднего предпринимательства в законодательстве Республики Беларусь подразумевается реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Целью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки в данной сфере экономики.
В современных условиях необходимо развивать и способствовать развитию инфраструктуры поддержки, так как это многоплановая поддержка в одном месте. Мировая практика доказывает необходимость совершенствования механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
[...]
1. Государственная поддержка бизнеса [Электронный ресурс] / Инвестиционный атлас г. Минска. Режим доступа: http://investatlas.minsk.gov.by/minsk/gosudarstvennaya-podderzhka-biznesa/.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 года : одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года, в ред. закона от 13 ноября 2023 г. № 312-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
3. Епифанова, Т. В. Экономические и социальные функции малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchet.rsue.ru/arxiv.php.
4. Малый бизнес : значение для государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru/role.html.
5. Филобокова, Л. Ю. Методологические подходы к оценке и управлению устойчивым развитием малого предпринимательства / Л. Ю. Филобокова // Журнал Государственный советник. – 2017 – №2 (6) – С. 65.
6. Самарина, В. П. Основы предпринимательства : учеб. пособие / В. П. Самарина. – М. : КНОРУС, 2018. – 224 с.
7. Туренко, Т. А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики / Т. А. Туренко. – Иркутск : Известия, 2017. – 428 с.
8. Батычко, В. Т. Предпринимательское право : Конспект лекций / В. Т. Батычко. – Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2017. – 245 с.
9. О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З, в ред. закона от 9 января 2018 г. № 91-З // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
11. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З, в ред. закона от 11 мая 2023 г. № 268-З // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2024.
12. Вабищевич, С. С. Хозяйственное право. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. / С. С. Вабищевич, И. А. Манбковский. – Мн. : Молодежное, 2016. – 392 с.
13. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебник / под. ред. М. Г. Лапусты. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 448 с.
14. Бондаренко, О. Г. Задачи развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / О. Г. Бондаренко // Потребительская кооперация. – 2018. – № 1. – С. 20–26.
15. Забродская, Н. Г. Экономика малого бизнеса и предпринимательства : учеб. пособие / Н. Г. Забродская, В. М. Круглик. – Минск : Амалфея, 2016. – 288 с.
16. Маньковский, И. А. Курс гражданского права. Общая часть. / И. А. Маньковский. – Мн. : Молодежное, 2016. – 427 с.
17. Лапин, М. С. Предприниматель без образования юридического лица / М. С. Лапин. – М., Инфра-М, 2018. – 453 с.
18. Пунько, Т. Н. Гражданское и предпринимательское право : курс лекций / Т. Н. Пунько. – Минск : Тесей, 2016. – 337 с.
19. Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb.
20. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
21. Аббасова, О. М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О. М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 3 (38). – С. 10–14.
22. Гриценко, Г. М. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства / Г. М. Гриценко // Никоновские чтения. – 2005. – № 10. – С. 244–246.
23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743 «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21800743