Реферат
Введение
1 Теоретические аспекты изучения психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
1.1 Понятие агрессивности в психологии
1.2 Особенности агрессивности в подростковом возрасте
1.3 Специфика агрессивности в юношеском возрасте
Выводы по главе 1
2 Эмпирическое исследование психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
2.1 Организация и методики исследования психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
2.2 Результаты исследования психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена широким распространением агрессивности у современных школьников. Подростки и старшеклассники являются наиболее восприимчивыми к разрушающему воздействию СМИ, компьютерных игр агрессивного характерна, негативным образцам поведения взрослых.
Проявление агрессивности в современном мире вызывает серьезное беспокойство. Агрессивность проникает во все сферы общества, оказывая негативное влияние на массовую культуру, социальные группы и каждого человека. Агрессивность подростков и юношей сегодня становится обыденностью, а не исключением.
В настоящее время данная проблематика является одной из самых широко обсуждаемых в психологии. В последние годы наблюдается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, которое формируется под влиянием различных факторов как биологических, так и социальных (А. Бандура, Л. Берковиц, А.А. Реан, А.Б. Крючкова, С.Г. Пилецкий, И.А. Фурманов и др.).
Проблемой изучения агрессивности занимались такие ученые как А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, З. Фрейд, Э. Фромм, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк и др. Ученые предлагаются различные подходы к пониманию сущности и факторов возникновения агрессивного поведения.
Особый интерес представляет изучение уровня агрессивности в подростковом и юношеском возрасте. На каждом возрастном этапе имеются свои индивидуальные особенности, которые могут быть связаны с возникновением и развитием агрессивности.
Объект исследования − агрессивность.
Предмет исследования − психологические характеристики агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
Цель работы − выявление психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессивности в психологии.
2. Определить особенности агрессивности в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать специфику агрессивности в раннем юношеском возрасте.
4. Выявить и сравнить психологические характеристики агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существуют различия психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
[...]
1 Теоретические аспекты изучения психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
1.1 Понятие агрессивности в психологии
Понятие «агрессивность» в психологии рассматривается многими исследователями как устойчивая личностная черта, отражающая склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей или кризисной ситуации (А. Бандура, А. Басс, Л. Берковиц, А. Дарки, Д. Коннор, М. Раттер и др.).
Другие авторы видят в агрессивности своеобразное свойство, которое позволяет личности адаптироваться к современным реалиям, защитить свои личное пространство от негативного влияния, сохранить собственную автономность (А.В. Никитин, О.М. Шабалин и др.).
С позиций западных психология агрессивность возникает как результат взаимодействия ряда когнитивно-эмоциональных процессов и ситуации (Д. Зибельман, М. Фестингер), депривации удовлетворения потребностей (Р. Фишбах), действия психологической защиты (Г. Оллпорт) [1].
Западные психологи выделяют следующие причины возникновения агрессивности:
- неспособность справиться с напряжением, обусловленным фрустрацией (Дж. Доллард);
- воздействие аверсивных стимулов, повышающие личностную готовность к проявлению агрессивности (Л. Берковитц);
- подверженность социальному влиянию, усвоение агрессивности от ближайшего окружения (А. Бандура)
- инстинктивное стремление и потребность причинять вред другим (Г. Мюррей);
- генетическая предрасположенность (Э.О. Уилсон);
- склонность к гневу и враждебности (С. Фишбах) и др.
Отечественные психологии анализируют агрессивность как склонность к агрессии (Е.В. Змановская М.Е. Еникеев), реакция на изменение внешней среды (Т.Г. Румянцева), личностное состояние, связанное с особенностями личности (И.В. Бойко, Д.Н. Левитов и др.), типологическая характеристика (А. Налчаджан, Л.Н. Собчик и др.), комплексное личностное свойство (А.И. Крупнов, С.Л. Соловьева и др.).
В работах В.С. Мерлина агрессивность рассматривалась в качестве свойства темперамента, которое проявляется в ситуации фрустрации. Предпосылки агрессивности лежат в слабом самоконтроле, повышенной раздражительности, склонности к разрядке повышенной напряженности.
[...]
2 Эмпирическое исследование психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
2.1 Организация и методики исследования психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте
С целью выявления психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте нами было организовано экспериментальное исследование.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте 12-14 лет. Выборка была разделена на 2 группы: 10 подростков и 10 юношей.
Задачи эмпирического исследования:
- выявить склонность к агрессии в подростковом и юношеском возрасте;
- выявить склонность в подростковом и юношеском возрасте к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик;
- выявить уровень агрессивности и враждебности в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: существуют различия психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
Методы исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение данных);
- эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа);
- математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования, графическая обработка результатов экспериментальной деятельности).
Методики исследования:
1. Опросник «Диагностика агрессии и враждебности» (А. Басса и М. Перри).
Назначение: определение агрессивных и враждебных реакций человека.
Шкалы: физическая агрессия; гнев, враждебность.
2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
Назначение: методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.
Шкалы методики: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность; позитивная агрессивность, негативная агрессивность, конфликтность.
[...]
Заключение
Агрессивность – это относительно устойчивое свойство личности, сформированное в ходе социализации, выражающееся в готовности к проявлению агрессии. Агрессивность как комплексная характеристика состоит из когнитивного (личность определенным образом воспринимает и интерпретирует ситуацию или действия оппонента), волевого (степень самоконтроля и регуляции), эмоционального (раздражительностью, тревогой, гневом) компонентов. Среди личностных предпосылок выделяются: локус контроля, эгоцентризм, низкая эмпатия, эмоциональная нестабильность, враждебность, слабый самоконтроль, низкие коммуникативные навыки, низкая нормативность.
Особенности агрессивности в подростковом возрасте связаны с возрастными характеристиками, перестройкой всех сфер. На физиологическом уровне происходит половое созревание, когда тело подростка меняется, повышается уровень гормонов; на социальном - повышается потребность в самоутверждении, которую он реализует в межличностных отношениях; на психологическим можно выделить наличие внутренних конфликтов, эмоциональной нестабильности, повышенной чувствительности, вспыльчивости и возбудимости, слабый самоконтроль и регуляцию поведения. Эти особенности могут выступать предпосылками повышения агрессивности подростков. Агрессивность подростков может проявляться как форма самоутверждения, способ разрядить повышенное напряжение в фрустрирующих состояниях, компенсировать свои неудачи, средство повышения престижа и уважения, демонстрации своей взрослости и самостоятельности, способ разрешения конфликтных ситуаций.
В юношеском возрасте важная цель личности заключается в подтверждении собственной значимости, в повышении субъектности, осознании собственной индивидуальности, появлении жизненных планов, жизненном самоопределении, установлении межличностных отношений. Агрессивность в юности часто носит конструктивный характер. Личностная конструктивная агрессивность в юности выражается в настойчивом и целеустремленном поведении, ожидаемым результатом которого выступает укрепление внутренней позиции, достижение важных целей. Факторами агрессивности в ранней юности выступают: индивидуальные особенности (социальная пластичность, гипертимные черты, повышенная возбудимость и раздражительность, саморегуляция, несдержанность, фрустрированность, выраженная маскулинность), наличие внутренних конфликтов, низкая толерантность, ценностные ориентации, самооценка, привязанность к матери, самоидентификация группы сверстников.
С целью выявления психологических характеристик агрессивности в подростковом и юношеском возрасте нами было организовано экспериментальное исследование.
[...]
1. Михайлова, О.Б. Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении / О.Б. Михайлова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. - № 2. – С. 1-7.
2. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. - Москва-Воронеж, 1996. – 367 с.
3. Кошанская, А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А.Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172–175.
4. Реан, А.А. Подростковая агрессия / А.А. Реан // Психология подростка: полное руководство / под ред. А. А. Реана. – Москва, 2008. – С. 324–337.
5. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. – 2006. – № 1. – С. 63–73.
6. Заусенкова, И.А. Связь агрессивности и самоактуализации личности / И.А. Заусенкова // Педагогическое образование в России. – 2019. - № 6. –С. 1-7.
7. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / С.Л. Соловьева. - СПб., 1994. – 25 с.
8. Дроздов, А.Ю. Агрессивность как системное свойство личности / А.Ю. Дроздов // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. – 2019. - № 2. – С. 36-42
9. Газиева, М. З. Понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе / М.З. Газиева, А.В. Ковалева, И.С. Дашуева // Шаг в науку: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Грозный, 22 октября 2019 года. – Грозный: «АЛЕФ», 2019. – С. 521-526.
10. Ярмоленко, Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии: На примере студенческой молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук / Г.П. Ярмоленко. – Санкт-Петербург, 2004. – 25 с.
11. Smeets K.C. Are Proactive and Reactive Aggression Meaningful Distinctions in Adolescents? A Variable- and Person-Based Approach // J Abnorm Child Psychol. 2017 Jan;45(1):1-14.
12. Банщикова, Т.Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Концепт. – 2013. – № 1. – С. 196-201.
13. Корытченкова, Н.И. Интегральные характеристики агрессивности личности / Н.И. Корытченкова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. - № 4. – С. 152-156.
14. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
15. Павлова, Т.В. Внутриличностные конфликты современных подростков / Т.В. Павлова, О А. Бенькова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. – Барнаул, 2015. – С. 2007–2013.
16. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.
17. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112
18. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. –М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
19. Черепкова, Н. В. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н. В. Черепкова, М. Ю. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2976-2980.
20. Усынина, Т. П. Характеристика самоотношения в подростковом возрасте / Т. П. Усынина // Мир педагогики и психологии. – 2019. – № 5. – С. 195-201.
21. Арендачук, И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков / И.В. Арендачук // Известия Саратовского ун-та. – 2017. – № 1. – С. 356-360.
22. Стреленко, А.А. Взаимосвязь самоотношения с локусом контроля у подростков групп социального риска / А.А. Стреленко // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: сборник трудов конференции. – Симферополь, 2019. – С. 345-349.
23. Диденко, Е. Д. Взаимосвязь агрессивности и конфликтности в подростковом возрасте / Е. Д. Диденко // Всероссийские студенческие Ломоносовские чтения: сборник статей. – Петрозаводcк: «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 240-246.
24. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
25. Киреева, Е.А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е.А. Киреева. – Самара, 2015. – 20 с.
26. Карбанович, О.В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации / О.В. Карбанович // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2015. – № 2. – С. 74-79.
27. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Е.С. Шамухаметова // Научные исследования и разработки: материалы Международной научно-практ. конференции. – М., 2018. – С. 388-390.
28. Кузнецова, М. Н. Взаимосвязь личностных характеристик и предрасположенности к деструктивному поведению у подростков / М. Н. Кузнецова, Л. С. Рычкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 5(171). – С. 432-435.
29. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Н. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 456 с.
30. Сергеева, О.В. Психологический аспект коммуникации в образовательном процессе вуза / О.В. Сергеева // Вестник гуманитарного образования. – 2018. – № 1. – С. 42-45.
31. Евтушенко, О.И. Психологические особенности межличностного взаимодействия в юношеском возрасте / О.И. Евтушенко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2018. – № 1 (7). – С. 85-88.
32. Абдиева, Г.И. Юношеский возраст как период личностно-профессионального самоопределения и становления / Г.И. Абдиева // Globus. – 2021. – Т. 7, № 2 (59). – С. 26-28.
33. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
34. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с.
35. Пантелеева, Т. В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т. В. Пантелеева // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 11-14.
36. Нечепуренко, Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Нечепуренко. – Москва, 2009. – 19 с.
37. Михейкина, С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Михейкина. – Ставрополь, 2004. – 18 с.
38. Крючкова, А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.Б. Крючкова. – Москва, 2010. – 25 с.
39. Киселева, А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Киселева. – Москва, 2005. – 26 с.
40. Cairns R.B., Cairns B.D., Neckerman H.J., Gest S.D., Gariepy J-L. Social networks and aggressive behavior: peer support or peer rejection? Dev Psychol. 1988;24(6):815–823.