Введение
Глава 1 Теоретические аспекты полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста
1.2 Понятие самоактуализации
1.3 Особенности полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире происходит множество изменений, которые направлены на исследование различий между показателями мужского и женского поведения в целом. Представление о мужском и женском поведении основано на системе психофизиологических механизмов, отражающих показатели становления и развития представлений о себе как представителя конкретного пола. Именно данные аспекты указывают на то, что социальный институт воспитания оказывает влияние на процессы полоролевой социализации ребенка.
Воспитание и развитие полоролевых представлений должно формироваться еще в рамках дошкольного возраста, что в свою очередь стимулирует определенные воспитательные и образовательные процессы. Семья представляет собой важный институт развития полоролевой дифференциации, однако он не единственный. Формирование паттернов мужского или женского поведения может происходить посредством детской литературы, телевидение и взаимодействие со сверстниками. Именно процессы общения с сверстниками оказывает влияние на систему поведения, которое характерно для того или иного пола. Далее стереотипы конкретного поведения стабилизируются в рамках общения со взрослыми людьми и как следствие, формируется регламентированное общение со взрослым на основе собственной регламентированной деятельности в целом.
Основной проблемой современного образования является именно недостаточность создания условий для реализации мальчиками и девочками определенных аспектов полоролевого поведения в ситуации обучения и воспитания. Полоролевая социализация детей и подростков может происходить как стихийно так и целенаправленно, однако данным процессам уделяется мало внимания в рамках отсутствия педагогического внимания.
Процессы воспитания мальчиков и девочек в учреждении образования недостаточны и проходят неэффективно, так как во многом они развиваются на основе определенных гендерных стереотипов, которые не учитывают особенностей современной жизни, что в свою очередь не может учитывать вариативность мужского и женского поведения в целом, что в свою очередь не формирует у детей представления об овладении мужскими и женскими формами поведения.
Для современной психологической науки характерным является низкий уровень психосексуального воспитания, что указывает на повышение уровня дисфункциональности в семье, что в свою очередь указывает на несформированность у родителей и педагогов характеристик поведения, а также отсутствии знаний и умений в рамках развития полоролевой социализации детей на разных возрастных этапах.
Исследованиями в области полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Э. Эриксон, Т.В. Бендас, Г.В. Васильченко, М.В. Гамезо, Л.В. Градусова, А.Н. Дробский и т.д. Данные исследователи указывали на то, что разделение процессов самоактуализации по полу и гендерным признакам является важным в системе изучения показателей развития личности старшеклассников.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего школьного возраста
Возраст, в котором дети заканчивают школу, имеет свои особенности, которые отражаются в основных детерминантах развития. Согласно различным подходам к периодизации, возраст окончания среднего образования находится в пределах от 14-15 до 17-18 лет. В соответствии с отечественным подходом – Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина – можно выделить ряд специфических характеристик [2, с.44].
М.В. Гамезо отмечал, что этот возраст характеризуется наличием кризиса, связанного со становлением личности как субъекта собственного развития. Основным процессом в этом возрасте является развитие самосознания [6, с.88].
А.Н. Леонтьев считал, что первое развитие самосознания происходит в возрасте 3 лет, критерием для появления местоимения Я, что связано с выходом из состояния кризиса. Второй этап в развитии самосознания приходится на подростковый возраст и связан с развитием рефлексии. В этот период развитие происходит в обоих направлениях: как я понимаю и принимаю себя и как меня принимают другие. Отделение себя от окружающего мира – это путь к развитию самосознания [17, с.88].
В соответствии с подходами этих авторов, данный возраст характеризуется включением в профессиональную и учебную деятельность, что определяет направленность активности на освоение основ профессиональной деятельности. А.А. Реан выделяет основные новообразования: формирование представлений о мире, формирование профессиональных интересов и склонностей, формирование самосознания.
Формирование Я-концепции в подростковом возрасте характеризуется непоследовательностью и неустойчивостью, формирование устойчивой самооценки является основой для формирования саморегуляции. в возрасте 15-17 лет Я-концепция охватывает все стороны личности, имеет многогранный и единый характер, улучшается оценка себя, принимается самокритика, а самооценка становится наиболее точной [20, с.44].
С.Р. Аллахвердян, Р. Берн, Л.И. Божович, И.С. Липкин, Ю.Н. Максимова, М.А. Резниченко и ряд других ученых считают, что в подростковом возрасте самооценка переходит во внутренний план, и что самооценка осуществляется не в контексте сравнения с внешними объектами, а по внутренне сформированным образам. Это особый признак развития саморегуляции и основа для ее развития. Это важный момент в формировании самосознания, поскольку он свидетельствует о завершении перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования самовосприятия).
[...]
Глава 2 Эмпирическое исследование полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: ГУО «Средняя школа №12» г. Могилева. В исследовании приняли участие 30 респондентов старшего школьного возраста (15-17 лет). Выборка включает в себя две выборки испытуемых: в первую группу включены 15 юношей, а во вторую – 15 девушек. Нами был проведен статистический анализ результатов исследования.
Эмпирическое исследование было проведено посредством реализации следующих этапов:
1. На первом этапе исследования нами был проведен статистический анализ результатов исследования, подобраны методики и сформированы основные направления в рамках исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование и реализованы статистические методы исследования.
3. На третьем этапе исследования нами был проведен сравнительный анализ результатов исследования и определены основные выводы в рамках проведенного исследования.
Цель эмпирического исследования: определить особенности полоролевой дифференциации самоатуализации старшеклассников..
Задачи исследования:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Сделать выводы в рамках проведенного исследования.
Методики исследования:
1. Тест САТ (Приложение А)
Сотрудники кафедры социальной психологии МГУ (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) адаптировали эту методику и в итоге разработали "Тест самоактуализации" (CAT). Опросник состоит из 14 шкал, включающих 126 пунктов, каждый из которых состоит из двух суждений ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному образу поведения.
Измеряемые параметры: временная компетентность; самоподдержка; самоактуализация ценностей; поведенческая гибкость; чувствительность к реакции; спонтанность; самооценка; самопринятие; принятие человеческой природы; синергия; принятие собственной агрессивности; контактность; когнитивные потребности; креативность.
Обработка и интерпретация результатов проводится согласно ключу.
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что старший школьный возраст характеризуется повышенным уровнем стремления к взрослой жизни и снижение показателей детского развития. Для данного возрастного периода характерным является именно устойчивость нервной системы и высокий уровень эмоциональности. Для старшеклассника характерным является высокий уровень самостоятельности и умения выражать собственное мнение в рамках определения системы собственной значимости на основе необходимости выбора собственной профессии и конкретизации аспектов будущей деятельности.
В основном, самоактуализация представляет собой определенное понятие, которое основано на предположении о том, что существует определенный личностный потенциал каждого человека, помогающий активно развивать различные свойства и качества личности человека. Самоактуализация явяется важным понятием в рамках отечественной и зарубежной психологии. Самоактуализация представляет собой воспитание и развитие личности на основе активной деятельности в рамках изменения интересов себя и общества. Данная деятельность основана на показателях реализации сознательного выбора в рамках той или иной жизненной ситуации на основании конкретного выбора.
Гендер представляет собой принадлежность человека к той или иной группе, основанной на определении пола. Нами было отмечено, что в основном, самоактуализация подростков представляет собой целенаправленный процесс развития личности ребенка, что отражает особенности развития личности подростка в целом. Основной самоактуализации в подростковом возрасте является именно гендерные аспекты личности, которые оказывают непосредственное влияние на данные процессы.
С целью формирования представлений об уровне развития полоролевой дифференциации самоактуализации старшеклассников нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики САТ. В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты исследования:
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты исследования:
– анализ результатов исследования показал, что юноши в основном, демонстрируют более высокие показатели сформированности самоактуализации по таким критериям как компетентность во времени, поддержка, сензетивность к себе и принятие агрессии. Для девушек в большей степени характерными являются такие показатели как гибкость поведения, представление о природе человека и более высокие показатели сформированности познавательных потребностей.
[...]
1. Абрахам Маслоу и трансперсональная психология // Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – Спб.: Питер, 2012. – С.489-497.
2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – Питер-Юг, 2009. – 354 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с
4. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Академия, 2012. – С.7–44
5. Галлямова, А.Р. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-6. – С. 1302-1306
6. Гамезо, М.В. Общая психология: Учебно-методическое пособие / В.С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2017. – 251 с.
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология личности. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В.В. Архангельской – М.: АСТ, 2016. – 350 с.
8. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие / М.В. Гамезо. – М: Психология, педагогика, 2011. – 302 с.
9. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академия, 2009. – 218 с.
10. Дробский, А.Н. Вопрос воспитания для современных обществ – вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее // Азбука полового воспитания, 2011. – №3. – С. 31-32.
11. Демидов, Г.П. Половое здоровье будущего поколения // Здоровье - 2010. – №12. – C. 9-11
12. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 2009. – 168 с.
13. Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения // Г. В. Залевский. – М.: ИП РАН, 2017. – 336 с.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 480 с.
15. Калинина О.Г. Полоролевая идентификация подростков / Вопросы психологии-№1. – М.: «Медицина», 2007. – 243 с.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 2014.— 252 с.
17. Леонтьев, Д.А. Методики изучения ценностных ориентации / Д.А. Леонтьев – М.: Академия, 2012. – 278 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2009. – 258 с.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 164 с
20. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти, психологический атлас человека: [учебник] / под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 248 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 720 с.
22. Самааль, Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: Автореферат диссертационного исследования кандидата психологических наук. – Ярославль, 2008. – 24 с.
23. Ульянова Т.М. Гендерная социализация: основные этапы// 2011. – 207 с. [Электронный ресурс]. URL: http://fictionbook.ru/author/liliya_veniaminovna _gradusova/gendernaya_pedagogika_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=3 .