Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания интереса у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
1.1 Проблема воспитания у детей дошкольного возраста интереса к школе в психолого-педагогических исследованиях
1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к школе
1.3 Методы и формы воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
Глава 2 Методика воспитанию у детей старшего возраста интереса к школе
2.1 Разработка комплекса педагогических средств по воспитанию у детей старшего возраста интереса к школе
2.2 Методические рекомендации по воспитанию у детей старшего возраста интереса к школе
Заключение
Список использованной литературы и электронных ресурсов
Введение Учреждение дошкольного образования, являясь первой ступенью образования, выполняет важную функцию воспитания интереса у детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе во многом зависит успешность его обучения в дальнейшем. Данный аспект представлен в Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 №228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования» [26] и Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 №229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования [27].
Исследованиями в области готовности детей к обучению в школе, повышению интереса к школьному обучению занимались такие ученые, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, Я.Л. Коломинский, Я. А. Коменский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, Е.А. Панько, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский и др.
Авторами изучен феномен готовности ребенка к школе, разработана классификация и способы ее формирования. Методические основы подготовки к школе разработаны и представлены в трудах Н.В. Авсеенко, Н.П. Аникеевой, М.А. Васильевой, А.Л. Венгер, Е.М. Дубовской, А.О. Евдокимовой, А.А. Сазоновой, В.В. Сорокиной.
Авторами указывается на необходимость организованного педагогического руководства деятельностью ребенка, в процессе которого будет проходить развитие всех внутренних сил, которые будут положительно сказываться на формировании интереса к обучению в школе.
Вместе с тем, проблема воспитания интереса к школе актуальна в наше время, т.к. система образования всё время совершенствуется и изменяется. Поэтому выдвигаются всё новые требования, продолжается поиск более эффективных методов воспитания, в том числе и в области воспитания у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе. Проблема исследования заключается в том, что, не смотря на достаточно большое количество проведенных исследований по теме готовности и интереса обучения детей к школе и разработанных программ по работе с детьми, проблема все еще остается актуальной и требует более детального изучения.
Объект курсовой работы: интерес детей старшего дошкольного возраста к школе.
Предмет курсовой работы: процесс воспитания интереса у детей старшего дошкольного возраста к школе.
[...]
Глава 1 Теоретические основы воспитания интереса у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе
1.1 Проблема воспитания у детей дошкольного возраста интереса к школе в психолого-педагогических исследованиях Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению – главный фактор, который определяет развитие личности его, успешности в обучении, во взаимодействии со сверстниками [2].
В психологической энциклопедии такое понятие, как «готовность к школьному обучению» является совокупностью морфофизиологических особенностей старшего дошкольника, которая обеспечивает успешный подход к организованному, системному обучению в школе.
В. С. Мухина указывает, что готовность к обучению в школе является желанием, осознанием необходимости обучаться, которое появляется из-за социального его созревания, появления внутренних противоречий, которые формируют мотивацию к обучению.
Готовность к школе определяется Д.Б. Элькониным в качестве «взращивания» социального правила, т. е. развития системы разных социальных отношений ребенка и взрослого.
В определении Л.А. Венгера она выступает в качестве совокупности умений, знаний, где должны находиться иные элементы, несмотря на разное их развитие. В состав данного набора входит мотивация, а также личностная готовность, к которой относится «внутренняя позиция школьника», интеллектуальная, волевая готовность.
В разных исследованиях такое понятие, как «готовность к школе» определяется как «школьная зрелость», и опираясь на работы советских учёных можно отметить, что готовность к обучению к школе – это многокомпонентное образование. Основателем данного подхода является Л. И. Божович. В ее работах можно выявить параметры психического развития детей, в т. ч. уровень мотивационного его развития. Сторонником данного мнения был А. В. Запорожец, который включал в данное понятие особенности сформированности у детей механизмов по волевой регуляции разных действий, уровня развития мотивации, познавательной деятельности и пр.
Д. Б. Эльконин указывал на необходимость акцентирования внимания на появлении произвольного поведения.
Показатели готовности к школьному обучению, выявленные
А. А. Люблинской: владение фонетически и грамматически правильной, связной речью; развитость мелкой мускулатуры пальцев, кисти руки; умение слушать.
[...]
Глава 2 Методика воспитанию у детей старшего возраста интереса к школе
2.1 Разработка комплекса педагогических средств по воспитанию у детей старшего возраста интереса к школе
Для решения задач курсовой работы, связанных с развитием у детей старшего дошкольного возраста интереса к школе был разработан комплекс педагогических средств, который включал в себя следующее:
- беседы (Приложение 1)
- дидактические игры (Приложение 2)
- конспекты занятий (Приложение 3)
- упражнения (Приложение 4).
Иллюстративный материал к дидактической игре предложен в Приложении 5.
В Приложении 6 представлен разработанный лэпбук, в который включены задания на воспитание интереса к школе.
Для успешной реализации комплекса разработанных средств и формирования интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие педагогические условия:
- формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности,
- стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы,
- формированием интереса к экспериментированию;
- систематическое взаимодействие специалистов учреждения дошкольного образования и родителей по формированию познавательной мотивации [1, с. 51–67].
В учебно-воспитательной работе с детьми лет могут быть использованы различные организационные формы и методы.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он пойдет в нее. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателя.
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Поэтому воспитатель использует следующие формы:
- Экскурсии (к зданию школы, в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую);
- Рассматривание картин о школе.
Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов;
[...]
Заключение
Ведущая роль в формировании интереса детей к школе принадлежит игре. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Значительную роль у детей этого возраста играют социальные мотивы, которые проявляются в игровой, учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Так же большую роль играет в развитии интереса к школе учебная деятельность, в которой формируются интеллектуальная активность детей. Одним из условий развития интеллектуальной активности является научению детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи. Что бы научить детей выделять умственную задачу, воспитателю необходимо при подготовки к каждому занятию, прежде всего, определить самому, какие умственные задачи он будет ставить и решать с детьми. Умственные задачи нужно подбирать таким образам, что бы решения их могло идти творческими, несколькими путями. Обучения детей умению видеть и понимать умственную задачу на занятии, использования разных способов, побуждающих к творческому выполнению её, выделения предмета познания – все это способствует познавательной активности ребенка и выступает сильным побудительным мотивом учебной деятельности.
Таким образам, воспитание у детей интереса к школе происходит через игру и занятия, постепенно готовя сознание ребенка к предстоящим изменениям.
Для формирования у детей интереса к школе старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие педагогические условия как: формирование познавательной потребности через пробуждение любознательности, стимулирование познавательного интереса посредством развивающих игр, чтением художественной литературы, формированием интереса к экспериментированию; систематическое взаимодействие специалистов учреждения дошкольного образования и родителей по формированию познавательной мотивации.
[...]
1. Абдижаббарова, Ж. Готовность детей к началу школьного обучения / Ж. Абдижаббарова // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 247-248.
2. Барабанова, М.С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе / М. С. Барабанова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4). – С. 1-3.
3. Барсукова, О.В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению / О. В. Барсукова // Школьная педагогика. – 2017. – № 2 (9). – С. 2-5.
4. Бучкова, А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 58–65.
5. Выготский, Л.С. Психология развития / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 302 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психологических функций / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2018. – 1136 с.
7. Гаязова, Л. Р. Психологическая готовность дошкольника к обучению / Л. Р. Гаязова // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2 (149.2). – С. 49-52.
8. Дубровина, И.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии / И.В Дубровина. – М.: «Юрайт», 2020. – 218с.
9. Ефимова, О.Н. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников / О.Н. Ефимова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). – С. 109-112.
10. Ефимова, Ю.В. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ / Ю.В. Ефимова // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 423-425.
11. Жукова, Н. Завтра в школу / Н. Жукова. –Екатеринбург: Литур, 2021. – 232 c.
12. Ивакина, Е. А. Психологическая готовность как успешный фактор адаптации ребенка к школе / Е. А. Ивакина // Молодой ученый. – 2022. – № 39 (434). – С. 197-199.
13. Краснобаева, П.А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П.А. Краснобаева // Молодой ученый. – 2017. – № 2 (136). – С. 602-604.
14. Крившенко, Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. – М: Юрайт, 2020 – 276.
15. Кубарева, Л.А. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева // Молодой ученый. – 2017. – № 34.1 (168.1). – С. 38-41.
16. Кузнецова, А.Ю. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе / А.Ю. Кузнецова // Молодой ученый. – 2017. – № 7 (141). – С. 447-449.
17. Макеева, Н.И. Психологическая готовность детей к школе / Н.И. Макеева // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 91–97.
18. Максимова, С.М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе / С. М. Максимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 25-27.
19. Меринова, Н.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению / Н. А. Меринова // Молодой ученый. – 2022. – № 25 (420). – С. 51-53.
20. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2018. – 479 с.
21. Пономарева, Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях / Е.В. Пономарева // Молодой ученый. – 2019. – № 35 (273). – С. 145-149.
22. Селюкова, Е.А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе / Е.А. Селюкова, М. А. Мерзликина // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 591-594.
23. Софьина, В.С. Структура психологической готовности родителей к изменению социального статуса будущих первоклассников / В.С. Софьина // Молодой ученый. – 2016. – № 23 (127). – С. 446-449.
24. Стригунова, А.Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы / А.Г. Стригунова // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1296-1299.
25. Харченко, А.К. Теоретические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению / А. К. Харченко // Молодой ученый. – 2021. – № 50 (392). – С. 142-145.
26. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 №228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 №229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования»