Введение
Обзор источников по теме
Глава 1 Общие положения о прокуроском надзоре
1.1 Общий надзор как основная отрасль прокурорского надзора
1.2 Особенности функций прокурора в процессе осуществления общего надзор
Глава 2 Сущность надзорной деятельности
2.1 Административный надзор, его виды, сущность
2.2 Общая характеристика осуществления прокуратурой надзора за деятельностью субъектов административного права
Заключение
список использованных источников
Введение Актуальность темы «Общий надзор прокуратуры за субъектами административного права» обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, прокуратура является одним из основных органов государственной власти, ответственным за обеспечение законности и защиту прав и свобод граждан. Надзор прокуратуры за субъектами административного права направлен на контроль за исполнением административных законов и предотвращение их нарушений. Это особенно важно в контексте обеспечения правопорядка и защиты интересов граждан.
Во-вторых, субъекты административного права включают в себя организации и граждан, которые осуществляют свою деятельность в рамках административного права. Надзор прокуратуры за ними способствует соблюдению правил и норм, установленных законодательством, и предотвращению возможных нарушений в сфере административного права.
В-третьих, надзор прокуратуры за субъектами административного права важен для обеспечения равноправия и справедливости перед законом. Прокуроры имеют право и обязанность проверять действия органов исполнительной власти, муниципальных органов и других субъектов административного права на предмет их соответствия закону. Это помогает предотвратить произвол и коррупцию, а также защитить интересы граждан и организаций.
В-четвертых, надзор прокуратуры за субъектами административного права способствует эффективному функционированию государства. Прокуроры вносят предложения по совершенствованию законодательства, предупреждают и устраняют нарушения, инициируют уголовные дела в случаях, когда имеются основания для этого.
Таким образом, общий надзор прокуратуры за субъектами административного права является актуальной темой, поскольку он направлен на поддержание законности, защиту прав и интересов граждан, обеспечение справедливости и эффективное функционирование государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении прокурорского надзора за субъектами административного права.
Предмет исследования – нормы права, позволяющие охарактеризовать понятие, особенности надзора прокуратуры за деятельностью субъектов административного права, а также статьи периодических изданий, научная литература.
Цель работы – на основе комплексного исследования положения законодательства исследовать понятие, сущность и специфику осуществления надзора прокуратурой за деятельностью субъектов административного права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить общий надзор как основная отрасль прокурорского надзора;
[...]
Глава 1 Общие положения о прокурорском надзоре
1.1 Общий надзор как основная отрасль прокурорского надзораУченые применяют различные подходы к понятию прокурорского надзора, в зависимости от своих исследовательских интересов и методологии. Некоторые из основных подходов включают:
1.Правовой подход: ученые, использующие правовой подход, анализируют законодательство и юридическую практику, связанную с прокурорским надзором. Они исследуют, какие полномочия и обязанности у прокуроров в рамках надзора за соблюдением закона, а также анализируют правовые нормы, регулирующие эту деятельность.
2.Институциональный подход: этот подход фокусируется на организационной структуре и функционировании прокуратуры как института. Ученые, использующие этот подход, исследуют, какая роль отводится прокурорам в системе правосудия, какие механизмы контроля и надзора существуют, и как эти механизмы влияют на прокурорскую деятельность.
3.Сравнительный подход: ученые, применяющие сравнительный подход, анализируют различные модели прокурорского надзора в разных странах. Они сравнивают правовые и организационные аспекты прокурорского надзора, чтобы выявить различия и сходства между системами и их эффективность.
4.Эмпирический подход: в этом подходе ученые собирают и анализируют эмпирические данные, чтобы изучить реальные практики и результаты прокурорского надзора. Они могут использовать опросы, интервью, анализ статистических данных или наблюдения, чтобы получить информацию о том, как прокурорский надзор функционирует на практике и какие проблемы существуют.
Эти подходы могут использоваться отдельно или в комбинации друг с другом для более полного понимания прокурорского надзора. Каждый подход имеет свои преимущества и ограничения, и их выбор зависит от конкретных целей исследования.
Согласно Кожевникову О.А. термин «прокурорский надзор» следует понимать следующим образом:
- «конкретный вид государственной деятельности;
- независимая отрасль юридической науки;
- академическая дисциплина» [10].
При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора.
Прокурор является физическим лицом, которое находится на постоянной или временной основе в прокуратуре, выполняя официальные обязанности, что предусмотрены Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 года № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» [16] или приказом вышестоящего прокурора.
[...]
Глава 2 Сущность надзорной деятельности
2.1 Административный надзор, его виды, сущность Административный надзор – это систематическое наблюдение, контроль за точным и неукоснительным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, с целью предупреждения и предотвращения нарушения этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.
Мах И.И. выделяет два основных вида административного надзора:
1.«Общий административный надзор это наблюдение органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.
Применительно к органам внутренних дел под общим административным надзором понимается систематическое наблюдение органов, подразделений и сотрудников полиции за точным соблюдением гражданами и должностными лицами законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления, а также обеспечения привлечения к ответственности виновных или принятия к ним мер общественного воздействия» [15, с. 91].
2.Специальный надзор – надзор органов внутренних дел, который распространяется на две категории объектов:
- на граждан, представляющих для органов внутренних дел определенный интерес ввиду своей противоправной деятельности (ставятся на учет, находятся под контролем и т.д.);
- на объекты разрешительной системы (огнестрельное оружие, стрелковые тиры, склады с взрывчатыми материалами и пр.). Надзор за данными объектами необходимо осуществлять ввиду их значительной общественной опасности.
Административный надзор является одним из способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, особый вид правоохранительной деятельности. Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и граждан. Этот вид надзора предназначен для контроля за исполнением действующих правовых актов в государственно-административной сфере. Особенности административного надзора заключаются в следующем:
- распространяется на поднадзорные объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, т.е. административный надзор носит надведомственный характер;
[...]
Заключение
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Прокурорский надзор представляет собой сложную систему методов и средств, направленных на обеспечение законности и защиту прав граждан. Основной целью прокурорского надзора является обеспечение соблюдения законов и предотвращение злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Прокуратура имеет право проводить проверки, расследования и инициировать уголовные дела в случае выявления нарушений закона. Он играет важную роль в поддержании правопорядка и общественной справедливости.
Надзор за исполнением законов (общий надзор) выступает ведущей отраслью прокурорского надзора, которая оказывает значительное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе и способствует нейтрализации негативных явлений, сопровождающих ход реформ в Республике Беларуси из-за несовершенства их юридического положения.
Общий надзор является фундаментальной составляющей прокурорского надзора, обеспечивая эффективность и законность исполнения законов в обществе. Важность этой отрасли проявляется в широком спектре функций и обязанностей, входящих в компетенцию прокурорского органа. Общий надзор позволяет прокурору следить за соблюдением законов и прав граждан, а также поддерживать стабильность правового порядка.
Ключевой аспект общего надзора – это защита интересов общества и обеспечение справедливости. Прокурор в ходе общего надзора контролирует исполнение законов не только в судебной системе, но и в органах исполнительной власти, правоохранительных органах, а также других организациях. Такой широкий охват позволяет прокурору реагировать на нарушения в различных сферах общественной жизни.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов делится на три группы:
1.Полномочия по выявлению нарушения закона, их причин и способствующих им условий.
2.Полномочия по предупреждению нарушений закона.
3.Полномочия по устранению нарушений закона.
Осуществление общего надзора представляет собой важную роль в деятельности прокурора, обеспечивая контроль за соблюдением законности, предупреждение и пресечение правонарушений, поддержание общественного порядка, защиту прав и свобод граждан. Функции прокурора в данном контексте выражаются в комплексном подходе к обеспечению правопорядка, требующем высокой квалификации и независимости с целью обеспечения справедливости и законности в обществе.
[...]
1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов / Г. В. Атаманчук. – Москва: Академический Проект: Культура, 2016. – 544 с.
2. Ашитко, В.П. Прокурорский надзор: пособие / В. П. Ашитко [и др.]; под общ. ред. М. А. Шостака; учреждения образования «Акад. М-ва внут. Дел Респ. Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2019. – 439 с.
3. Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
4. Василевич, Д.Г. Статус прокуратуры в системе других государственных органов / Д.Г. Василевич // Юридический журнал. – 2008. – №3. – С. 60-64.
5. Васильев, В. П. Государственное управление: учебное пособие для вузов / В. П. Васильев [и др.]. – Москва: Дело и Сервис, 2017. – 320 с.
6. Гавриленко, В. Г. Правоохранительные органы Респ. Беларусь / В. Г. Гавриленко. – Минск, 2020. – 516 с.
7. Государственное управление: учебник / Н.Б. Антонова [и др]. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2018. – 440 с.
8. Данилевич, А. А. Прокурорский надзор: учеб.-метод. пособие для студентов юрид. спец. БГУ / А. А. Данилевич. – Минск: БГУ, 2013. – 35 с.
9. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учебное пособие. / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008. – 192 с.
10. Кожевников, О. А. О направлениях деятельности прокуратуры [Электронный ресурс] / Отрасли права: аналитический портал. – Режим доступа: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/21203.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г. и 27 фев. 2022 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022. – 80 с.
12. Конюк, А. В. Прокурорский надзор в экономической сфере. Новые вызовы/ А. В. Конюк // Проблемы управления (Минск). – 2015. – № 3(56). – С. 6-12.
13. Малашко, Е. А. Прокуратура Республики Беларусь / Е. А. Малашко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2013. – 13 с.
14. Марчук В., Рочева Е. Об основных направлениях надзорной деятельности прокуратуры (на основе сравнительного анализа законодательства о прокуратуре государств-участников СНГ) / В. Марчук, Е. Рочева // Законность и правопорядок. – 2017. – № 2 (42). – С.24-28.
15. Мах, И.И. О понятии и основных признаках административного надзора/ И.И. Мах // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2016. – № 2 (12). – С. 91-95/
16. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. от 19 мая 2023 г., № 401-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
17. Пискунович, Е. С. Профилактическая деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции / Е.С. Пискунович // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 13. – С.172-176.
18. Поляков, М. П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшее образование, 2017. – 165 с.
19. Поляков, М.П. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М. П. Поляков, А.В. Федулов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 171 с.
20. Попов, Л. Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. – Москва: Инфра-М, 2017. – 318 с.
21. Сидюк, В. Н. Конституционные основы деятельности органов прокуратуры Респ. Беларусь: историко-правовой аспект / В. Н. Сидюк // Законность и правопорядок. – 2019. – № 3. – С. 49-54.
22. Сокол, С.С. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб. пособие / под общ. ред. А.К. Глюков, И.И. Пирштук, С.С. Сокол. – Минск: «БИП-С», 2001. – 212 с.
23. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/.
24. Хабаров, А. В. Прокурорский надзор: учебное пособие / А.В. Хабаров, Е.А. Хабарова. – 2-е изд., перераб. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2017. – 302 с.
25. Шостак, М. А. Прокурорский надзор: ответы на экзаменац. вопр. / М. А. Шостак. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2019. – 288 с.